ПОГРЕШНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СПРАВОЧНИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИМЕРЫ И ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ.

Гуреев Максим Вячеславович

Дата публикации: 09.12.2017

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом, 04.00.00 Социология, 12.00.00 Науковедение, 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Библиографическая ссылка:
Гуреев М.В. Погрешности современных справочников по дисциплине «Обществознание»: выявленные примеры и правильные варианты. // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2017/12/9898 (дата обращения: 24.11.2023)

© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев

 

Несмотря на то, что практически каждое новое издание по современному обществознанию вносит определённый информационный (реже – методологический) вклад в тот массив ценной литературы по обществознанию, который уже существует, не могут не бросаться в глаза те или иные, допускаемые различными авторами, погрешности. Помимо тех изданий, которые каждый ученик или родитель может без труда обнаружить на стеллажах книжного магазина, в Российской Федерации также распространяются и публикации, отпечатанные для специализированных образовательных центров ограниченными тиражами. К сожалению, даже такие серьёзные, казалось бы, маркировки, как «Составлено разработчиками ФИПИ», «Допущено Министерством образования и науки» и т.п., не являются гарантом абсолютной правильности того или иного конкретного издания; не говоря уже о самиздате сугубо коммерческих организаций.

Проштудированные нами справочники, содержащие различные учебные таблицы и схемы (к примеру, «Обществознание в схемах и таблицах» Р.Н. Лебедевой и «Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл.» П.А. Баранова, опубликованные в 2016 г.; «Обществознание. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ (серия “IQ-центр: подготовка к экзаменам”)» И.В. Титко 2017 года выпуска), с одной стороны, добавляют некоторый свежий взгляд на квинтэссенцию тех знаний, которые необходимы выпускникам образовательных учреждений среднего уровня и абитуриентам при сдаче Основного Государственного Экзамена (ОГЭ) и Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). С другой стороны, некоторые авторы в погоне за рекордами по лаконичности изложения существенно проигрывают более опытным и квалифицированным специалистам в уровне качества подаваемой ими информации. Исходя из этого, в соответствии с объективной педагогической целесообразностью авторам необходимо предлагать определённые рекомендации, нацеленные на дальнейшее успешное творческое и научно-педагогическое развитие данных специалистов.

В первую очередь, хочется обратить внимание на то обстоятельство, что в определённой оптимизации зачастую нуждается структура содержания того или иного конкретного справочника. Наиболее целесообразным является именно тот порядок изучения сфер жизни общества, который был апробирован ещё в 90-е годы ХХ века. Разумеется, согласно академической логике, начинать повествование следует с вводной части, которую можно обозначить как «Человек и Общество» или «Основные понятия общественной жизни» или даже «Понятие Общества», однако, не следует забывать о том, что суть данных пролегомен состоит в установлении базового, фундаментального дефиниционного поля, которым ученик и учитель будут пользоваться на протяжении всего курса далее. Несомненно, в первую часть справочника можно и даже нужно включать структурные определения и схематическую расшифровку таких концептов, как «система культуры», «цивилизация», «подсистемы культуры (язык, мораль, религия, искусство, воспитание, образование, наука и т.д.)», однако, это нисколько не отменяет необходимости выделять в дальнейшем содержании справочника, в последующих главах духовную (или более точно – культурную) сферу общества и отдельным, более развёрнутым блоком.

Второе принципиальное замечание относительно структуры содержания различных предметных изданий касается того нюанса, согласно которому целесообразно соблюдать уже апробированный нашими более опытными предшественниками порядок: после вводной части (установление дефиниционного поля, пояснение специфики дисциплины под названием «Обществознание» и т.д.) сначала должно развиваться штудирование политической сферы (поскольку она прямо либо косвенно влияет практически на все более или менее масштабные человеческие коммуникации; как минимум, внутренняя политика определяет устройство правопорядка, который мы не можем начисто игнорировать, как бы этого нам ни хотелось; не говоря уже о необходимости адресного государственного финансирования по отношению к различным жизненно важным проектам и другим сферам общества). Ответив на принципиальный вопрос на тему «Кто и как управляет масштабными/масштабированными проектами?», следует плавно переходить на изучение экономического устройства общества, ибо эффективность государственного аппарата в частности и всей политической сферы в целом определяется, в первую очередь, их умением эффективно организовывать хозяйство, заботиться о хлебе насущном и всех связанных с ними потребностях людей. Следующая, выделяемая согласно академической логике сфера, – это социальная, служащая определённым буфером гармонизации во взаимоотношениях весьма различных социальных слоёв, гарантом элементарного выживания, а также рекреационным ресурсом для полноценного развития личности и социальных групп.

Разумеется, в максимально эффективном государстве социальная сфера должна быть частью политической, ибо благоденствие населения – это первоочередная задача именно государственного аппарата, однако, в силу малой эффективности такового мы уже в достаточной степени привыкли к тому, что социальная сфера выделяется отдельно, поскольку государство, как минимум, с 90-ых годов ХХ века переложило немалую часть ответственности за благосостояние граждан на плечи самих граждан. На сегодняшний день эта сфера зависит не только от мер государственной поддержки (количество и качество которых зачастую вполне оправданно вызывают критику со стороны населения), но и от доброй воли представителей коммерческих структур, благотворительных инициатив спонсоров и меценатов, а также от взаимной официальной и неформальной поддержки граждан в адрес друг друга. Самый очевидный пример насчёт этого – благотворительные марафоны, фонды которых образуются в основном за счёт так называемых простых людей («с миру по нитке, по копейке и – миллион») и лишь в наименьшей степени – от нескольких небольших финансовых вбросов конкретных (отнюдь не всех!) чиновников.

