КОРРЕКЦИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Фабрициус Анастасия Евгеньевна

Дата публикации: 04.06.2018

Опубликовано пользователем: Фабрициус Анастасия Евгеньевна

Рубрика ГРНТИ: 15.00.00 Психология

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Фабрициус А.Е. Коррекция словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2018/06/10049 (дата обращения: 04.12.2023)

Фабрициус Анастасия Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Аннотация

В статье рассматривается проблема недоразвития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития социогенного происхождения. Приводится описание диагностической программы, направленной на изучение особенностей и уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.  Приводится описание примерной коррекционно-развивающей программы, разработанной с учетом данных, полученных в ходе экспериментального исследования, применяемой для коррекции словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития социогенного происхождения.

 

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема познавательного развития младших школьников с задержкой психического развития, так как недостаточная сформированность познавательных процессов часто является главной причиной трудностей, возникающих в школьном возрасте у детей с диагнозом  «задержка психического развития» (ЗПР) при поступлении в школу и обучении. Необходимость качественной диагностики словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития социогенного происхождения и своевременная коррекция выявленных нарушений занимает одно из центральных мест в современной специальной психологии.

Изучением словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Р.А. Лурия, А.Р. Маллер, А.Н. Леонтьев, Г.В. Цикото, Т.Л. Лещинская, Е.А. Якубовская, О.К. Тихомиров.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников отмечают следующие авторы: В.И. Лубовский, Т.А. Фокетова, Н.А. Никашина, Т.Н. Кузнецова и другие. Они указывают на недостаточное развитие всех операций словесно-логического мышления, так как оно представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления в целом.

Цель исследования: составление примерной коррекционно-развивающей программы основанной на результатах диагностического исследования, направленной на коррекцию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Экспериментальной базой исследования является государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4». Исследование проводилось среди  учеников 4 класса с диагнозом «задержка психического развития социогенного происхождения» в количестве 7 человек.

Для реализации данной цели нами разработана диагностическая программа, включающая в себя следующие психодиагностические методики: Методика «Исключение понятий» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, Методика «Нахождение аналогий» Т. Д. Марцинковская, Методика «Выделение существенных признаков понятий» Т. Д. Марцинковская, Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, Тест Векслера (словарный субтест).

Полученные в ходе диагностического исследования результаты свидетельствуют о том, что у младших школьников с ЗПР имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые являются основой словесно-логического мышления:

-                   анализ (не могут выделить главное, увлекаются мелкими деталями и выделяют незначительные признаки);

-                   синтез (не всегда могут мысленно объединить признаки в единое целое, создать целое из частей);

-                   сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

-                   классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить, почему он так поступил, затруднена классификация по 2 и более признакам);

-                   обобщение (не могут выделить основной признак, по которому будет происходить объединение предметов в одну группу, делают обобщение по несущественным признакам).

Кроме того, эти дети часто не понимают скрытого смысла и подтекста, неспособны определять понятия в силу бедности словарного запаса и не умеют выделять существенное в предметах и явлениях.

В примерной коррекционной программе, могут использоваться следующие приемы: ориентация на умение выделять из целого части, умение объединять части, свойства и действия в единое целое, умение устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, признаками, умение распределять предметы по группам, умение объединять предметы и явления по существенным свойствам.

Для коррекции словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР могут использоваться дидактические упражнения, так как они эффективно влияют на все операции данного вида мышления. Для создания положительной атмосферы занятий, повышения эффективности занятий, могут быть использованы коррекционно-развивающие технологии, включающие элементы сказкотерапии, музыкотерапии, детской арт-терапии, а так же игровую терапию.

С учетом данных, полученных в ходе экспериментального исследования особенностей и уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР социогенного происхождения, нами разработана примерная коррекционно-развивающая программа.

Цель программы – коррекция словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР социогенного происхождения.

Задачи программы:

-                   коррекция умения расчленять сложный объект на составляющие его части и выделять в объекте те или иные его свойства, например, цвет, форму, размер, материал, с помощью дидактических игр и упражнений;

-                   коррекция умения переходить от частей к целому, объединять элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений;

-                   коррекция умения сопоставлять объекты, и, таким образом, выявлять общности и различия между ними с помощью упражнений на соотнесение предметов («картинка-картинка», «картинка-слово», «слово-слово»);

-                   коррекция умения группировать объекты по существенным признакам с помощью дидактических игр;

-                   коррекция умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу.

Данная коррекционная программа основана на следующих принципах:

1. Принцип единства диагностики и коррекции.

Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие словесно-логического мышления у младших школьников, что учитывалось при составлении программы.

2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

В соответствии с этим принципом приоритетной целью является своевременная коррекция словесно-логического мышления, которая позволит уменьшить проблемы, возникающие у детей данной категории при обучении в школе.

3. Деятельностный принцип коррекции.

В данной программе учитывается ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Таким образом, в программе подобраны  познавательные игры и упражнения со школьной тематикой.

4. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей учащихся.

Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка с задержкой психического развития, выявленные в ходе диагностической работы. В программе четко определяется темп усвоения материала, при необходимости будет проводиться дополнительная индивидуальная работа.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, физкультминутки, упражнения на релаксацию.

6. Принцип усложнения.

В данной программе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, постоянно происходит наглядное усложнение материала.

7. Учёт эмоциональной сложности материала.

Для стимулирования положительных эмоций у детей в программе в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 12 занятий, продолжительность каждого из которых — 30 мин.

Длительность программы – 6 недель, по 2 занятия в неделю.

Форма проведения — групповая.

Краткое описание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР социогенного происхождения. 

