СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОС.СОБСТВЕННОСТЬЮ

Якиева Яна Рамиевна

Дата публикации: 24.08.2017

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом, 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Якиева Я.Р. Совершенствование системы управления гос.собственностью // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2017/08/9786 (дата обращения: 24.11.2023)

Особое место в развитой рыночной экономике занимает государственная собственность. Государство выступает как собственник имущества и предприниматель, а также как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью. В условиях глобализации, мирового финансово-экономического кризиса, только государство и, в частности, государственная собственность способны обеспечить необходимую реструктуризацию в области производства товаров и услуг, позволяющую интегрировать российские предприятия в качестве полноправных партнеров в мировой рынок [12].

Возможности качественного преобразования института государственной собственности как фактора, задающего динамику экономического развития, составляют предмет исследования многих зарубежных и отечественных научных школ. Выводы ученых единодушно указывают на необходимость совершенствования защиты прав собственности в экономической системе, в том числе повышения эффективности управления государственной собственностью [6-11, 13-15].

Система управления федеральной собственностью представляет собой открытую систему, на успешное функционирование которой влияет ее способность своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, то есть развиваться и соответствовать требованиям времени. Сегодня основное направление развития всей системы управления федеральной собственностью задает государственная программа «Управление федеральным имуществом» [3].

Данная программа призвана усовершенствовать систему управления федеральным имуществом в Российской Федерации, опираясь на такие принципы:

  • принцип определенности – формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способов ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
  • принцип прозрачности – обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
  • принцип обеспечения баланса интересов – принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
  • принцип непрерывности осуществления контроля – непрерывный контроль  за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
  • принцип проектного подхода – определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности [3].

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации устанавливает следующие цели по совершенствованию системы управления государственной собственностью [2]:

  • оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов госсобственности в хоз. оборот;
  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • повышение конкурентоспособности организаций госсектора, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.

Для достижения этих целей требуется решение таких задач, как:

  • полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав государства на них;
  • классификация объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления ими;
  • оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
  • установление целей государственного управления для каждого объекта управления (группы объектов);
  • обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
  • обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Основной стратегией совершенствования системы управления государственной собственностью является передача основных рычагов управления государственным имуществом в субъекты Российской Федерации. Но здесь следует подчеркнуть, что основные решения по эффективному управлению федеральной собственностью и контроль их выполнения в субъектах Федерации остаются за Мингосимуществом России и Правительством РФ. При этом непосредственно из центра предполагается управлять примерно 200 – 300 наиболее крупными и важными для государства объектами федеральной собственности. Управление остальными объектами должно остаться за территориальными органами, действующими под руководством центрального органа Мингосимущества России [4].

Конечным результатом такой стратегии должно стать окончательное распределение всего объема государственной собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами. В рамках этого должна быть также решена задача очищения государственного бизнеса от социальной сферы путем передачи ее муниципалитетам с переводом им соответствующих финансовых потоков.

Деятельность территориальных органов управления государственным имуществом должна быть построена таким образом, чтобы объектом их управления был имущественный комплекс всего региона, во всей его целостности, а не отдельные предприятия. Посредством этого будут созданы предпосылки и к системному управлению государственным имущественным комплексом в целом [4].

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
  2. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) // СПС «Гарант».
  3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327// СПС «Гарант».
  4. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы      реформирования системы управления государственной      собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с.
  5. Гусев Ю.Н. Государственная программа по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года – как государству стать эффективным собственником? // Имущественные отношения в Российской Федерации.  - 2014. – №3 (150). – С. 6-9.
  6. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Гарифуллина А.Ф.. Российский электронный научный журнал. 2013. № 5. С. 126-129.
  8. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ.  Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  9. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ. Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.
  10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  11. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Макарова К.В., Гарифуллина А.Ф.. Экономика и социум. 2013. № 2-2 (7). С. 35-38.
  12. Разумова Е.В. Основы совершенствования системы управления федеральной собственностью в Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN615.pdf (доступ свободный).
  13. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640.
  14. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ.. Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществеМатериалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.