В качестве рекомендации следует также выразить то, что справочник в обязательном порядке должен включать в себя развёрнутую схему по каждой из сфер жизни общества, отображать их структуру. К примеру, в схеме под заголовком «Политическая сфера общества» будут продемонстрированы такие элементы, как государственный аппарат (распадающийся на три ветви власти, фигуру президента, прокуратуру), политические партии, электорат, группы лоббирования и т.д. В схеме же «Культурная сфера общества», разумеется, будут отображены такие её функциональные элементы, как язык, мораль, искусство, религия, воспитание, образование, наука, право и т.д. Каждый из указанных базовых элементов культуры далее можно классифицировать на разновидности: искусство – на изобразительные и неизобразительные, монументальные и декоративно- прикладные виды, религию – на языческие и монотеистические виды, науку – на естественнонаучные, социогуманитарные и информационно-математические дисциплины и т.д. Степень подробности и количество логически вытекающих схем будут определяться в дальнейшем при последовательном раскрытии каждого тематического блока изучения по сферам. Для того, чтобы каждый ученик понял, что именно он изучает (не абстрактную сферу общества, а множество конкретизированных элементов), ему необходимо видеть структурный состав, конструкцию, схематическое устройство. Далее заострим наше внимание на анализе конкретных тем заурядного справочника по обществознанию.

В процессе раскрытия темы «Природное и общественное в человеке» необходимо не только предлагать читателям вступительный абзац и фиксировать таблицу с несколькими теориями происхождения человечества, но и давать ученикам более широкий методологический спектр решения, нежели это в большинстве случаев делают педагоги средних школ. Обязательно акцентируем внимание на следующих нюансах: несмотря на то, что автор практически каждой теории происхождения человечества настаивает на какой-то одной линии развития событий, не следует идти у него на поводу – скорее всего, наиболее оправданной является теория множественности путей эволюции на планете Земля (которую будет весьма целесообразным добавить в указанную таблицу). Теория – то, что не может быть доказано или опровергнуто в актуальных условиях развития науки, требует проверки временем, если наши средства и инструменты познания вообще когда-нибудь дорастут до нахождения объективных первоистоков. Компьютерное моделирование, которое обожают хвалить современные технократы (зачастую лишь по банальной причине мощного финансирования в адрес их исследований), на самом деле, также ничего не доказывает и не опровергает; оно – лишь часть разработки, апробации теории сквозь призму систематизации эмпирических данных и логических умозаключений. Если отталкиваться от концепции реинкарнаций и такого подхода, как история ментальностей, то максимум, что мы можем сделать, так это – ощутить наибольшую вероятность правдивости той или иной теории с оглядкой на объективно проверяемые знания в современной социальной среде.

Помимо этого, в процессе освоения дисциплины под названием «Обществознание» мы должны отдавать себе отчёт в разности, не синонимичности понятий «теория» и «концепция», хотя они зачастую и взаимодополняются друг другом. Теория является системой обобщённых положений (тезисов), образующих науку или её конкретный раздел; отчасти основана на фактографии, отчасти – на гипотезах, расширяющих пространство вариантов для следующих, вероятных фактов. Концепция же – это, с одной стороны, система концептов (научных понятий); с другой стороны, – способ или совокупность конкретных способов понимания, интерпретации каких-либо явлений и/или процессов; концепция может быть сформулирована сквозь призму основной точки зрения, ракурса, подхода, ключевой/базисной идеи для освещения объектов, феноменов и процессов. Другой принципиальный нюанс: гипотеза – это предположение относительно чего-либо/кого-либо, сформулированное в научном виде. Следует помнить о том, что между гипотезой и теорией также есть существенная разница. Теория может опираться на гипотезы, но, с другой стороны, она необходимым образом отталкивается и от уже проверенной фактографии; гипотеза же как таковая может быть и совершенно нереалистичной на первый взгляд, даже абсурдной (например, с точки зрения ограниченных обывателей или же по факту, в результате апробации). Различные гипотезы при желании можно формулировать и проверять практически каждую неделю, теория же – это системный плод человеческой мысли, вызревающий до момента своей популяризации достаточно длительное время, вплоть до нескольких лет или десятилетий.

К тем тезисам, которые зачастую предлагают не очень опытные авторы учебников относительно биологического и социального в человеке, необходимо также в обязательном порядке добавлять концепцию волюнтаризма, согласно которой тремя ключевыми факторами, влияющими на судьбу человека являются не только природная среда (влияние всех внешних факторов – воздух, вода, еда и т.п. – вкупе с механизмом генетической наследственности) и социальная среда (совокупность влияний всех сфер общества и относящихся к ним социальных институтов и социальных групп), но и сфера Целеполагания (воля). Именно развитие третьего фактора и даёт полноценные сценарии жизни, вопреки или благодаря первым двум факторам.

Нередко определённых уточнений и корректировок требует содержание авторских материалов под заголовком «Основные отличия человека от животного». По вполне объективным причинам смущает понятие «планы», применяемое некоторыми некомпетентными авторами по отношению к животным. Насколько известно из содержания различных этологических исследований (этология – полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение, инстинкты животных и людей в естественной среде их обитания) и материалов других социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин, у животных нет никаких планов – они действуют исключительно в соответствии с их инстинктивной генетической программой. Подражательные же навыки (что достаточно отчётливо проявлено у доместицированных видов) – это лишь часть таковой предзаданной программы.

Помимо этого, следует отметить, что материал под заголовком «Основные отличия человека от животного» нередко требует, как минимум, двух существенных дополнений к перечню фундаментальных (!) характеристик человека и человечества в целом: …) способность сочувствовать другим живым существам, …) наличие и развитие нравственности (самооценка, совесть, стыд и т.д.). К тому же, указываемое разными авторами понятие «мышление» следует воспринимать лишь как одну из способностей человеческого сознания, но далеко не единственную.

В качестве пожелания добавим ещё включение в примеры характерных признаков индивидуальности (подразумевается раскрытие триады «индивид – индивидуальность – личность») такой немаловажный для современной эпохи пример, как имидж.

