СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Мариева Екатерина Александровна

Дата публикации: 29.04.2017

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Мариева Е.А. Социальные ориентиры самореализации личности подростка в танцевальных коллективах Великого Новгорода // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2017/04/8556 (дата обращения: 21.11.2023)

«Социальные ориентиры самореализации личности подростка

в танцевальных коллективах Великого Новгорода».

 

© Copyright: Мариева Екатерина Александровна (ученица 10 класса МАОУ СОШ №10), текст

© Copyright: Гуреев Максим Вячеславович, редакторская правка

Содержание:

1. Введение.

2. Самореализация как потребность: способы, вопросы и проблемы.

3. Способы самореализации.

4. Развитие творческих способностей подростков с помощью средств танцевального искусства.

5. Специфика развития образцового коллектива (хореографического ансамбля) «Юность».

6. Патриотизм и лидерские качества как необходимые условия эффективной самореализации.

7. Заключение.

8. Список источников.

9. Приложения.

 

1. Введение.

 

На сегодняшний день развитие отечественных физической культуры и спорта достигло такого уровня, при котором человек имеет возможность выбора именно той формы психофизической активности, которая ему подходит в наибольшей степени. Для большинства людей участие в танцевальных коллективах – это один из замечательных способов поддержания и развития великолепной соматической формы. Посвящение своего досуга именно танцам, которые предполагают движения в определённых ритме и темпе, задаваемых конкретной музыкой, способствует эффективной работе всех органов и систем тела и является весьма полезным процессом для оздоровления молодёжи. Данная закономерность связана с тем, что увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, положительное развитие физических качеств, оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем.

Большинство людей рассматривает танцевальное искусство исключительно как возможность иметь хорошую физическую форму. Однако, на мой взгляд, данный обывательский подход не совсем правомерен и очевидно однобок; со своей стороны я решила установить, действительно ли танцевальная культура – это исключительно «красивая и функциональная фигура» или, помимо этого, танцы (как один из основополагающих элементов искусства) являются эффективным способом проведения активного творческого досуга, способствующего самовыражению и самореализации личности подростка. Данное исследование я проводила среди «тинэйджеров» Великого Новгорода.

Актуальность моей работы определяется возрастающим вниманием современных психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции и уникального жизненного стиля современного человека, в формировании которых личностная и профессиональная самореализация играют решающую роль. Социальные ориентиры самореализации в современной науке изучены  недостаточно. Вместе с тем проблема актуальна как для социологии, так и для целого ряда других социально-гуманитарных наук: культурологии, истории, антропологии, социальной философии, социальной психологии и т.д. Темпы современной цивилизованной жизни провоцируют формирование не только повышенной активности каждого человека, но и выработку гибкости его мышления и поведения, а также морально-психологическую устойчивость к динамичным социальным изменениям. По вполне понятным причинам указанные качества могут быть вписаны в общие процессы социализации и самореализации. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствуют сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности.

Целью моего исследования является определение социальных ориентиров самореализации личности подростков в танцевальных коллективах Великого Новгорода.

В качестве задач сформулированы следующие:

1) определение степени влияния танцевальных коллективов Великого Новгорода на самореализацию личности подростка;

2) проведение опроса на данную тему;

3) выявление влияния танцевального коллектива Великого Новгорода «Юность» на самореализацию личности.

Что касается методологии исследования, то, на мой взгляд, наиболее целесообразно использование такого подхода, как аксиологический, и следующих методов:

1) общенаучных (наблюдение, описание, сравнение);

2) специализированных (статистический и соцопрос).

Научная новизна: на сегодняшний день тема социальных ориентиров самореализации личности в танцевальных коллективах Великого Новгорода мало изучена. Качество и количество найденных мною источников не удовлетворяет всю совокупность моих исследовательских интересов по данной теме.

Объектом моей деятельности является танцевальный коллектив.

Начну своё исследование с определения понятий, которые мне необходимо использовать в данной работе.

Итак, российский языковед С.И. Ожегов утверждал, что ориентир – это избранная цель в жизни, поведении [1].

Социальный, по мнению данного автора, – это значит «общественный», то есть относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе [2]. Соответственно, можно сделать вывод о том, что социальный ориентир – это в некотором смысле общественная цель в жизни.

Под самореализацией мы будем понимать не только процесс самопознания личности и её совершенствования, но и результаты её практически перманентного роста и работы с собственным внутренним потенциалом. О гражданах, которые смогли более-менее достойно реализовать свои внутренние ресурсы, обыватели, как правило, говорят, что те состоялись в жизни, стали успешными. Тем не менее, чтобы это событие, действительно, произошло, человеку необходимо постоянно развиваться в разных плоскостях и сферах. Концепт «самореализация» связан с наработкой определённых критериев оценки достижений, со стремлением к какому-то морально-эстетическому идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свои представления о ценности индивида. Согласно официальным источникам, впервые понятие самореализации употребил на публичном уровне в 1962 году исследователь Ф.Г. Бредли. Однако, это был далеко не единственный автор, который интересовался разработкой данного концепта, как минимум, с середины ХХ столетия. Примерно в это же время самореализация оказалась в центре внимания различных учёных и других интересующихся людей благодаря работам таких американских психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм [3].

Определив для себя значение понятия «самореализация», я разобралась со значением термина «личность». По мнению автора толкового словаря Д.Н. Ушакова, личность – это отдельное человеческое Я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Это – человек с точки зрения его характера, поведения, общественного положения [4].

Следующее понятие, которое нам необходимо разобрать – это «танцевальный коллектив». В большинстве случаев под данным символическим конструктом понимается группа более-менее профессиональных актёров, состоящая из двух и/или более активных участников. Согласно статистическим данным, чаще всего эти артисты самореализуются в каком-то определённом стиле танца с использованием соответствующего музыкального сопровождения. Помимо этого, бывают коллективы профессиональных танцоров, мастерство которых позволяет им выступать в разных стилях, обеспечивая универсальность их творческого развития и эффективность в участии практически в любом концертном, эстрадном и прочем мероприятии. В силу определённых объективных причин последний вариант является наиболее популярным и востребованным.

Творческая активность в качестве одного из наиболее важных и вариативных видов человеческой деятельности различными способами влияет на более полноценное развитие каждой личности, позволяя её выявлять и развивать свои индивидуальные, особенные способности и черты характера. Согласно принципам, описанным ещё советским психологом С.Л. Рубинштейном, человек в процессе осуществления своей творческой деятельности формирует свою личность, определённым образом самоутверждается и самореализуется [5]. Человек, сумевший открыит в себе источники перманентного и более-менее осознанного интереса к многогранному творчеству, к реализации своих многочисленных способностей и возможностей, гораздо более успешно адаптируется к изменяющимся внешним условиям, к социокультурной и прочей конъюнктуре, гораздо легче и эффектнее создаёт свой индивидуальный стиль деятельности, в большей степени способен к самосовершенствованию и самовоспитанию, чем многие другие его современники. Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед личностью наиболее перспективные формы самоутверждения и самореализации, поскольку огромную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а именно их психическая переработка, становление и развитие внутреннего мира личности. Принципиально важен версифицированный процесс, в ходе которого открывается истинный смысл жизни и деятельности конкретной личности, что, собственно, и является закономерным результатом самореализации.