Занятие Цели и задачи занятия Содержание занятия
№1 Цель – развитие операций сравнения.

Задачи:

- развитие умения устанавливать сходства и различия между объектами с помощью упражнений на соотнесение предметов («картинка-картинка», «слово-слово»)

 

 

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Облако и камень»

II. Основная часть

 1. Упражнение «Закончи словосочетания»

2. Игра «Найди точно такой же самолет»

3. Упражнение «Колечко»

4. Игра «Что на что похоже и почему?»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Потягивание»

2. Подведение итогов занятия

№2 Цель – развитие операций анализа и синтеза.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Травинка на ветру»

II. Основная часть

1. Упражнение «Чего больше?»

2. Упражнение «Подбери нужную картинку»

3. Упражнение «Ухо-нос»

4. Игра «Я – луна, а ты – звезда»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Дракон»

2. Подведение итогов занятия

№3 Цель – развитие операций обобщения.

Задачи:

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу

 

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Тянемся к солнышку»

II. Основная часть

1. Упражнение «Подбери общее понятие»

2. Игра «Распутай узел»

3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонъ»

4. Игра «Какое что бывает?»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Потягивание»

2. Подведение итогов занятия

№4 Цель – развитие операций сравнения.

Задачи:

- развитие умения устанавливать сходства и различия между объектами с помощью упражнений на соотнесение предметов («картинка-картинка», «картинка-слово», «слово-слово»)

 

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Травинка на ветру»

II. Основная часть

1. Игра «Разные игрушки»

2. Игра «Угадай животное»

3.Упражнение «Перекрестные

движения»

4. Игра «Угадайка»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Пляж»

2. Подведение итогов занятия

№5 Цель -  развитие операций анализа и синтеза, сравнения

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения устанавливать сходства и различия между объектами с помощью упражнений на соотнесение предметов («слово-слово»)

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Весы»

II. Основная часть

1. Упражнение «Выбери лишнее»

2. Упражнение «Сравни по признаку»

3. Упражнение «Зеркальное положение»

4. Игра «Отгадай предмет по описанию»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Бабочка»

2. Подведение итогов занятия

№6 Цель – развитие операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу;

- развитие умения устанавливать сходства и различия между объектами с помощью упражнений на соотнесение предметов («слово-слово»)

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Силач»

II. Основная часть

1. Упражнение «Подбери слово»

2. Упражнение «Сравни»

3. Упражнение «Змейка»

4. Упражнение «Подбери следующее»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Повороты в стороны»

2. Подведение итогов занятия

 

№7 Цель – развитие операций анализа и синтеза и обобщения классификации.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу;

- развитие умения группировать объекты по существенным признакам

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Огонь и лед»

II. Основная часть

1. Упражнение «Закончи предложение»

2. Упражнение «Разложи по группам»

3. Упражнение «Симметричные рисунки»

4. Игра «Отгадай предмет по его частям»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Ковер-самолет»

2. Подведение итогов

занятия

№8 Цель – развитие операций анализа и синтеза и обобщения.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр и упражнений;

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Рыбки и водоросли»

II. Основная часть

1. Упражнение «Лишнее слово»

2. Упражнение ««Набор слов»

3. Упражнение «Горизонтальная восьмёрка»

4. Игра «Кто это?».

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Паучок»

2. Подведение итогов занятия

 

№9 Цель – развитие операций анализа и синтеза, классификации.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр;

-  развитие умения группировать объекты по существенным признакам.

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Лодочка»

II. Основная часть

1. Упражнение «Определи понятия»

2. Игра «Как это можно использовать?»

3. Упражнение «Раскраска с подсказкой»

4. Игра «Данетки»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Повороты в стороны»

2. Подведение итогов занятия

№10 Цель – развитие операций анализа и синтеза и обобщения.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр;

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу

I. Вводная часть

1. Приветствие.

2. Упражнение «Рыбки и водоросли»

II. Основная часть

1. Упражнения на развитие гибкости ума

2. Ситуативные «Данетки»

3. Игра «Узоры на плитках»

4. Упражнение «Анализ произведения «Два товарища»»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Паучок»

2. Подведение итогов занятия

№11 Цель – развитие операций анализа и синтеза, сравнения.

Задачи:

- развитие умения мысленно разделять объект на составляющие его элементы с помощью дидактических игр;

- развитие умения объединять аналитически выделенные элементы в единое целое с помощью дидактических игр;

- развитие умения устанавливать сходства и различия между объектами с помощью упражнений на соотнесение предметов («картинка-картинка», «картинка-слово», «слово-слово»)

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Олени»

II. Основная часть

1. Упражнение «Составляем определения»

2. Упражнение «Продолжи ряд»

3. Упражнение «Лезгинка»

4. Упражнение «Закончи фразу»

III. Итоговая часть

1. Упражнение «Глазки отдыхают»

2. Подведение итогов занятия

№12 Цель – развитие операций классификации и обобщения

Задачи:

- развитие умения группировать объекты по существенным признакам;

- развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Упражнение «Лодочка»

II. Основная часть

1. Упражнение «Классификация по обобщающему слову»

2. Игра «Кто без чего не обойдется»

3. Упражнение «Мытье головы»

4. Игра «Вордбол»

III. Итоговая часть

1. Упражнение “Поза покоя”

2. Подведение итогов занятия

Список литературы:

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.: ACADEMA, 2002. 158 с.
  2. Артемьева Т.В., Нуриева А.С. Развитие понятийного мышления детей с нарушениями речи посредством мегафор и пословиц // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: ежегодный альманах Казанского федерального университета; под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань: Отечество, 2007. 380 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержой психического развития: Учеб. пособие -  М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. 120 с.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.