К определениям, отображаемым в теме «1.3. Виды знаний», следует также добавлять концепт «предмет»: предмет – то, под каким углом зрения (ракурсом) субъект познаёт объект. К примеру, объектом изучения может быть одно и то же – допустим, религиозный храм – однако, изучаться представителями каждой дисциплины (культурология, философия, социология, искусствоведение, этнология и т.д.) он будет по-разному, с разных методологических позиций, сквозь призму различных предметных граней. В процессе перечисления направлений познания (та же тема) необходимо добавлять оборот речи «как минимум» (получится: «Есть, КАК МИНИМУМ, несколько направлений …»), иначе неизбежно напрашиваются дополнения начатого перечня в виде таких философских терминов, как «релятивизм», «солипсизм», «монизм», «дуализм», «плюрализм» и т.д. Помимо этого, в тему «1.3. Виды знаний» следует добавлять краткую классификацию тех трёх состояний, к которым сводится всё человеческое познание:

1) объект (то, что имеет относительно устойчивую структуру; разновидности: живые и неживые объекты, реальные и виртуальные, объекты воображения);

2) явление/феномен (то, что имеет уникальную, единичную, неповторимую природу);

3) процесс (сложная совокупность тех изменений, которые происходят с объектами в результате разнообразных действий субъектов).

Нередко требует корректировки таблица под заголовком «Основные виды деятельности»: тремя фундаментальными видами человеческой деятельности являются (в порядке исторического возникновения) игровая, трудовая, знаково-символическая (базовый курс культурологии). Что касается указываемых разными авторами общения и учения, то они выступают производными от первых трёх. К теме «1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность» следует добавлять небольшую ремарку о том, что для человека актуальны два базовых вида свободы: «свобода от» и «свобода для».

В схемах на тему «Основные сферы общественной жизни» понятие «духовная» целесообразнее заменить на «культурная». Несмотря на избитый стереотип, передающийся из учебника в учебник, следует помнить о том, что культура условно подразделяется на духовную и материальную, а соответствующая сфера развития общества диалектически объединяет обе этих ипостаси. В современной культурологии существует множество критериев определения таковых: к примеру, материальная культура – то, что может быть проявлено с помощью предметов материальной среды, сохранено в виде артефактов (как вариант – архитектурные сооружения); духовная культура – то, что плохо поддаётся вербальному описанию и провоцирует непредсказуемые мысленные образы и ассоциации (к примеру, музыкальные произведения, которые, в отличие от нот, невозможно отобразить и измерить с определённой точностью). В некоторых современных учебниках соответствующая глава обозначается как «Духовная (культура) сфера общества», но, всё-таки, целесообразнее оставить в заголовке только понятие «культурная», а субсферу духовности вынести отдельно как важный параграф, логично дополняющий параграф о материальной культуре.

В теме «1.9. Основные институты общества» неправомерно разделять некоторые понятия – в частности:

1) купля-продажа – это суть рынка, его фундаментальный процесс, а не какой-то отдельный экономический институт;

2) «власть» – это достаточно многогранное понятие и неправомерно использовать его в стереотипном узком смысле (власть бывает не только политическая, но и культурная, в частности, религиозная, и межличностная), политическим институтом она точно не является;

3) в духовной (культурной) сфере неправомерно церковь выделять как отдельный культурный институт; как правило, она является средоточием религии (первобытные же формы религий мы не берём, поскольку в то время не существовало тех развитых четырёх сфер общества, о которых мы ведём речь в данной теме);

4) СМИ являются скорее институтом социальной сферы, нежели культурной, поскольку множество примеров таковых передаёт как раз таки антикультурное и антигуманное содержание (контент); по большому счёту, СМИ – это не только и не столько самостоятельный социальный институт, сколько инструмент для деятельности других социальных институтов (передача и хранение информации, целенаправленное воздействие на массовое сознание и т.д.).

Принципиально важно грамотно передавать тот принципиальный нюанс, согласно которому институты общества перекрещиваются между собой, «спаивают» различные сферы и редко предстают перед нами в чистом виде. В содержание темы «1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры» необходимо добавлять сопутствующее, рядоположенное понятие «цивилизация». Что касается основных функций культуры, то в уже имеющийся перечень следует включить, как минимум, ещё две функции: творческую функцию и функцию самореализации. В таблице «Формы культуры» в конкретных справочниках представляются несколько сомнительными примеры «концерт» и «кино», включённые авторами в столбец «Массовая», поскольку концертная деятельность и кинематографическая продукция могут носить и элитарный характер, обходиться без широкой рекламы и многочисленной публики. Взамен них целесообразно добавить такое понятие, как «китч», который усугубляет понимание поп-культуры, доведённой до полного выхолащивания. Примечательно, что учебники для общеобразовательных учреждений тоже могут быть указаны как пример массовой культуры, поскольку ориентированы на максимально широкую аудиторию учащихся, независимо от их текущей успеваемости.

В таблицу «Функции науки» необходимо добавлять ещё, как минимум, одну функцию – прагматическую, поскольку наука, по определению, представляет собой тот социальный институт, который, в отличие, например, от философии, ориентирован на выработку практической пользы для общества, на совершенствование безопасности цивилизации, повышение уровня комфорта, увеличение трудоспособности, повышение уровня и качества жизни и т.д. В таблице «Уровни научного познания» в обязательном порядке должен указываться такой важный теоретический метод, как построение научной гипотезы.

