Аннотация. В статье рассматривается участие органов государственной власти в обеспечении кадрами лечебно-профилактических учреждений. Также проведён анализ и дана оценка деятельности органов государственной власти.
Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения является государственной стратегией в сфере здравоохранения, касающейся развития профессионализма и компетенции кадров, работающих в системе здравоохранения. Также можно сказать, что государственная кадровая политика в здравоохранении является рационально организованной работой кадров на всех уровнях системы здравоохранения.
Государственной кадровая политика имеет ключевое значение в развитии сферы здравоохранения в целом и признана как на государственном, так на региональном и муниципальном уровнях управления данной сферой в качестве одной из ведущих задач для повышения качества медицинских услуг и их доступности. Опыт показывает, что без высоко квалифицированного штата сотрудников сфера здравоохранения может оказаться в плачевном положении.
На сегодняшний день дефицит квалифицированных кадров является всеобъемлющей проблемой в Российской Федерации, затрагивающей абсолютно все сферы и отрасли.
К сожалению сфера здравоохранения не послужила исключением. Наоборот, ежедневно мы сталкиваемся с некомпетентностью врачебного персонала напрямую или часто слышим из средств массовой информации сообщения о том, что вместо квалифицированной помощи медицинского персонала, граждане, обращающие в медицинские учреждения, получают ущерб здоровью или даже жизни.
Только образованные и квалифицированные кадры, имеющие хорошее воспитание, высокий уровень ответственности и самоорганизации способны обеспечить результативность системы здравоохранения в целом, эффективно организовывая работу в отдельных субъектах и структурах здравоохранения.
Основными проблемами кадрового обеспечения являются:
сегментация рынка труда, не совпадающая ни с сегментацией образования, ни с запросами работников;
снижение качества профессионального образования;
ухудшение профессиональной подготовки на рабочих местах.
Что касаемо содержания государственной кадровой политики, то основные положения по её реализации закреплены в Национальном проекте “Здоровье”
который наряду с другими национальными проектами был представлен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации 5 сентября 2005 года.
Национальный проект “Здоровье” включил в себя следующие комплексы мероприятий:
1. по укреплению первичного звена медико-санитарной помощи;
2. по усилению профилактической направленности здравоохранения;
3. по совершенствованию организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
4. по улучшению кадрового обеспечения медицинских организаций [1].
Благодаря проекту “Здоровье” возросла роль профессионально-кадрового механизма государственного регулирования системы здравоохранения, а именно числе первой необходимости выступило обеспечение квалифицированными врачами и средним медицинским персоналом государственные здравоохранительные учреждения, а также выстроить логистику всего процесса оказания медицинской помощи, преемственно на всех этапах.
Для реализации Национального проекта «Здоровье» привлекают различные Центры повышения квалификации специалистов здравоохранения и отделения по повышению квалификации при медицинских училищах и колледжах [4]. В данных отделениях повышения квалификации средний медицинский персонал, который участвует в оказании медико-санитарной помощи (фельдшеры, участковые медсёстры) обучают проведению диспансеризации, грамотному оформлению документации, обеспечению лекарственных препаратов и прочему.
Значительной проблемой в здравоохранении является недостаточность кадров на периферии. На сегодняшний день система государственного распределения выпускников медицинских средних и высших учебных заведений утратила свою силу со времени распада Советского Союза. Интерес молодых специалистов теряется при перспективе работать в отдалённых от развитых городов районах, с плохо развитой инфраструктурой и низким условием социального благополучия.
Конституция гарантирует право на медицинское образование, которое не предусматривает обязательного распределения. И государство безусловно обязано соблюдать демократические принципы в данной проблеме, но и оставлять отдалённые от развитых городов территории без высококвалифицированных медицинских кадров нельзя. Для этого необходима кадровая политика, которая бы предусматривала различные мотивации для привлечения медицинских специалистов на периферию и позволила бы укомплектовать медицинские учреждения по всей стране как средним медицинским персоналом, так и врачами.
На сегодняшний день, для пропорционального распределения медицинских кадров на периферии, Правительством Российской федерации была инициирована Программа “Земский доктор”. Программа является мотивационной и разработана для привлечения в сельскую местность молодых специалистов на старше сорока пяти лет. В качестве мотивации молодым специалистам предоставляется разовая выплата в размере 1 миллиона рублей
в качестве стартового капитала для переезда к месту работы. Как потратить миллион подъемных средств можно решить самому, но чаще всего эти деньги используется на покупку или строительство жилья.
Данная целевая программа начала функционировать с 2012 года и активно используется на всей территории нашего государства. Программа регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» с пояснительной запиской, изменениями и дополнениями, среди которых ключевую роль для федеральной программы сыграли изменения, принятые в 2011 году, посвященные реформированию системы здравоохранения [2].
Для повышения уровня квалификации медицинских работников, был разработан приоритетный проект “Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8) [3].
Целью данного проекта является обеспечение отрасли квалифицированными специалистами за счет внедрения процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности.
Основными результатами внедрения проекта послужили проведение процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Аккредитация проводится в 97 аккредитационно-симуляционных центрах, которые функционируют на базе образовательных и научных организаций. Для проведения на постоянной основе первичной, первичной специализированной и периодической аккредитации медицинских специалистов организованы и функционируют 17 независимых аккредитационных центров. Данные центры функционируют в каждом федеральном округе, а также 9 в городах с населением более 1 млн. человек.
По итогам проделанной работы в области аккредитации медицинского персонала, было аккредитовано и допущено к профессиональной деятельности более 1 млн. 900 тыс. специалистов, включая средний медицинский персонал, из которых не менее 92 тысяч – специалисты “участковой службы” [5].
На обеспечение проекта из бюджета были выделены средства. Информация об источниках финансирования и годах реализации проекта приведена в таблице 1.
Табл. 1 Бюджет приоритетного проекта
Таким образом мы видим, что органами государственной власти проводится активная работа в области кадровой политики в здравоохранении и работа по развитию сферы здравоохранения в целом. За последние годы проведена огромная работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области кадровой политики. Также было выделено большое количество бюджетных средств на реализацию программ, касающихся привлечения медицинских кадров в сельскую местность и на развитие кадров за счёт регулярного проведения процедур первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов в современных, высокотехнологичных центрах функционирующих на базе образовательных и научных организаций.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
2. Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” от 29.11.2010 N 326-ФЗ
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 “О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения”.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 614-р “О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года”.
5. “Паспорт приоритетного проекта “Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8).