2. Самореализация как потребность: способы, вопросы и проблемы.

Потребность в самореализации является одной из доминирующих в сфере духовных потребностей личности. Данная потребность выступает в роли принципиально важного источника ценностно-смысловой активности человека, нацеленной на творческое преобразование как окружающего, так и внутреннего мира. Если обратить внимание на пирамиду потребностей, иерархическую модель которой разработал известный психолог А. Маслоу в 40-ых годах предыдущего столетия, то можно заметить, что финальной ступенью таковой как раз таки и являются духовные потребности – они выражают настойчивое желание личности раскрыть свой потенциал как можно полнее, шире, объёмнее. Можно отметить, что данная психическая тенденция мотивирует самых разных людей заниматься теми или иными видами творчества, целенаправленно и осознанно посещать музеи и театры, всяческими способами развивать свои таланты и конструктивные способности. Помимо этого, люди, сумевшие сполна удовлетворить свои потребности на нижних ступенях пирамиды, при достижении пятой стремятся найти смысл своей жизни, познавать окружающий мир с точки зрения его устройства, защищать свои специфические и не всем понятные взгляды, бороться за социальную справедливость. Согласно позиции Абрама Маслова, глагол «самореализоваться» означает для конкретного человека «стать тем существом, которым он в принципе может стать при достижении вершины своего потенциала». По сути дела, эта символическая вершина зачастую выступает в качестве источника ценностно-смысловой активности личности, нацеленной на конструктивно-творческое преобразование мира в целом. Кроме того, следует отметить тот факт, что самореализация – это отнюдь не единичный акт, а целый сложный процесс постоянного преодоления противоречий, возникающих в процессе изменения структуры самой личности, с целью максимально полного раскрытия сил, потенций и способностей таковой [6].

Различные вопросы, связанные с многогранным процессом самореализации, издавна интересуют выдающиеся умы древности. К примеру, достаточно много рассуждений о значимости данного процесса для полноценной жизни личности мы можем встретить в различных работах такого гения своей эпохи, как Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Примечательно, что данный автор утверждал, в частности, следующую формулу: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека» [7]. С другой стороны, если мы обращаемся к статистическим данным, то можем обнаружить, что примерно лишь 1% населения земного шара доходит до указанной наивысшей ступени развития человека (согласно вышеобозначенной пирамиде потребностей американского психолога А. Маслова). Возникает вполне закономерный вопрос о том, каковы же причины столь неутешительной цифры. Среди промежуточных версий ответов у разных аналитиков можно встретить, например, такие: а) возможно, что оставшиеся 99% далеко не в полной мере осознают и понимают, что такое самореализация в целом и для чего она вообще нужна человеку; б) может быть, большинство людей попросту не видит своего богатого интересного потенциала и, соответственно, не в состоянии им по достоинству воспользоваться.

По мнению А. Маслоу, необходимость в самовыражении, самореализации заложенного в каждом человеке потенциала находится на самом верхнем уровне анализируемой данным исследователем пирамиды, эффектным и эффективным образом украшая таковую. С точки зрения этого американца с российско-еврейскими корнями, удовлетворение данной наивысшей потребности является наиболее сложной задачей по сравнению с освоением начальных уровней: потребностей физической сущности (необходимость в пище, воде, сне, отдыхе, интимных контактах), в безопасности и социальных  взаимоотношениях (дружбе, любви, уважении). С точки зрения данного психолога, добраться до столь высокой ступени пирамиды удаётся не более, чем 4% представителей человеческой популяции. Примечательно при этом, что удовлетворение личностью её жажды самореализации даже на 40-50% позволяет ей ощущать себя счастливой [8]. Вспоминаются в связи с этим и весьма точные слова одного из основоположников борьбы самбо Анатолия Аркадьевича Харлампиева, цитируемые героем Андрея Ростоцкого в художественном фильме «Непобедимый» (киностудия имени М. Горького, 1983): «Каждый человек наделён огромным запасом творческих сил, но у большинства людей они дремлют неразбуженными. Пробудить эти силы – и есть наша самая главная задача».

Научные сотрудники Университета штата Аризона, Миннесотского университета в США и Университета Британской Колумбии в Канаде не так давно предложили общественности обновлённый вариант пирамиды А. Маслоу. В уже классической пирамиде выделяется пять уровней, на которых расположены различные потребности человека; базисом являются физиологические нужды (голод, жажда, половое влечение, погашение агрессивных реакций …) [9]. По логике популяризатора этой иерархии, потребности вышележащего уровня приобретают значимость лишь по мере удовлетворения нижележащих, и человек продвигается вверх, достигая со временем последней ступени – потребности в самореализации/самоактуализации [10]. Разумеется, здесь мы видим некоторое противоречие с теми стереотипами, которые многие люди транслируют друг на друга в виде цитат, даже не задумываясь и уж тем более не осуществляя их системной проверки в социальных практиках. К примеру, это касается расхожей в своих значениях и интерпретациях фразы о том, что «художник должен быть голодным».

По вполне понятным причинам в стане учёных также далеко не все солидарны с основными положениями концепции автора «иерархии потребностей». Вышеуказанное распределение нужд личности по степени их значимости представляется, как минимум, неоднозначным. Интересный мировоззренческий и психолого-педагогический принцип предложил, в частности, известный американский мотиватор Дейл Карнеги: «Плохих людей не существует – есть лишь плохие обстоятельства, с которыми нужно бороться». Различные интересные цитаты о жизни из книг данного автора уже давно стали сверхпопулярными, превратились в полезные советы в форме пословиц. Некоторые из этих фраз-формул стали эффектными девизами, которые с достаточно большим успехом применяются на многочисленных современных тренингах по успешному ведению бизнеса в разных странах. На сегодняшний день имя Карнеги известно практически всем тем людям, которые занимаются самосовершенствованием и своим личностным ростом или хотя бы теоретически интересуются данными процессами. Большинство книг знаменитого американского писателя, оратора и преподавателя стали в ХХ веке мировыми бестселлерами и остаются таковыми по сей день. Для любого современного здравомыслящего человека не подлежит сомнению тот факт, что реализация им его наличного потенциала, успешное применение на практике знаний, умений и навыков в значимых для его персоны сферах деятельности – это перманентная составляющая для счастливой жизни личности [11].