В таблице «Классификация наук» не очень компетентными специалистами допускаются следующие погрешности:

во-первых, само по себе словосочетание «точные науки» имеет устаревший характер, поскольку каждая наука должна пользоваться точными (то есть проверенными, доказуемыми и аргументированными) знаниями, в противном случае апробируются гипотезы; иначе это уже не наука, а просто некий полёт творчества или чего-то ещё;

во-вторых, вместо понятия «точные» целесообразнее добавить понятие «информационно-математические» (разновидности информатики и математики);

в-третьих, нет никакого резона дробить такое масштабное научное направление, как «социогуманитарные дисциплины» на два условно выделяемых лагеря: общественные и гуманитарные. Так или иначе все эти дисциплины имеют своим основным объектом изучения человека и общество; разнятся исключительно подходы к исследованию таковых (к примеру, русский язык и мировая литература изучают непосредственные продукты человеческой деятельности, а культурология – сложные, не всегда очевидные механизмы и процессы культуры).

Для того, чтобы школьники не запутались в классификации современных научных дисциплин будет нелишним добавить ремарку относительно того, что в зависимости от конкретного контекста использования следует принимать во внимание как широкий, так и узкий смыслы практически каждого наименования. К примеру, термин «экономика» может использоваться в обобщённом виде, как некая относительно единая наука, а может интерпретироваться как широкое направление исследований, распадающееся на целый ряд наук (экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, бухгалтерский учёт, банковское дело, финансовый менеджмент и т.д.). То же самое может касаться юриспруденции (в значении правоведения), применительно к которой целесообразнее применять множественное число – «юридические науки» (история государства и права, философия права, криминология, криминалистика и т.д.).

В теме «1.12. Образование, его значимость для личности и общества» к перечисляемым формам обучения следует добавлять экстернат и дистанционное обучение. В теме «1.13. Религия» столбец «Ранние формы религии» должен дополняться ещё двумя формами: фетишизмом и магией. В таблице «Мировые религии» у некоторых авторов весьма сомнительно звучит характеристика «Основное лицо» (непонятно, какое лицо у Бога-Отца, поскольку Он проявляет себя не только в видимом нами Мире, но и над Миром) – целесообразнее заменить её на «центральный действующий персонаж» (сущность).

В графе «Христианство» должны быть указаны: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух, – Святая Троица. Что касается характеристик буддизма, то нелишним будет уточнение «Будда Шакьямуни» (поскольку, согласно каноническим писаниям, будд было, есть и будет великое множество, а в данном случае имеется ввиду конкретный полулегендарный полуисторический персонаж), а к «Трипитаке» необходимо добавить такой источник, как «Дхаммапада». В определении того, что такое церковь, необходимо уточнение – «… деятельность верующих (либо: членов конкретной конфессии)». В перечне «Основные функции религии» совершенно непонятно, какая именно культурная функция подразумевается авторами, ибо их великое множество. К тому же, сама религия – это элемент культуры или культурной сферы, что приводит к мысли о тавтологии данной «функции». Если же заменить слово «культурная», к примеру, на «просветительская» или «консолидационная», то предмет изучения становится более понятным.

При описании темы «1.14. Искусство» важен следующий нюансы: что касается видов искусства, то целесообразнее подразделить их на изобразительные и неизобразительные виды, монументальные и декоративно-прикладные, а уже после этого сопроводить конкретизированными примерами (архитектура, кинематограф и т.д.). В теме «1.15. Мораль», как правило, требуются дополнения к определению основного концепта: «Мораль – совокупность норм и ценностей, регулирующих мышление, речь и непосредственное поведение человека применительно к (или: по поводу) идентификации категорий Добра и зла». В противном случае предметная грань, специфика изучаемого объекта излишне размыта; в качестве совокупности регулятивных норм и ценностей можно привести и вышеуказанную религию, и конкретный элемент морали, известный как этикет, и систему права, и много чего ещё. В отличие от недальновидных учёных или псевдоучёных, каждый грамотный обществовед должен видеть и фиксировать определённую разницу между моралью и нравственностью. С другой стороны, следует более подробно отобразить сравнительные грани, в частности, добавить:

1) мораль – это сфера идеалов (то, что недостижимо, но к чему следует стремиться) и эталонов (то, что реально уже кем-то было воплощено, например, личностями Будды Сидхартхи, Иисуса, Магомета и других святых и праведников), нравственность же – это сфера непосредственной реальности, фиксирующей разницу между желаемым и действительным;

2) мораль – это система усреднённых норм мышления, речи и поведения, имеющая социальное происхождение (инициатива наиболее продвинутой группы морализаторов или стихийно формируемые в практиках взаимодействия нормы), нравственность же представляет собою совокупность личностно окрашенных восприятия, отношения, интерпретации и реализации (полной, частичной или принципиального отказа от таковой) применительно к нормам морали. Подсказкой для школьников может быть этимология: термин «мораль» происходит от латинского слова «mores (нравы)», а слово «нравственность» – отечественного происхождения (от «нрав» в единственном числе, намекающем на персонализацию действий).

Вопреки стереотипам, которые до сих пор передаются в некоторых типовых учебниках, необходимо обращать внимание на следующие принципиальные акценты:

1) на самом деле, не только право, но и мораль может обеспечиваться принудительной силой. В первобытных, древних и средневековых обществах за несоблюдение или нарушение моральных норм периодически применялись достаточно жёсткие санкции, вплоть до смертной казни (к примеру, за инцест или в ходе реализации кровной мести). В современном обществе моральное принуждение актуально для воспитательной системы практически каждой конкретной семьи, что может быть актуализировано сквозь призму различных инструментов воздействия на психику детей: через построение условий («не сделаешь то-то – не получишь этого»), через обозначение рисков («будешь плохо себя вести – станешь таким же нехорошим, как этот персонаж»), через угрозы («если напортачишь, то будешь наказан», «веди себя хорошо, а не то сейчас вот этому дяде отдам на перевоспитание»), через шантаж («будешь плохо себя вести – всем об этом расскажу и тебе будет очень стыдно») и т.д. Это – именно целенаправленное точечное принуждение, хоть зачастую и с благими целями и пожеланиями, а не влияние пресловутого общественного мнения.

