Кто я? Что такое «человек»? Куда мы идём? Как жить в этом мире? Эти вопросы были актуальными на протяжении тысячелетий и не теряют своей значимости по сей день. Специфика данной проблематики такова, что она не исчерпана полностью до сих пор и все эти вопросы остаются открытыми для каждого из нас. Каждое последующее поколение решает их по-своему, хотя, несомненно, опираясь на опыт своих предшественников.
Идентичность – это сложная структура, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов. Сегодня понятие идентичности в различных контекстах широко используется и в психологии (эго-психология), психоанализе и в социологии (социальная антропология, символический интеракционизм) и в философии (феноменология и др.) и в этологии, и в политических науках, и т.д. [1].
Каждый в своей жизни получает то, во что он верит. Не только бытие определяет сознание, но и сознание способно напрямую, либо опосредованно влиять на формирование бытия. На что ты потратишь свою жизнь – зависит от тебя. Жизнь – это не категория, придуманная кем-то извне, это – ты сам. Каково восприятие человеком мира, такие жизненные ситуации он к себе и притягивает. Жестокий в очередной раз находит оправдание своей жестокости, лентяй – своей лени, неудачник – своим неудачам. Лишь истинно верующий человек добивается со временем всего того, с чем идентифицирует себя и свою судьбу. Здесь главное – не хронология, не чёткие временные рамки и даты, как в официальных документах, а осознание самого Принципа построения и «прочувствования» Судьбы. У души свои измерения, которые не всегда укладываются в общепризнанный циферблат. Исходя из этого, и происходит ускорение, либо замедление личностно значимого потока времени.
Наиболее ёмким концептом в контексте изучения проблемы человеческих идентичностей может представать «социокультурная самоидентификация личности». В условиях трансформирующегося российского общества, являясь сложным и многогранным процессом, она являет собой объект междисциплинарного характера. Как отмечает Т.А. Фомина, детальное концептуальное оформление понятия социокультурной идентификации личности должно осуществляться посредством синтеза макросоциологических, микросоциологических и социопсихологических познаний о личности, включённой в социокультурный контекст. Именно на пересечении указанных плоскостей анализа личностная идентификация предстаёт как динамичный процесс, а социокультурная идентичность приобретает методологическую основательность [2]. Со своей стороны, хотелось бы добавить, что не меньшую ценность для изучения данной проблематики имеют философско-культурологические исследования, изучающие, в том числе, и предельные основания формирования человеческой идентичности.
В качестве путей решения современных проблем социокультурной идентичности личности можно предложить следующие:
– в контексте формирования профессиональной идентичности необходима своевременная профориентационная деятельность, включающая в себя, помимо всего прочего, и актуальную диагностику способностей и талантов каждой формирующейся личности;
– этническая идентификация должна отталкиваться от того, что каждая национальная культура, так же, как и отдельная личность, уникальна и имеет такое же право на существование, как и все остальные, за исключением деструктивных культов, тоталитарных сект и тому подобных побочных эффектов, связанных с неверной интерпретацией смыслового наполнения аутентичных культурных полей;
– полноценная социокультурная идентичность человека, включающая в себя адекватные этические, эстетические, религиозные и другие критерии отождествления, складывается только в том обществе, в котором присутствует рационально построенная система цензуры; ситуация полного доступа всех и вся к любой информации, независимо от возраста и морального уровня реципиентов, ставит человечество перед большими рисками и опасностями;
– во многом социально полезная идентификация формирующейся личности зависит от того, какой пример подают ей люди старших возрастов и поколений, какие образцы и модели поведения транслируют СМИ, каким образом построен образовательный процесс, и т.д., поэтому решать проблему идентификации нужно начинать с её корней, истоков. Взрослую личность «переделать» в лучшую сторону уже практически невозможно; психиатрические «лечебницы» – это всего лишь латание дыр в психике, но следы травм остаются навсегда, тюрьмы – это ещё большее искалечивание человеческих души и разума, но ни в коем случае не решение проблемы маргинальности, девиантности и асоциальности в современном российском обществе. Следует помнить о том, что изменить мир в лучшую сторону возможно, если изменить, в первую очередь, себя как часть этого мира. Если изменится часть структуры, то изменится и вся структура. Счастье итак находится в каждом полноценном человеке – обществу лишь необходимо создать условия для реализации его. Как писал Конфуций, «легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».
– Одним из «ключей» к формированию социально и индивидуально полноценной личности является адекватное актуальным реалиям жизни изучение классиков философии и науки, тех людей, которые напрямую повлияли на облагораживание человеческой природы, на возвышение (в хорошем смысле этого слова) её натуры. Вспоминая слова Джорджа Сантаяны, можно сказать о том, что тот, «кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова»; как правило, современная гонка за пресловутой инновативностью, модернизированностью и «продвинутостью» увенчивается тем, что критерии количества и скорости напрочь вытесняют критерии качества и долговечности тех или иных религиозных доктрин, политических идеологий, культурных стратегий и т.д. Отрицание ценности традиции и забвение богатого наследия мудрости, собранного мыслителями прошлого, приводит к тому, что общество деградирует, а те отдельные личности, которые по уровню своей культуры и образования могут быть охарактеризованы как представители культурной элиты, не в состоянии вытянуть на своих плечах и решить весь огромный массив социально заострённых проблем.