 

 

3. Способы самореализации.

Ваш самый главный актив – это вы сами.

Вложите своё время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива

(Том Хопкинс)

 

Практически каждый ищущий смысла, мыслящий человек задаётся подобными вопросами: «Каким адекватным образом я могу реализовать себя, свои способности, свой потенциал? В чём моё призвание, моя миссия и смысл конкретно моей жизни? Какие адекватные способы подобрать именно для моей самореализации? Для чего, вообще, я живу?». Понятное дело, способы личной самореализации могут быть весьма различны, посему и ответы на подобные вопросы должны быть корректно персонализированы; несмотря на то, что наличие устремлённости к удовлетворению духовных потребностей универсально для всех людей. Если не экспериментировать со способами своей самореализации, не заниматься своим личностным ростом, то индивид всерьёз рискует прожить свою жизнь впустую, занимаясь удовлетворением лишь своих базовых потребностей. Следует помнить о том, что счастье открывается человеку лишь при выполнении того условия, что он реализует себя максимально полно, открывает смысл своего персонального существования [12].

Способы самореализации и глубинного понимания, адекватный выбор конкретной сферы деятельности помогают личности раскрыть свой специфический потенциал, понять свои ключевые и второстепенные способности, постигнуть себя истинного. Можно добиться чего угодно при огромном желании, но не следует забывать акцента насчёт того, какой именно ценой это будет достигнуто. Нужно ли прирождённому музыканту учиться пробивать своей головой стены, как монахи Шаолиня, или вешать людям лапшу на уши, как умеют делать политики? Вопрос, разумеется, риторический. Исходя из этого, следует обострять внимание обывателей и всех остальных граждан применительно к теме адекватного раскодирования своей Жизненной Миссии. По вполне понятным причинам полноценно понять себя возможно только в результате активного взаимодействия с другими людьми, с себе подобными (хотя это нисколько не отменяет ценности взаимодействия с себе неподобными и с самим собой, не аннулирует значимость медитативных и прочих практик). Каждый высококвалифицированный современный психолог рекомендует личности в процессе осознания себя, открытия и раскрытия собственных талантов, научиться принимать себя и любить такой, какой она является независимо от стереотипных трактовок (тем паче независимо от постоянно меняющейся политической, религиозной, эстетической и прочей идеологии, выражаемой на публичном уровне различными референтными группами). Конкретные шаги в процессе прохождения пути личностной самореализации выражаются, проявляются через достаточно напряжённую работу над собственной личностью, посредством раскрытия своих душевно-духовных позитивных качеств, талантов, задатков, способностей.

Ещё один принципиально важный вектор развития процесса самореализации – это выработка ценностных ориентиров в жизни, грамотное выстраивание ценностной иерархии, в которой выделяются как доминирующие акценты, приоритеты, так и второстепенные категории и понятия. Многоплановая историческая практика человечества, взятая в её статистическом срезе и этических интерпретациях, показывает, что целесообразно определять для себя именно такую сферу профессиональной деятельности, которая органично коррелирует с потребностями именно твоей души, а не только со стереотипными ценностями достижения высокого социального статуса и/или огромной заработной платы.

После определения ключевых приоритетов для своей деятельности начинается непосредственное развитие личности через конкретные действия, выработку веры в себя и реализацию обозначенной цели. Как отмечают многие успешные люди (такие, как Джон Рокфеллер, Наполеон Хилл, Роберт Кийосаки, Ричард Брэнсон, Алекс Яновский и многие другие бизнесмены и общественные деятели) ключевым компонентом в достижении цели является преданность своей мечте, неустанное стремление идти вперёд и достигать намеченных результатов, вставать даже тогда, когда уже упал сто раз. Целеустремлённая личность должна настойчиво применять формулу: «Шаг назад – два шага вперёд!». Для успешной самореализации каждому индивиду необходимо обладать сильным желанием заниматься любимым делом. Любить не то, что положено, где-то принято, кем-то поощряется, а именно то, что проистекает из недр твоей собственной души, то, без чего ты, по большому счёту, не можешь полноценно жить. Успешная личность – это та, которая научилась выстраивать правильные для себя приоритеты и отсеивать все лишние мысли. В её голове царят именно те образы и настройки, которые позволяют преодолевать всевозможные трудности и преграды, неизменно развиваться именно в своём любимом деле. Кроме того, принципиально важно, научиться не бояться возможных ошибок, помнить русскую поговорку о том, что «за битого двух небитых дают» (но, разумеется, только в том случае, если этот «битый» Судьбой извлёк уроки из пройденных им ситуаций). По большому счёту, именно во всём перечисленном выше и заключается формула успешного личностного роста.

Разумеется, вышеописанные способы личностной самореализации дают далеко не исчерпывающую картину, и существует множество других, подобных им и/или взаимосвязанных с ними. Свою персональную самореализацию каждый проходит своим специфическим путём, согласуясь со своим внутренним голосом. Подсказками же в ходе выбора своего уникального набора способов самореализации являются непреодолимое желание заниматься конкретным видом деятельности, которая приносит нравственное, эстетическое и прочее здоровое удовольствие, а также труднообъяснимая бессознательная концентрация на сформулированной цели (в большинстве случаев правильная цель может даже являться в сновидениях).

Таким образом, тема самореализации личности является одной из наиболее остроактуальных в современной психологии. От решения связанных с нею социокультурных и личностных проблем, по большому счёту, зависит то, как будут развиваться дальше и Россия, и мир в целом, будут ли «бараны, родства непомнящие» плодить таких же «баранов» или же человечество, вступившее в так называемую Эру Водолея, всё же, проснётся и возьмётся за собственный ум, перестанет слепо доверять тем костылям, которые предлагают такие узурпаторы власти, как политиканы и попы. Развернувшиеся в настоящее время на глобальной арене социально-экономические, культурные, политические трансформации оказывают существенное влияние на все стороны личностного развития и качество взаимосвязей человека с окружающим его миром и другими людьми. Кардинальность очевидных и скрытых перемен настолько велика, что не могла не сказаться, помимо всего прочего, и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, на их общении с выбранными ими профессиональными группами и близкими на досуге.

 

 

4. Развитие творческих способностей подростков

с помощью средств танцевального искусства.

 

Следует отметить, что на процесс самореализации личности значительное влияние оказывает такой элемент культуры, как танцевальное искусство. В наше социально-ориентированное время танец неправомерно сводить только к ритмичным движениям субъекта под музыку или без неё; танец – это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история конкретной жизни, рассказанная с помощью чувств, эмоций, движений, пластики, ритма и т.д. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, взгляды на жизнь и чувства, что не всегда удавалось ранее в обычной, повседневной жизни. Достаточно очевидным является тот факт, согласно которому танцевальное искусство обеспечивает, помимо красоты танцоров и постановок, также и психотерапевтический эффект: выражая себя достаточно открыто и ярко, не боясь каких-либо противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от психических зажимов и комплексов, которые уже успели накопиться в процессе накопления опыта социализации. Танец тем и прекрасен, что каждый может проявить в нём свою индивидуальность сполна, а осознание и отражения в танце своей уникальности позволяет возвести его в ранг искусства [13].