2) Указываемая некоторыми некомпетентными авторами справочников характеристика «неопределённость в толковании» также не соответствует реальности, поскольку в таком случае человечество давно бы само себя и весь этот мир истребило (на данный же момент у нас ещё есть шансы что-то исправить на этой планете). Если в конкретном моральном каноне чётко заявлено о том, что убивать нельзя, то убивать нельзя в принципе, а все сопутствующие истолкования следует воспринимать как дань этому относительному Миру, который никогда не будет соответствовать представлениям об Абсолюте и Идеале поведения. Идеал недостижим, но стремиться к Нему необходимо, иначе человек теряет свою человеческую сущность. Корректировки в стиле «убил на войне потому, что иначе убили бы его», «убил по неосторожности» (к примеру, незамеченное насекомое), «убил, чтобы выжить» (как робинзон Крузо на необитаемом острове), «убил, чтобы отомстить за смерть друга» – это уже пространство вариантов для выбора. В данном случае мораль скорее сближается с системой права, чем отдаляется от неё и специфицируется:

во-первых, в законодательстве также есть много понятий (к примеру, честь и достоинство личности), которые далеко не все люди понимают одинаково, предлагают свои интерпретации, порою расходящиеся с позициями законодателей;

во-вторых, закон прописывает санкции, но не может застраховать общество от преступлений, то есть по факту он также обозначает пространство для вариантов выбора. Непосредственная юридическая практика наглядно иллюстрирует процессы, когда некоторые правонарушения совершаются конкретными акторами (агентами социального взаимодействия) вполне осознанно и со знанием закона.

3) Если исходить из того, что система, по определению, – это множество упорядоченных, взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимно влияющих друг на друга элементов, то мораль, как и право, – это тоже система, а не просто совокупность социальных норм. Если брать конкретные примеры моральных систем (будь то христианские заповеди, кодекс Бусидо или «Моральный кодекс строителя коммунизма»), то без труда можно заметить, как минимум, тот их признак, что они не противоречат друг друга. В то же самое время, несмотря на мощные претензии многих законодателей на так называемую истину в последней инстанции, современная правовая система гораздо более противоречива, алогична и несовершенна, чем любой из конкретных видов и форм морали.

Одна из принципиальных причин такого обстоятельства состоит в том, что практически любая моральная система (за редкими исключениями, как в случае с теми моральными кодексами, которые насаждались в различных обществах «сверху», властными элитами) исходит из непосредственных практик взаимодействия людей с себе подобными и неподобными, а к ответственному делу изменения и принятия системы законодательства причастны очень немногие единицы субъектов, которые зачастую попросту не понимают (или чаще – не хотят понимать) нужд и потребностей большинства представителей реального населения. Нормы морали шлифуются более или менее естественным образом, а нормы права поддерживаются искусственным путём с помощью военно-полицейского аппарата, даже если они давно уже потеряли какой-либо патриотический и прочий КПД. Иначе говоря, по сути дела, современная правовая система – это превосходный инструмент для манипуляции некомпетентными массами и удержания государственной власти в руках ограниченного числа субъектов.

В процессе раскрытия темы «1.16. Понятие общественного прогресса» некоторые авторы допускают следующую ошибку: при описании такого свойства прогресса, как относительность, правомерно указывать не то, что «понятие прогресса применимо не ко всем областям (искусство, музыка)», а то, что прогресс измеряется относительно какой-либо шкалы индикаторов. Если измерять с помощью разных шкал, то результаты могут получаться разные. К примеру, если говорить о наиболее очевидной разновидности прогресса – технологического – то можно привести такой простой пример: современный «айфон» для определённой части потребителей представляется более удобным в обращении, а также он вполне объективно оснащён гораздо бóльшим количеством приложений; тем не менее, он в значительной степени проигрывает по своей физической прочности предшествующим поколениям телефонов-моноблоков.

Другое важное замечание касается того, что неправомерно музыку выносить отдельно от искусства как рядоположенный полноправный пример, поскольку классификационно музыка – это лишь один из видов неизобразительного искусства. Почему авторы некоторых справочников считают категорию прогресса неприменимой к культурной субсфере искусства непонятно (на этот счёт пояснения в справочнике отсутствуют), ведь есть огромная разница между артефактами первобытного искусства, образцами древнего и, к примеру, шедеврами периода Ренессанса, что, несомненно, свидетельствует об огромной эволюции, пройденной человеческими Духом и Сознанием. Соответственно, регрессивные и даже деградационные процессы, которые мы можем наблюдать в современном искусстве, которое преимущественно развивается по компилятивному пути, смешивая всё со всем или примитивизируя, не должны сбивать нас с толку. Прогресс в искусстве не только возможен, но и необходим; однако, достигается он не только и не столько за счёт совершенствования новых инструментов (особенно отчётливо это видно в изобразительном искусстве: живописи, скульптуре, архитектуре), сколько за счёт развития духовной наполненности личности автора, в частности, его гибкости мышления и воображения.

Что касается того определения, которое некомпетентными авторами даётся понятию «реформа» в таблице «Характер общественного развития», то оно в некоторых случаях формулируется не совсем верно, поскольку нам известны и прецеденты как раз таки стремительных, а отнюдь не постепенных, реформ, причём затрагивающих именно кардинальные основы социально-экономического и политического устройства. Наглядная иллюстрация этих свойств была проявлена, в частности, авторами реформаторской программы «500 дней» (инициатива С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского в 1989-1990 гг.). Отдельный проблемный нюанс для научного дискурса создаёт такое событие, как расформирование СССР в 1991 году. До сих пор нет однозначной позиции на этот счёт: считать этот процесс реформой, революцией или государственным переворотом … Кстати, понятие «государственный переворот» также следует включить в данную таблицу. Вдвойне странно, что в ней отсутствует такое важное и, к тому же, диалектически парное по отношению к «революции» понятие, как «эволюция».