– С другой стороны, каждая личность для своего полноценного развития должна не просто опираться на некие культурные «костыли», выработанные предшествующими поколениями, но и пропустить их мудрость через свой живой, непосредственный опыт. Каждое поколение должно проложить в истории СВОЙ Путь. Нет смысла решать проблемы за других людей, ибо тогда они перестанут быть людьми в высоком смысле этого слова – сильными, умными, смелыми. Люди неблагодарны, когда ты всё делаешь за них, потому что каждый хочет быть ТВОРЦОМ своей судьбы, а не слепой марионеткой.
Одной из ошибок современных людей является то, что они часто идентифицируют себя с мимолетными ситуациями, словами, мыслями и т.д. Зачем бояться, например, не успеть записать свою мысль, если твоя мысль – это выражение твоей природы (= сущности), а твоя природа всегда с тобой? Твоя внутренняя реальность всегда будет наводить тебя на эти же самые мысли, только в различных воплощениях. Суть же у них будет одна, если твоя сущность надёжна и неизменна. Гераклит Эфесский писал о том, что нельзя дважды войти в одну реку, однако, река все же останется рекой, несмотря на изменение некоторых своих элементов. Состояния проходят, сущность, квинтэссенция остаются.
Боится потерять Любовь тот, кто не любит. Как можно потерять то, что всегда с тобой, то – что часть тебя? С другой стороны, какой смысл бояться потерять то, что ты ещё не обрел? Главное, таким образом, – не потерять себя и заботиться о том, чтобы не потерять тех конкретных людей, которых ты любишь. Если же мысль твоя капризна, то, значит, твоя природа замутнена излишним беспокойством, твой транслятор мыслей и чувств «барахлит», не является надёжным. Будь непоколебим в своей воле, и ты успеешь сделать всё, что нужно для воплощения Своей Кармы, в нужном месте и в нужное время.
Поиски своей идентичности, замещение одной идентичности другой – это естественные попытки человека найти самого себя в этом мире, осознать свою истинную природу и реализовать её, воплотив замысел судьбы. Боятся умирать, как правило, те, кто не чувствует в сердце полноты своей реализации, кто потратил жизнь зря, кто не успел обрести себя. Людям же, искренне и сполна посвятившим свою жизнь своему истинному предназначению, бояться нечего. Делай, что должен и можешь делать, а во всём остальном лишь Бог может рассудить всех людей и всех тех, с кем они вступают в контакт.
Истинный Путь прям и прост, Истинная Природа едина и неразделима. Чем замутнённее сознание и сердце человека, тем больше у него масок. Тот же, кто живёт СВОЕЙ жизнью, СВОЕЙ Кармой, никогда не совершит пустых ошибок. Ему нечего бояться, потому что его Я – это его Я, а сорвать маску, отнять можно только то, что чужое или временное. Человек, сожалеющий о том, что вовремя не записал красивые слова, красивые стихи, пришедшие в момент вдохновения и ушедшие в момент спада, – ущербный человек, человек, который потерял или продолжает терять свою сущность. Истинное Я всегда с тобой. Любой маскарад, любой надуманный плюрализм – это попытки лжи обосноваться в этом мире. Будь самим собой. Прими себя таким, какой ты есть. Только так ты достигнешь успеха в его фундаментальных измерениях.
Как невозможно построить крепкий дом на рыхлом каркасе, так и невозможно достичь успеха, счастья не познав себя и своих истинных желаний, не раскрыв и не реализовав их. Успех по форме может быть провалом по содержанию, по смыслу. Только когда твои внутренние и внешние усилия сольются в едином ансамбле, ты получишь истинное наслаждение жизнью.
Тема идентичности человека является объектом для изучения многими философами, психологами, культурологами и другими специалистами, однако предмет исследований может и не совпадать. В этой связи хотелось бы ещё выделить такую актуальную задачу, как нахождение определённого консенсуса во взаимодействии между представителями различных научных и философских дисциплин. Для того, чтобы прийти к общим выводам, необходимо, например, говорить на одном языке, а это отсылает нас к формированию единого концептуально-семантического поля, к выработке актуальной для всех направлений исследований терминологии. Таким образом, решение проблематики человеческих идентичностей необходимо опирается и на адекватное изучение своих нюансов и тонкостей. Как показывают результаты социальных практик, давность изучения темы не всегда у людей прямо пропорциональна качеству изучения.
К тому же, изучение человека и всего многообразия его идентичностей должно носить не только теоретический, но и практический характер. Необходимо, например, знакомить широкую общественность и с результатами элитарных научно-философских исследований, говорить с массами на понятном для них языке. Следовательно, исследование идентичностей человека, несмотря на накопленную богатую традицию, – тема вечно новая и актуальная на все времена.
Литература.
1. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности. М.: Ин-т психоанализа, 2001.
2. Фомина Т.А. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект. Ставрополь, 2007.
Примечание:
Доклад был подготовлен для участия в в Международной научно-практической конференции «Философия и научная картина мира» (8-9 июня 2012 года), проводившейся на Факультете философии и социологии Башкирского государственного университета и посвящённой 70-летию заведующего кафедрой философии факультета философии и социологии БашГУ, председателя Башкирского отделения РФО, заслуженного деятеля науки РБ, доктора философских наук, профессора Галимова Баязита Сабирьяновича.
Количество просмотров публикации: -