Такие мыслители Древней Греции, как Платон, Гиппократ, Аристотель и другие, полагали, что для формирования творческой, гармонично развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее не только арифметику и астрономию, но и музыку и танцы.  В XX веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) разработал настолько эффективную систему музыкально-ритмического воспитания, что она до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования во всём мире. С точки зрения Э. Жак-Далькроза, посредством общения с музыкой и танцем человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать свои силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал в целом.
Впоследствии исследования многих других психологов доказали, что подростки, занимающиеся танцами, действительно, добиваются бóльших успехов в учёбе, чем их «обычные» ровесники, а также опережают их в своём общем личностном развитии. Танец помогает формировать даже начальные математические и логические представления конкретного ребёнка, тренирует навыки его ориентирования в пространстве; способствует совершенствованию его речи. Помимо этого, систематические занятия танцами помогают развить такие нравственные качества, как целеустремлённость, самоорганизованность и трудолюбие. Что касается вполне очевидных ритмики и пластики, то они формируют основные двигательные умения и способности, всерьёз препятствуют нарушению осанки. Серьёзные занятия танцами в значительной степени обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют его моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе выполнения физических упражнений.

Примечательно также, что даже самые замкнутые ребята становятся на занятиях под руководством хороших педагогов гораздо более раскрепощёнными, духовно открытыми и общительными. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что с помощью танца можно решать многие психологические проблемы у детей, подростков и взрослых. Танец пробуждает творческие способности личности и даёт ей возможность через гармонию движений эти способности реализовать. Кроме того, в процессе изучения танцевальных упражнений у подростка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать красиво и эффектно [14]. Танец учит быть сильной и независимой от дурных влияний личностью.

 

 

5. Специфика развития

образцового коллектива (хореографического ансамбля) «Юность».

 

Хореография для детей – это уникальная возможность сформировать правильную и красивую осанку. Занятия хореографией делают тело гибким и грациозным, улучшают координацию движений. Помимо того, что данная деятельность придаёт телу пластичность, она также обогащает духовный мир человека, развивает музыкальный слух, а также способствует совершенствованию памяти, внимания, дисциплины [15].

Танец является одним из самых древних изобретений человечества. Его использовали как в религиозных целях, так и для тренировок воинов, для привлечения противоположного пола, для протеста против социального неравенства. Неудивительно, что такое многообразие послужило стартом для развития многочисленных направлений в этом искусстве [16].

В Великом Новгороде существует и развивается достаточно большое количество различных танцевальных коллективов[17], многие из которых имеют своих поклонников не только в нашей стране, но даже и за её пределами.

Моё исследование посвящено, в первую очередь, тому коллективу, который мне хорошо знаком не только со стороны зрителя, но и со стороны непосредственного активного участника. Подразумевается детский хореографический ансамбль «Юность» – лауреат различных международных конкурсов, созданный в 1997 году, то есть практически 20 лет назад. В состав коллектива входили в разное время четыре возрастные группы: старшая, средняя и две младших. Общее количество детей достигало семидесяти человек. Примечательно, что данные группы ранее входили в состав ансамбля «Капелька».

Если абстрагироваться от различных эмоций, навеянных многочисленными красочными впечатлениями от выступлений, то следует достаточно объективно констатировать тот факт, что образцовый коллектив «Хореографический ансамбль “Юность”» – это коллектив по-настоящему уникальный. Данный факт обусловлен тем обстоятельством, что у занимающихся в нём детей и подростков есть превосходная возможность постигнуть далеко не одно направление танцевального искусства. В указанном ансамбле неофитами изучаются такие дисциплины, как народно-сценический танец, основы классического танца, современная хореография. Возможность достаточно разнопланового и гармоничного развития предоставляет педагогический коллектив, состоящий из людей, отлично знающих своё дело. Без этих талантливых хореографов было бы невозможно создание такого яркого, энергичного и замечательного коллектива [18].

Руководителем хореографического ансамбля «Юность» является Галина Сергеевна Капитанова. Она занималась танцами с самого детства: была активной исполнительницей в балетной студии городского дворца культуры, а также в ансамбле бального танца. В 1982 году эта женщина окончила Новгородское училище искусств, а в мае следующего, 83-го, уехала на Дальний Восток в Хабаровск. Находясь в этом далёком от Великого Новгорода городе, Галина Сергеевна добросовестно работала в Государственном эстрадном концертном ансамбле «Дальний Восток». Спустя 10 лет она вернулась на «Родину русской государственности и демократии» для того, чтобы передать следующим поколениям талантливых ребят всё то, чему научилась, что полюбила и умеет делать лучше всего: танцевать. Учитывая многочисленные заслуги этого человека перед культурой города, можно отметить, что общественное признание Г.С. Капитановой было вполне заслуженным и предсказуемым: в 1997 году её успехи в качестве балетмейстера были отмечены на городском и областном фестивалях танцевального искусства дипломами I-ой и II-ой степеней. В том же, 1997-ом, было принято решение создать самостоятельный коллектив, который и назвали «Ансамбль “Юность”» [19].

Благодаря Галине Сергеевне сегодняшние зрители (как сами новгородцы, так и многочисленные гости города) могут насладиться различными номерами от классики до модерна, а также лицезреть в исполнении коллектива народно-стилизованные танцы. Если более подробно повествовать о биографии «Юности», то следует отметить, что творческий полёт данного ансамбля смогли увидеть зрители Эстонии, Финляндии, Болгарии, Италии и, конечно же, городов великой русской земли: Санкт-Петербурга, Суздаля, Владимира, Ялты, Одессы, откуда коллектив всегда возвращался с наградами [20].

Образцовый коллектив «Хореографический ансамбль “Юность”» – это родные и духовно близкие друг другу люди. Многие люди стереотипно говорят о том, что 1-ый дом – это семья, 2-ой – это школа, 3-ий – конкретный коллектив. «Нет!, – практически в один голос протестуют против этого клише участники ансамбля, – 2-ой дом – наша “Юность”, а уже потом школа». На фоне такой тёплой атмосферы представляется вполне закономерным тот факт, что после своего выпуска практически все участники коллектива продолжают общение друг с другом. У каждого из них в душе остаётся эта тёплая и уютная атмосфера, сохраняется добрая аура, они продолжают дружить. На мой взгляд, это – тоже весьма принципиальный фактор, влияющий на полноценную самореализацию личности. Если вспоминать слова различных классиков художественной литературы о том, что человеку для счастья нужны три составляющих (любовь, интересная работа и путешествия), то с полной уверенностью можно заявить о том, что полноценная работа над собой (своим телом, своим характером) в коллективе обеспечена каждому. Что касается любви к выбранному делу, к близким людям, к своей стране, то всё это каждый раскрывает изнутри себя по-своему. Путешествия же гарантированы ввиду популярности коллектива, уже достигнутой на различных сценах вышеперечисленных географических пунктов.