При прочтении темы «1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)» по отношению к конкретным авторам также возникают вопросы, главный из которых заключается в том, почему ими вкратце раскрываются только пара подходов к изучению общественного развития. Даже если учитывать тот факт, что школьная программа не является столь подробной, сколь современные образовательные модули для студентов вузов, то всё равно для сравнения должны были быть приведены ещё, как минимум, какие-нибудь три подхода из наиболее популярных в гуманитарной научной среде: типологический, эволюционный, диффузионный (диффузионистский), компаративный, структурно-функциональный, историко-ментальный … К тому же, школьникам на занятии обязательно нужно объяснить нюанс, согласно которому им даётся только основная база, а в реальной науке исследовательских подходов множество (обязательно «и т.д.» вместо твёрдой точки).

В теме «1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)» перечень проблем следует начинать с их классификации на 4 вида (экологические, политические, социально-экономические, культурные) и только потом конкретизировать каждый из них. К тому же, в процессе перечисления конкретные не вполне компетентные авторы допускают явные неточности: в частности, экологическая проблема не может стоять в одном ряду с климатической, поскольку климатическая – это один из конкретных примеров экологических проблем (так же, как и сырьевая, которую можно обозначить и как истощение природных ресурсов). Помимо этого, следует заметить, что непрофессионалами перечисляются не все принципиальные проблемы; к примеру, отсутствуют такие, как некомпетентность и безнравственность политиков, недостаточная ротация политических кадров (политические глобальные проблемы), чудовищное социальное расслоение в конкретных странах, пропасть в уровне социально- экономического развития между развитыми и развивающимися странами, неограниченные аппетиты коммерсантов (социально-экономические глобальные проблемы); кризис морали, приводящий к кризису и уничтожению всего остального, кризис образования, приводящий к тотальной некомпетентности специалистов, кризис религии, приводящий к формированию искажённой картины мира (культурные глобальные проблемы). Глобальность таковых детерминирована всеобщей связью всех со всеми, даже если у какой-то части пресловутой «элиты» до сих пор сохраняются иллюзии насчёт их изолированности от других и сверх-защищённости.

Определение, которое некоторые авторы дают экономике, необходимо дополнить: экономика – это не просто «способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, то есть для удовлетворения своих потребностей» (указана лишь одна из функций экономической системы, к тому же, конструкция «блага … для потребления» весьма расплывчата по своему смыслу, так как современный человек является и потребителем благ культурных, даже если их сам не производит; однако, это уже не всегда относится напрямую к экономической деятельности как таковой), а именно система хозяйствования, управления своими ресурсами, пространством, домом. В данном случае этимология крайне важна, чтобы понять смысл целой сферы.

Представляется необходимым дополнение к таблице под заголовком «Юридическое содержание собственности (правомочия собственника)»: к указываемым конкретными авторами юридическим формулировкам следует добавить также расшифровку, согласно которой собственник имеет право не только пользоваться (в значении «извлекать пользу») принадлежащими ему объектами, но и деактивировать, трансформировать или, вообще, уничтожать таковые.

Таблица «Типы конкуренции» требует небольшой расшифровки для учащихся, поскольку на смысловом уровне у людей вдумчивых неизбежно возникают вопросы, в частности, тот, согласно которому сами по себе понятия «конкуренция» и «монополия» являются антонимами, и представляется странным, каким это образом чистая монополия может являться примером несовершенной конкуренции (тем более, если обратить внимание на строку таблицы, где достаточно жёстко указано, что вход в отрасль на рынке невозможен).

Помимо этого, может вызывать сомнения и вопросы принцип, заложенный в стандартно сформулированный закон спроса и предложения и звучащий, как «чем выше цена, тем ниже спрос и выше предложение». В ответ на такую ремарку человек с развитой эрудицией и расширенным мировоззрением может, например, вспомнить такой конкретный жизненный пример: стоимость каких-нибудь уникальных монет на рынке может быть достаточно высокой (гораздо выше, чем средняя ежемесячная заработная плата большинства россиян), в определённой степени данное обстоятельство может снижать спрос (тем более с учётом объективно падающей покупательной способности большинства населения при параллельном материально-финансовом обогащении чиновников и банкиров); однако, совсем не обязательно при этом будет повышаться уровень предложения, тем более, если речь идёт о старинных аутентичных монетах, которые при всём желании продающая сторона воспроизвести не сможет. Таким образом, практикующему педагогу, освещающему данную тему, необходимо давать своим подопечным определённые пояснения насчёт того, как именно работает закон спроса и предложения и насколько он адекватен непосредственной социальной реальности. Без уточнений здесь точно не обойтись.

Что касается раскрытия темы «2.6. Финансовые институты. Банковская система», то в данном случае, опять же, с учётом того обстоятельства, что занятия посещают, к счастью, не только те ученики, которые слепо доверяют внешним источникам информации, но и люди достаточно прогрессивно и временами нестандартно мыслящие, педагогу необходимо самому указать на погрешность стереотипного перечисления функций финансов. Сами по себе финансы (ни в значении отношений по поводу движения денег, ни, тем более, в значении денежных средств) никакие функции выполнять не могут – их выполняют перечисленные в соседнем столбце финансовые институты. Финансы – это, по определению, объект воздействия, а вот субъектами являются конкретные физические или юридические лица. Иначе говоря, школьники должны понимать, что современная система образования включает в себя не только самые последние достижения в сфере формирования полезных знаний, умений и навыков (компетенций), но и определённое наследие погрешностей (в частности, семантического характера), передающееся уже не через одно поколение.

