ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ

Поскряков М.Ю.

Дата публикации: 05.06.2018

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

Ключевые слова: , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Поскряков М.Ю. Образовательная миграция как способ развития национальной экономики РФ // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2018/06/9992 (дата обращения: 21.11.2023)

Аннотация

В данной статье автором рассматриваются основные проблемы образовательной миграции в Российской Федерации. Проводится анализ влияния образовательной миграции на различные сферы государства.

 

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации является отражением особенностей развития нашей страны в социально-экономической и политической сферах и сталкивается с множеством проблем, одно из которых является утечка кадров и острая нехватка в стране высококвалифицированных кадров.

Несмотря на то, что миграционные потоки в РФ ежегодно увеличиваются, они не могут в полной мере улучшить демографическую ситуацию и обеспечить необходимость в тех работниках, которые бы способствовали развитию национальной экономики нашей страны. По сравнению со своими предшественниками, сегодняшние мигранты в основной массе своей являются выходцами из стран СНГ и обладают низким уровнем образования, профессионально-квалификационной подготовки, культуры и знания русского языка [1].

Превалирующее число прибывающих мигрантов способны выполнять работу, которая не требует определенной квалификации, стоимость которой небольшая, а условия труда – тяжелые и не слишком привлекательные для граждан РФ. А ведь для развития для развития инновационного потенциала и экономики России в целом требуется привлечение на долгосрочной основе иностранных высококвалифицированных специалистов и инвесторов.

В 2012 году РФ В.В. Путиным была утверждена «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1], в которой были указаны основные направления государственной миграционной политики в области в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности, которые включали в себя различные преференции: упрощенный порядок получения иностранными студентами вида на жительство в РФ, предоставление жилья, обеспечение рабочими местами после окончания обучения в вузе, финансовая поддержка высшим учебным заведениям, которые осуществляют обучение иностранцев и другие.

Такое явление, как «утечка мозгов» из России, начавшееся еще в 80- гг. прошлого века, наблюдается и по сегодняшний день. По оценкам Комиссии по образованию Совета Европы, потери от эмиграции ученых составляют $50-60 млрд в год, а по другим данным – с отъездом одного ученого из России страна в среднем теряет $300 тыс. [3]. А ведь высококвалифицированные специалисты, имеющие качественное образование, опыт научной работы и способные к инновационным мыслям играют основополагающую роль в развитии страны.

Драматичность ситуации также обусловлена тем, что в целях улучшения жизни из страны уезжает 3 категории людей:

1) наиболее квалифицированные кадры;

2) молодежь;

3) мужчины.

По сути, Россия лишается самой лучшей части общества, наиболее мобильной и адаптирующейся к новым условиям жизни. При этом причины эмиграции в более развитые, чем наша, страны не меняются уже на протяжении полувека: высокая заработная плата, условия работы, отсутствие бюрократии, возможности для науки. Наибольшая востребованность в квалифицированных кадрах в РФ сегодня наблюдается в сфере здравоохранения, программирования, химии, молекулярной биологии, химии.

К тому же, развитые страны вкладывают больше средств в развитие науки, чем у нас. Получается, что многие российские ученые уезжают из страны не только для того, чтобы получать больше денег и иметь хорошие условия для жизни, но и для того, чтобы развиваться в профессиональном плане.

Образовательная миграция имеет огромное значение не только для развития экономики нашей страны, но также несет и другие положительные эффекты [5]:

· В политической сфере: Обучение иностранцев является возможностью для формирования будущей элиты в принимающих странах. Посредством студентов, получивших образование в России, гораздо проще и эффективнее устанавливаются связи с посылающими государствами. То есть образовательную миграцию можно рассматривать в качестве инвестиций, которые дадут мультипликативный эффект в будущем;

· В демографической сфере: иностранные студенты, остающиеся в России после окончания вуза, являются демографическим потенциалом. Именно студенты, которые уже адаптировались к условиям жизни в Российской Федерации, являются наиболее привлекательной категорией мигрантов и могут улучшить демографическую ситуацию в стране.

· В общественной сфере: учебная миграция способствует распространению инноваций, высокотехнологичных решений и развитию наиболее перспективных секторов – здравоохранение, образование, информационные технологии, здравоохранение и т.д. Иностранные студенты и выпускники вузов могут стать потенциальным ресурсом для пополнения недостающих квалифицированных кадров в России, ведь образование за рубежом получают обычно самая энергичная, мотивированная и легко адаптируемая молодежь. Для потенциальных работодателей иностранный выпускник имеет преимущество по сравнению с только что прибывшим в страну мигрантом, ведь за годы учебы такой студент овладел русским языком, знает российские традиции и обычая, ознакомлен с законами и условиями приема на работу;

· В сфере экономики: Обучение иностранных студентов приносит прямые денежные доходы в национальную систему образования. Среднегодовая стоимость обучения иностранного гражданина в России составляет около $3000. Плюсом к этому идут огромные расходы иностранных студентов на питание, досуг, оплату жилья и транспортные услуги.

Таким образом, мы видим, что образовательная миграция является эффективным и перспективным способом развития нашей страны. Необходимо осуществлять работу с иностранными студентами, которые могут послужить хорошим умственным потенциалом для России: увеличить количество квот в вузах для обучения иностранных граждан, упростить получение разрешительных документов на пребывание в РФ и российское гражданство выпускникам вузов, предоставлять льготы на оплату обучения и т.д.

Список литературы

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Президентом РФ 13.06.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

2. О плане мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 № 2122-р // СПС «КонсультантПлюс».

3. Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспечения стабильности в

современном мире: российский и зарубежный опыт: Сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти / Под ред. д-ра экон. наук Е.В. Зарова, д-ра экон. наук Р.А. Абрамова // Режим доступа: http://old.fa.ru/faculty/gufk/nso/Documents/sbornik_Migratsia.pdf

4. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России / Е.А. Громова, Г.Н. Бояркин // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 105-113.

5. Митин, Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения / Д.Н. Митин // Вестник РУДН. Серия: политология. – 2016. – № 3. – С. 123 – 133.

6. Мухамадеев, Э.А. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации / Э.А. Мухамадеев // Экономика и социум. – 2015. – № 2-4 (15). – С. 1123-1126


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.