Как неравнодушный человек со своим уникальным живым опытом, я могу отметить тот факт, что для меня «Юность» – это насыщенные чувства, разноплановые эмоции, своеобразные переживания, это мои будни и мои выходные, это моё хобби и моё духовное увлечение, то, что остаётся в моей душе навсегда; это – моя жизнь. Если сказать, что «“Юность” для меня – ВСЁ», то это не будет сильным преувеличением. Когда я выхожу на сцену, то забываю практически обо всём, что находится за её пределами; согласно моим наблюдениям, мои товарищи ощущают практически то же самое.

В ходе проведения своего исследования социальных ориентиров самореализации личности подростка в танцевальных коллективах Великого Новгорода я провела опрос среди участников коллектива. На вопрос «Что значит для вас “Юность?”» от респондентов были получены следующие ответы:

1) «… Самая яркая и запоминающаяся пора в моей жизни … “Юность” – это второй дом, наша семья. Именно здесь мы можем получить море эмоций, поддерживать и получать их в ответ. С каждым годом “Юность” становится не просто коллективом, а чем-то гораздо бóльшим для нас. Выходя каждый раз на сцену и забывая свои повседневные заботы, мы погружаемся в ту самую, желанную атмосферу: счастья, беззаботности и вечной юности в душе» (Катя Андросова).

2) «… Сплочённый, талантливый коллектив. Для меня это – место, где ты можешь самореализоваться. Здесь ты можешь сформировать свою личность и развить командные навыки» (Лида Муравицкая).

3) «… Другая атмосфера … Море творчества, океан возможностей…».

4) Один из ответов был получен даже в форме замечательных стихов:

«… “Юность” – это с детства дом родной!

“Юность” – это и любовь и увлеченье!

“Юность” – это за кулисами цейтнот!

“Юность” – это споры, это смех

(Временами преходящий в громкий хохот)

“Юность” – это в конкурсах успех!

(После репетиций до “седьмого пота”).

“Юность” – это грация, изящество, кокетство,

Это музыки, доверия и праздника соседство!

Фееричность образов, отточенность движений!

Сиянье глаз, широкие улыбки.

Чего греха таить: перед концертами – мандраж!

Кругом родные лица, а на них

Такой активный, сценический, прям скажем, МАКИЯЖ!

“Юность” – это счастье танцевать для ВАС!

“Юность” – это ВЫ! –

Наш драгоценный, благодарный зритель!

Мы счастливы Вас видеть каждый раз.

Ведь Вы и есть – главнейший наш ценитель!

И очень важно:

“Юность” – это добрая душа!

ЛЮБИМАЯ ГС <Галина Сергеевна>

Она – её создатель и хранитель,

Она – наш ПАПА КАРЛО!

Наш руководитель!

Короче:

“Юность” – это мы!

Это семья!

Между собою здесь мы все немножечко родня!

(Алиночка Яковлева).

К ответам моих единомышленников по коллективу «Юность» хочется добавить цитату Рахель Фармхаген: «Танец – это единственный вид искусства, в котором вы сами являетесь исполнителем» [21]. Для себя я вывела следующую формулу: у любого человека есть свои уникальные качества, и каждый пользуется ими по-своему, на свой лад; однако, есть и такие люди, которые не просто танцуют под музыку как многие другие, а которые ЖИВУТ танцем.

Помимо этого, хочется констатировать, что язык тела – это, пожалуй, один из самых сложных языков; метафорически выражаясь, отмечу, что усвоение такового требует от каждой личности большого количества терпения и целого океана желаний (прежде всего, желания заниматься, развиваться, совершенствоваться …). Всем известен стереотип, согласно которому «кому-то дано от рождения, а кому-то этого надо добиться»; в ответ на него обязательно хочется добавить: усердно, с душою тренируйтесь, и у вас обязательно всё, что вам нужно, получится! Красота и ритмичность различных танцев обеспечат юность не только вашему телу, но и душе.

 

 

 

6. Патриотизм и лидерские качества

как необходимые условия эффективной самореализации.

 

На мой взгляд, эффективное воспитание настоящего патриота своего Отечества, искренно любящего свой народ, плодотворно трудящегося и стремящегося к гармоничным взаимоотношениям со всеми живыми существами, воплощающего реальное благо и своей Родине в целом, и себе как части Родины, практически невозможно без полноценного развития его организаторских качеств, лидерских способностей, стремления к принципиальным и существенным социальным инициативам. Для того, чтобы профессиональная и творческая деятельность личности обладала качествами реальной значимости и социальной полезности для неё недостаточно обладать определёнными задатками. Крайне необходимо ещё и научиться свои ценные способности и таланты проявлять в непосредственной реальности, чувствовать каждую важную (и, возможно, нестандартную) ситуацию, изменять неподходящие условия к лучшему, не поступаясь своими совестью и честью, успешно адаптироваться к объективным факторам. Особенно значимым представляется эффективное решение проблемы оптимального предоставления разнообразных условий для раскрытия потенциала личности ребёнка. Исходя из этого, мы можем констатировать тот факт, что лидерские способности и организаторские навыки – это именно тот фундамент, на котором строится активность человека не только с позиции проявления индивидуальных задатков, но и с позиции гражданско-патриотической значимости того или иного вида культурной деятельности (в частности, в пространстве искусства как элемента культуры).

Детские и подростковые хореографические коллективы, наряду с общими признаками, характерными для всех остальных коллективов, несомненно, обладают определёнными специфическими чертами. Своевременно продуманная логика сюжетных постановок, стратегия активного, динамического развития конкретного танцевального коллектива в оперативные сроки, богатство создаваемых в нём межличностных взаимоотношений (деловых, товарищеских, дружеских…), сходство эстетических вкусов и общность морально-нравственных оценок, высокие показатели контактности подростков, многоплановость реализуемых ими культурных действий, интенсивное неформальное общение, – всё это и многое другое составляет совокупность принципиальных эффективных условий для проявления и расширения лидерских задатков «тинейджеров».