Пример на эту же тему: несмотря на то, что при употреблении термина «античные цивилизации» мы привыкли вспоминать, в первую очередь, древние Грецию и Рим (хотя эксперты также вспомнят их предшественников – крито-микенскую культуру и культуры этрусков, латинян и сабинян), на самом же деле, слово «античный» дословно переводится на русский язык с латинского как «древний». Получается, что на статус античных цивилизаций, причём даже с бóльшим на то основанием, могут также претендовать Египет, Шумер, Индия, Китай и другие первопроходцы в развитии цивилизации. Ученики, узнавшие от опытного преподавателя лингвистические и исторические нюансы подобного рода, будут гораздо более раскрепощённо размышлять на экзамене и меньше смущаться в случае обнаружения кажущихся терминологических противоречий.

В процессе раскрытия темы «2.7. Основные источники финансирования бизнеса» ученикам необходимо объяснять разницу между бизнесом и предпринимательством. Данный нюанс по-своему принципиален, поскольку современная коммуникативная среда (в том числе и образовательная) перегружена не только неуважительным отношением к этимологии важнейших понятий (вплоть до такого фундаментального концепта, как «культура»), но и массовым неумением населения «отделять зёрна от плевел», хаотичностью мировоззрения и скомканностью в один клубок того, что должно быть разложено по полочкам, классифицировано по конкретным критериям. Последнее – это стратегически важная задача не только для учёных, но и для любых представителей вида «Человек РАЗУМНЫЙ». В свете различных злободневных тем рыночной современности в России в табличку «На размер заработной платы влияют» следует также включить такой фактор, как морально-психологическая адекватность начальника. Это вполне логично, закономерно и справедливо, поскольку такой фактор, как способности работника, в неё уже включён.

В перечне экономических функций государства, помимо стабилизации экономики, необходимо указывать и такие принципиально важные функции, как антимонопольное и антикризисное регулирование, распределение ресурсов, а также злободневная эмиссия денежных средств. Что касается педагогической точки зрения при раскрытии темы «2.13. Налоги», то следует отдавать себе отчёт в том, что «Справедливость», указанная в столбце «Основные принципы налогообложения» и «Воспитательная», указанная в столбце «Основные функции налогов», в обязательном порядке потребуют пояснений для учеников. Как минимум, они могут озадачиться поиском ответов на вопрос, насколько справедливым оказалось упразднение прогрессивной шкалы налогообложения и внедрение вместо неё пропорциональной системы в России в 2001 году [1].

Ещё больше причин и поводов для обсуждения (особенно с прицелом на эффективное решение открытой части теста, связанной с анализом чужого текста и написанием своего эссе) провоцирует пресловутая воспитательная функция, якобы заложенная законодателями в систему российского налогообложения. Вдумчивый ученик неизбежно озадачится вопросами на тему, кого, каким образом и насколько эффективно воспитывают законодатели и сборщики налогов (может быть, их самих нужно воспитывать и перевоспитывать?).

Вопреки фальсификациям и профанациям, которые до сих пор передаёт большинство стереотипно мыслящих авторов, мешающих почти всё в одну кучу, необходимо обозначать определённую разницу дефиниций при определении уровня жизни и качества жизни, однако, к приведённым формулировкам следует также добавить акцент, согласно которому уровень жизни – это все те показатели (размер заработной платы, пенсий, стипендий, выходных пособий и т.д.), которые измеряются с помощью конкретных числовых, количественных значений; а вот качество жизни напрямую складывается из качества товаров и услуг на современном рынке. С целью пояснения можно отметить следующий факт: уже приезжавшие в Россию по культурному обмену иностранцы многократно повторяли о том, какой у нас в стране замечательный натуральный хлеб, в отличие, например, от нашпигованного пластиком в США. В данном контексте ученикам крайне важно давать также другие пояснения и жизненные примеры, в частности, сквозь призму сравнительного анализа. Один из принципиальных выводов, которым следует подытоживать занятие по теме «2.16. Рациональное экономическое поведение …», должен состоять в том, что в равной степени важны и уровень, и качество жизни, это – понятия друг друга диалектически дополняющие.

Для усиления резюмирования по данной теме можно брать любую действенную и впечатляющую учеников прикладную иллюстрацию – как вариант через провокационные вопросы:

1) «Что лучше: ежемесячно получать 25 000 рублей в «провинциальной» части России, питаться более-менее натуральными продуктами и быть в непосредственной близости от природы или же жить в центре мегаполиса в США, ежемесячно получая 2000 долларов (порядка 120 000 р., согласно сегодняшнему курсу), но питаясь при этом суррогатами и задыхаясь от дефицита чистого кислорода?»;

2) «Если верить наиболее высокопоставленным чиновникам, то уровень жизни в России якобы вырос за недавние 5-10 лет, однако, сколько среднестатистический гражданин мог позволить себе купить буханок хлеба или граммов сыра на 100 рублей 5-10 лет назад и сколько – сейчас?»;

3) «Какое соотношение зарплат большинства населения и стоимости жилой недвижимости было 5-10 лет назад и каково оно сейчас?».

Иначе говоря, на занятиях обязательно варьировать не только категории товаров и услуг, но и их соотношение с объективно проявленными покупательной способностью большинства населения, средней заработной платой (выкладки по которой отчитывающиеся «для галочки» чиновники крайне редко дают в сопровождении реального процентного соотношения: столько % населения зарабатывает N тысяч рублей в месяц, столько-то % – M тысяч рублей, столько-то % – P тысяч рублей и т.д.) и другими стратегическими и тактическими показателями, касающимися каждого человека.

В таблице «Классификация социальных групп» к понятию семья, как примеру малой социальной группы, необходимо добавлять термин «нуклеарная» или подобный ему по количеству предполагаемых участников, поскольку нам известны самые разные исторические типы и виды семей, в том числе и достаточно большие, вплоть до клановых структур. К примерам видов квазигрупп следует добавить такой популярный пример, как так называемая субкультура.