Согласно официальным статистическим данным и непосредственным опытным наблюдениям, современные школьники испытывают острую потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них достаточно сильно искажены представления о таковых (в том числе под влиянием зомбирующей их пропаганды из СМИ). Каждому подростку крайне необходимо сполна проявить свою общественную, социализированную сущность; однако, чаще всего для этого процесса вокруг нет соответствующих полноценных условий. Ни для кого не секрет, что одним из основных условий становления нравственно полноценной личности является её успешная самореализация, но непосредственная реальность показывает, что многие школьники далеко не всегда отчётливо представляют себе те сферы деятельности, где они могут конструктивно проявить себя, где и как вообще можно самоутвердиться в положительном смысле этого слова.

Кроме того, вполне очевидным является тот факт, что каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищённым, однако зачастую реальное общение с близкими и родственниками позволяет удовлетворить данную потребность лишь в минимальном объёме (не говоря уже о глубоком взаимопонимании между различными поколениями и между сверстниками). Вытекающий из этих особенностей современного общества массив проблем требует от руководителя каждого конкретного хореографического коллектива внесения адекватных изменений в сложившуюся систему морально-воспитательной работы. К сожалению, в сознании многих педагогов старшего поколения стереотип «воспитательной работы», с одной стороны, предполагает существование в школе неких особенных, специальных актов воспитания, а, с другой стороны, ограничивает пространство школьного воспитания внеурочными формами деятельности. Однако, такая узость дидактических установок явно идёт в разрез с современной теорией воспитательных систем, в которой воспитание понимается различными отечественными и зарубежными авторами как максимально конструктивное управление процессом развития личности конкретного человека.

Ещё один принципиально важный нюанс состоит в том, что для успешного воспитания полноценного современного человека необходимо использование таких видов, форм и методов работы, которые нацелены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, на включение их в таковую деятельность, на самореализацию и самоутверждение в ней и через неё в обществе. Всё это обеспечивает в итоге более-менее полноценную социализацию личности. Именно сегодня, в эпоху, когда различные социально-экономические проблемы глобального и регионального характера детерминируют потребность общества в человеке, способном принимать осознанное активное участие в конструктивном преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать нравственно и интеллектуально взвешенные ответственные решения в ситуации даже форс-мажорного выбора, эффективное воспитание в детях здоровой инициативности, самостоятельности, умения разбираться в людях и вести за собой единомышленников стало таким же принципиально важным, как и овладение каждым видом конкретной предметной деятельности.

Следует отметить, что подростковые общественные организации, берущие на себя хореографические цели и задачи, обладают весьма огромным воспитательным потенциалом в воспитании лидерских качеств у каждой участвующей личности, поскольку, с одной стороны, данные организации являются исключительно важной средой для самореализации, с другой – принципиально важным фактором полноценной социализации, а с третьей – эффективным инструментом защиты прав и интересов подростков.

Подростковые общественные организации правомерно идентифицировать в качестве добровольных содружеств подростков и взрослых, в данных коллективах каждый может быть организатором, инициатором различных проектов и конкретных мероприятий, активным участником той или иной творческой деятельности, которая достаточно близка и понятна детям, имеет социальную значимость и нацелена на конкретный результат. Не следует забывать и тот нюанс, согласно которому подростковые хореографические объединения должны быть объединениями самих подростков, «а не для подростков», должны инициироваться при их непосредственном активном участии, должны быть востребованы определённой социальной группой неофитов. При создании любого подросткового творческого объединения в его основу, несомненно, должен быть положен психолого-педагогический опыт конкретной школы, необходимо учитывать особенности уклада школьной жизни. Официальная программа образования и досуговая художественная деятельность учащихся ни в коем случае не должны идти вразрез друг с другом. С другой стороны, было бы не целесообразным брать какую-то готовую дидактическую модель, описанную в научной и художественной литературе, и делать из неё чуть ли не культовую идеологию, пытаясь осуществлять таковую в социальных практиках взаимодействия подростков с себе подобными и неподобными. Следует помнить о том, что любое слепое копирование будет приводить к тому, что любая дидактическая модель так и останется чужой для живых людей, будет перманентно отторгаться всеми участниками работы. Руководителю коллектива важно усвоить, что различными источниками передаётся не только и не столько сам опыт автора (пусть даже самого гениального), сколько его идеи и образы об освоенном и планируемом опыте.

Многие здравомыслящие авторы ещё в конце ХХ столетия сделали вполне правомерный вывод о том, что в современных условиях до крайности урбанизированной инфраструктуры самодеятельные структуры, самоорганизующиеся в виде хореографических коллективов, являются весьма уникальным средством экологизации среды жизнедеятельности подростков, их психосоматического, а также нравственного оздоровления. Данный благотворный эффект достигается за счёт особой системной организации деятельности. Живой опыт по-настоящему самодеятельных подростковых организаций демонстрирует то обстоятельство, согласно которому зачастую именно в таких объединениях подросток неожиданно для самого себя избавляется от лишних стрессов, комплексов неполноценности, обретает подлинную веру в себя, находит настоящих (а не надуманных) друзей в среде сверстников и взрослых, проявляет естественные для человека лидерские качества.

Современные антропологические, психологические и культурологические исследования, подкрепляемые данными непосредственных социальных практик, фиксируют тот факт, согласно которому именно подростковые хореографические организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции участвующих в них подростков. Следует отдавать себе трезвый отчёт в том, что дух лидерства свойственен сущности практически каждого ребёнка; исходя из чего, руководителю подросткового коллектива необходимо владеть современными видами, формами и методами эффективного взаимодействия с подростками, системной работы с коллективом. Все эти процессы должны быть нацелены на поддержку и прогрессивное развитие, а не подавление лидерских качеств подростка. Злободневным фактом является тот, согласно которому зачастую подростки попросту не имеют адекватного представления о наличии у себя лидерских способностей, поскольку в роли организатора никогда не выступали (а возможности для реализации таковой роли им никто не давал). Другие же реципиенты имеют неоправданно завышенную оценку своих организаторских способностей, поскольку часто просто присутствуют на различных мероприятиях (кроме того, может иметь воздействие иллюзия психологического заражения; банально, но факт: некоторые подростки размышляют, исходя из таких интеллектуально недалёких реплик, как «если моя мама – педагог-организатор – умеет это делать, то я и подавно»).

Для людей подросткового возраста весьма характерна нацеленность их поиска на собственную личность, самореализацию и самоанализ. Подросток пытается высказаться доступными ему средствами, пусть даже самому себе (например, посредством социальных сетей и ведения дневниковых записей). В течение данного возрастного периода происходит рост его самосознания, он предпочитает осваивать опыт своих социальных взаимоотношений изнутри, с помощью специфических чувств и переживаний, посредством вчувствования в конъюнктуру, проявляет вполне естественное стремление к тому, чтобы гораздо глубже понять других и себя.

В результате систематических занятий в хореографическом коллективе наряду с прочими у подростков проявляются следующие качества и способности: отзывчивость, стремление быть хорошим верным товарищем, пестование коллективистских ценностей, организаторские способности, оптимистическое мировоззрение, общительность, ответственность, пластика тела, гибкость мышления и многие другие.

Среди всех прочих видов искусства, оказывающих благотворное влияние на развитие художественно-творческих способностей личности, именно танец занимает особое место. Данный факт обусловлен тем обстоятельством, что помимо духовного (в частности, морально-эстетического) развития в данном контексте достаточно большую роль играет развитие соматических способностей и сферы живого общения, происходит простраивание многогранных коммуникаций. Достаточно экспрессивные способы самовыражения и художественного общения с себе подобными, характерные для танцевального искусства, выполняют энергоинформационные, коммуникативные и регулятивные функции, а также стимулируют развитие способности личности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи мышления, воображения.

По большому счёту, именно подростковые хореографические организации предоставляют растущим людям оптимальные условия для формирования их лидерской позиции и веры в себя.

 

 

7. Заключение.

 

Подытоживая полученные мною результаты исследования, я хочу ещё раз акцентировать внимание на том, что влияние танцевальных коллективов на жизнь подростка весьма значительно. В процессе проведения своего исследования я поняла, что тех людей, которые более или менее осознанно выбирают танец в качестве доступного пространства творческой самореализации личности, в Великом Новгороде становится всё больше и больше. Примечательно, что иной раз задорной творческой энергией своих детей заражаются родители и также записываются в различные танцевальные студии и секции. Один из основных выводов, которые у меня созрели, состоит в том, что танцевальное искусство действительно помогает человеку совершенствовать те важные морально-нравственные качества, в частности лидерские, которые крайне необходимы в жизни каждого нашего современника.

 

 

 

8. Список источников:

  1. Вечеринка в стиле ретро. С праздничного концерта 30 декабря 2016 г. (ансамбль «ЛиК») [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». – Режим доступа (только для зарегистрированных пользователей): https://vk.com/wall106812206_507.
  2. Вилимович, И. Способы самореализации [Электронный ресурс] / Ирина Вилимович // Будь тем, кто ты есть! (Самосовершенствование, самопознание, самодостаточность, самореализация). – Режим доступа: http://irinavilimovich.ru/bud-tem-kto-ty-est/sposoby-samorealizacii.html. – Дата публикации: 2.08.2012.
  3. Зайченко, Е. Карнеги Дейл: биография, советы и цитаты психолога [Электронный ресурс] / Елена Зайченко // ФБ.ру. – Режим доступа: http://fb.ru/article/147547/karnegi-deyl-biografiya-sovetyi-i-tsitatyi-psihologa. – Дата публикации: 24.07.2014.
  4. Игнатенко, А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья [Текст] / А. А. Игнатенко. – М.: Мысль, 1989. – 256 с.
  5. Идеальный смысл Жизни [Электронный ресурс] // Цвет Индиго.Ру. – Режим доступа: http://cvetindigo.ru/psihologic/idealnyi-smysl-zhizni.html. – Дата публикации: 21.08.2010.
  6. Концерт коллективов «Юность» (Великий Новгород) и «Ритм» (Кохтла-Ярве) в Кохтла-Ярвеском Центре Культуры [Электронный ресурс] // Объектив. Ида-Вируский виртуальный фотожурнал. – Режим доступа: http://www.ivobjektiv.net/index.php?gal=100_novye_galerei&subgal=junostvn17.
  7. Концерт хореографических коллективов «Юность», «Триумф» и «Беби-балет» [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». – Режим доступа: https://vk.com/wall-3533375_1180. – Дата публикации: 3.03.2017.
  8. Кохтла-Ярве посетил танцевальный коллектив из Великого Новгорода «Юность» [Электронный ресурс] // Канал пользователя «LiTeS» (видеопортал «YouTube»). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GMfT1W0tm3E. – Дата публикации: 6.02.2017.
  9. Личность // Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=27718.
  10. Лучшие танцевальные коллективы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dj-land.ru/luchshie-tantsevalnyie-kollektivyi-rossii.html. – Дата публикации: 24.08.2013.
  11. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
  12. Молодёжные Новости Йыхви и Кохтла-Ярве (14.02.2017) 10/5 [Электронный ресурс] // Видеопортал «YouTube». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=how2PNkq84E. – Дата публикации: 14.02.2017.
  13. Образцовый коллектив хореографический ансамбль «Юность» [Электронный ресурс] // Фестиваль Фестивалей «Мы едины, мы – Россия!» – всероссийский проект, объединяющий существующие на территории страны конкурсы и фестивали патриотической направленности. – Режим доступа: http://www.patriot-ff.ru/festivals/isp_junost.htm.
  14. Ориентир [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words/20748.shtml.
  15. Реклама сольного концерта хореографических коллективов «Юность», «Триумф» и «Беби-балет» [Электронный ресурс] // Видеопортал «YouTube». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9Ka7IbdhgMk. – Дата публикации: 3.03.2017.
  16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии в 2 томах. Том 1 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 486 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / Сергей Леонидович Рубинштейн. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1959. – 356 с.
  18. Самореализация – цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] // Цитаты и афоризмы. – Режим доступа: http://citaty.su/samorealizaciya-citaty-i-aforizmy.
  19. Социальный [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words/33905.shtml.
  20. Творческая характеристика ансамбля [Электронный ресурс] // «Юность». Образцовый хореографический ансамбль. – Режим доступа: http://yunost-dances.narod.ru/index/character/0-5.
  21. Учёные предложили новый вариант пирамиды Маслоу [Электронный ресурс] // Научно-популярный журнал «Наука. 21 век». – Режим доступа: http://nauka21vek.ru/archives/7258. – Дата публикации: 22.08.2010.
  22. Хомякова, Е. А. Танцевать – это полезно! [Электронный ресурс] / Елена Александровна Хомякова // Официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №16 “Антошка”» (город Лобня Московской области). – Режим доступа: http://dou16antoshka.ru/index.php/sovety-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel/tantsevat-eto-polezno.
  23. «Юность» – образцовый хореографический коллектив. Официальная группа коллектива [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». – Режим доступа: https://vk.com/ansambl_yunost.
  24. «Юность». Образцовый хореографический ансамбль. Главная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yunost-dances.narod.ru/.
  25. Ягодкина, В. В. Философия профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности [Текст] / Валерия Витальевна Ягодкина // Вестник Чувашского университета. – 2007. – №3.
  26. NonStop present GD Studio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newnonstop.ucoz.com/blog/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приложения.

 

Социологический опрос.

Перечень вопросов и варианты ответов:

1. Помогают ли вам занятия в ансамбле развивать себя как личность?

А. Конечно, в коллективе формируются определённые ценные качества

Б. Я получаю только физическую подготовку.

В. Ничего особенного не вырабатывается.

 

2. Как поступить, если ребёнок не хочет заниматься в коллективе?

А. Заставлять его через силу.

Б. Пусть занимается тем, чем сам хочет.

 

3. Как заинтересовать ребёнка тем, чтобы он стал заниматься в коллективе?

А. Показать собственный пример.

Б. Через посещение концертов и других выступлений.

В. Не владею такой информацией, данной темой не интересуюсь.

 

4. Часто ли вы смотрите выступления других танцевальных коллективов?

А. Конечно, примерно раз в неделю обязательно посещаю.

Б. Стараюсь посещать таковые, но редко.

В. Не интересуюсь ими.

 

5. Занимались(етесь) ли вы танцами?

А. Да, занимался/-юсь.

Б. Нет, и не собираюсь.

В. Нет, но в дальнейшем планирую заняться.

 

 

Результаты опроса:

 

Для того, чтобы выяснить, влияют ли танцевальные коллективы на жизнь подростка, я провела небольшой опрос. Данную процедуру прошло порядка 100 человек. В результате я определила следующее: «Танцевальные коллективы помогают развивать себя как личность», – так считает 90% опрошенных; 5% считают, что развивается только физическая подготовка; а оставшиеся 5% – что «никакие качества не вырабатываются». 93% людей считают, что заставлять ребёнка заниматься танцами через силу не следует, только 7% поддерживают эту «необходимость». На вопрос же о том, как заинтересовать ребёнка тем, чтобы он захотел заниматься в коллективе, мнения тоже разошлись: 20% людей считают, что собственный пример взрослых – самый верный способ мотивировать подрастающее поколение, 5% вообще не интересуется данной проблемой, а вот 74% опрошенных считают, что посещение концертов, выступлений играют значительную роль в развитии личности. Также меня интересовал ответ на вопрос «часто ли подростки посещают концерты танцевальных коллективов?». Удивительно, но молодёжь старается уделять этому время, но его, как правило, мало. Так, согласно собранным мною данным, происходит с 71% подростков. Раз в неделю обязательно посещают – 4% личностей, а вот вообще не интересуется данным вопросом четверть подростков. Тем не менее, мне представляется, что на сегодняшний день далеко не всё потеряно в этом плане. Подведя опрос, я осознала, что 80% подростков всё-таки занимается танцами и лишь 20% не планирует этого в дальнейшем. Исходя из этой информации, я сделала вывод о том, что танцевальные коллективы играют значительную роль в жизни подростков и оказывают положительное влияние не только на формирование и развитие их физической подготовки, но и на развитие жизненно важных качеств, которые необходимы для полноценной самореализации личности.

125678910

Данная научно-исследовательская работа была успешно защищена 30 марта 2017 г.

на VII Городской научно-практической конференции для учащихся

в секции «Обществознание» ГНОУ (Городского Научного Общества Учащихся).


[1] Ориентир [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words/20748.shtml.

[2] Социальный [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words/33905.shtml.

[3] Ягодкина, В. В. Философия профессионально-личностной самореализации студентов в процессе воспитательной деятельности [Текст] / Валерия Витальевна Ягодкина // Вестник Чувашского университета. – 2007. – №3. – С. 123.

[4] Личность // Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=27718.

[5] Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / Сергей Леонидович Рубинштейн. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1959. – 356 с.

[6] Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

[7] Игнатенко, А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья [Текст] / А. А. Игнатенко. – М.: Мысль, 1989. – 256 с.

[8] Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

[9] Учёные предложили новый вариант пирамиды Маслоу [Электронный ресурс] // Научно-популярный журнал «Наука. 21 век». – Режим доступа: http://nauka21vek.ru/archives/7258. – Дата публикации: 22.08.2010.

[10] Идеальный смысл Жизни [Электронный ресурс] // Цвет Индиго.Ру. – Режим доступа: http://cvetindigo.ru/psihologic/idealnyi-smysl-zhizni.html. – Дата публикации: 21.08.2010.

[11] Зайченко, Е. Карнеги Дейл: биография, советы и цитаты психолога [Электронный ресурс] / Елена Зайченко // ФБ.ру. – Режим доступа: http://fb.ru/article/147547/karnegi-deyl-biografiya-sovetyi-i-tsitatyi-psihologa. – Дата публикации: 24.07.2014.

[12] Вилимович, И. Способы самореализации [Электронный ресурс] / Ирина Вилимович // Будь тем, кто ты есть! (Самосовершенствование, самопознание, самодостаточность, самореализация). – Режим доступа: http://irinavilimovich.ru/bud-tem-kto-ty-est/sposoby-samorealizacii.html. – Дата публикации: 2.08.2012.

[13] Хомякова, Е. А. Танцевать – это полезно! [Электронный ресурс] / Елена Александровна Хомякова // Официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №16 “Антошка”» (город Лобня Московской области). – Режим доступа: http://dou16antoshka.ru/index.php/sovety-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel/tantsevat-eto-polezno.

[14] Хомякова, Е. А. Танцевать – это полезно! [Электронный ресурс] / Елена Александровна Хомякова // Официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №16 “Антошка”» (город Лобня Московской области). – Режим доступа: http://dou16antoshka.ru/index.php/sovety-pedagogov/muzykalnyj-rukovoditel/tantsevat-eto-polezno.

[15] «Юность». Образцовый хореографический ансамбль. Главная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yunost-dances.narod.ru/.

[16] Лучшие танцевальные коллективы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dj-land.ru/luchshie-tantsevalnyie-kollektivyi-rossii.html. – Дата публикации: 24.08.2013.

[17] «Театр танца “Дикси”», Шоу-студия и театр танца Елены Есениной, студия танца фламенко «Duende», школа восточного танца «Divas», танцевально-акробатическая школа «ТАШ», студия движения «Твоё пространство», студия современного танца «New Wave», школа-студия «Танцующий город», центр танца «Beat», школа танца «PRO-движение» и т.д.

[18] Творческая характеристика ансамбля [Электронный ресурс] // «Юность». Образцовый хореографический ансамбль. – Режим доступа: http://yunost-dances.narod.ru/index/character/0-5.

[19] «Юность». Образцовый хореографический ансамбль. Главная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yunost-dances.narod.ru/.

[20] См., напр.:

Образцовый коллектив хореографический ансамбль «Юность» [Электронный ресурс] // Фестиваль Фестивалей «Мы едины, мы – Россия!» – всероссийский проект, объединяющий существующие на территории страны конкурсы и фестивали патриотической направленности. – Режим доступа: http://www.patriot-ff.ru/festivals/isp_junost.htm.

[21] NonStop present GD Studio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newnonstop.ucoz.com/blog/.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.