Выделяемая некоторыми авторами справочников тема «3.3. Молодёжь как социальная группа» требует большей проработки, поскольку во многих случаях она не даёт исчерпывающей информации по сути дела. Справедливости ради стоит отметить, что в нашей стране молодыми официально признаются специалисты науки, образования и прочих субсфер культуры, которым ещё не исполнилось 36 лет от роду (в странах Западной Европы этот возрастной критерий распространяется вплоть до 40 лет включительно). Для того, чтобы лучше вникнуть в данную далеко не однозначную тему, необходимо реанимировать уже апробированные классификации, которые давным-давно разработаны нашими предшественниками в педагогике, психологии, художественной литературе. Как минимум, на ум должна приходить на ум трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Современные же авторы зачастую забывают о том, что отрочество, юность и молодость – это качественно различные состояния, хоть и, несомненно, взаимосвязанные между собой; однако, при этом они открыто либо контрабандой (под общий шумок, под фанфары пресловутой продажной моды) протаскивают в отечественный лексикон такие западные аналоги, как «тинейджер» (что ещё больше усиливает путаницу в понятиях). Для того, чтобы не попасть впросак, следует учитывать соотношение академических психолого-педагогических канонов и непосредственной социальной реальности.

Исходя из этого, точно не будет большой ошибкой, если заявить, что молодые люди – это, как минимум, те, кто перешагнул порог совершеннолетия, а как максимум (по официальным меркам, разумеется) – те, кто ещё не достиг 36-летия. Далее же по вполне понятным причинам молодёжь можно уже классифицировать на условные подтипы: учащаяся и работающая, бездетная и уже семейная, индивидуально или коллективистски настроенная и т.д. Можно условно хронологически классифицировать молодость на раннюю, зрелую и опытную.

При раскрытии темы «3.4. Этнические общности» некоторыми авторами допускается неточность следующего содержания: указывается, что признаком народности является общность культуры, а признаком нации – язык. На самом же деле, язык – это один из главных элементов или субсфер, входящих в сферу или системы культуры. Отделять одно от другого в данном случае неправомерно. Помимо этого, необходима акцентуация на том, в чём разница между созвучными понятиями «нация» (этнографический/этнологический термин) и «национальность» (преимущественно политологический/политический концепт). Кроме того, в данном пункте любого справочника должна присутствовать такая неоднозначная категория, как «народ», ведь её анализ весьма важен в свете усиленной эксплуатации многими людьми таких вербальных конструкций, как «советский народ», «российский народ», «американский народ» и т.д.

В перечне перечисляемых тенденций развития наций, помимо дифференциации и интеграции, обязательно следует указывать и диффузию – процесс расширения и взаимного проникновения элементов/субъектов одной нации между элементами/субъектами другой. Кроме того, каждый профессиональный, грамотный автор обязан указывать объёмный смысл понятия «национализм», принципиально отказываться от крайне узкого, негативного смысл такового (вопреки тому, что данный негатив  навязывается представителями современных коррумпированных СМИ). На самом же деле, вопреки проводимой чиновниками- русофобами политике, национализм – гораздо более многогранный концепт, чем они пытаются пропагандировать для масс. Для сверки своих компетенций по теме достаточно открыть работы таких крупных классиков социально-философской мысли, как Н.А. Бердяев («О современном национализме») и И.А. Ильин («Путь духовного обновления»), не говоря уже о более специализированных научных изданиях, подготовленных, к примеру, специалистами современной Российской Ассоциации Политической Науки (труды С.Н. Пшизовой, О.Ю. Малиновой, О.В. Гаман-Голутвиной и других маститых учёных). От неверной дефиниции национализма отталкиваются и указываемые некоторыми недальновидными авторами «его» формы.

Непонятно, какой логикой и какими источниками руководствуются некоторые авторы, когда указывают шовинизм и геноцид: первое понятие, по существу, является антонимом национализма, а второе, вообще, представляет собой инструментальный прикладной процесс генетического истребления, а отнюдь не идеологию. В перечне возможных причин социальных конфликтов далеко не каждый пример указывается точно (положительное исключение – «различие в ориентациях, ценностях и т.п.»), многие же другие указывают возможные объекты для формирования причин, но не сами причины. Иначе говоря, верная формулировка должна быть следующей: не «доходы», а «пропасть в доходах у разных страт»; не «власть», а «желание получить больше власти»; не «образование», а «существенная разница в образовании»; не «религия», а «противоречия между различными типами религиозного мировоззрения или религиозными идеологиями» и т.д.

При раскрытии темы «3.8. Виды социальных норм» некоторые авторы мешают множество разнородных понятий в одну кучу. С целью восстановления научной объективности следует отметить, что, по большому счёту, существует только три типа социальных норм: моральные, эстетические и правовые/юридические. Всё остальное – это, как правило, концепты, производные от вышеуказанных. Что касается нравственных императивов, то это, по определению, уже не социальные нормы, а внутренние, личностные ориентиры. Так вот, обычаи и традиции, указываемые разными авторами справочников (а к ним он с таким же успехом можно добавить и ритуалы) – это не нормы, а формы или механизмы, с помощью которых нормы передаются. Религиозные нормы напрямую коррелируют с моральными, а указанные политические – с правовыми. Этикет – это лишь один из элементов субсферы морали, а отнюдь не самостоятельный тип социальных норм. Что касается моды, также временами указываемой некомпетентными авторами в списке, то она фиксирует самим своим существованием определённую часть актуальных представлений людей о красоте, прекрасном и безобразном, а это – предмет эстетических норм; и нет никакого смысла в том, чтобы выделять моду отдельно, несмотря на то, что она может навязываться не только актуальным уровнем культуры, но и определёнными искусственно инициируемыми процессами, берущими свои истоки исключительно в экономике (свидетельством чего являются навязываемые недалёкой публике «бренды», даже если в них нет практически ничего объективно прекрасного и/или полезного).

При раскрытии темы «3.9. Социальный контроль» некоторыми авторами допускается следующая погрешность: внутренний контроль или самоконтроль – это, по определению, не социальная, а личностная форма организации деятельности личности. Есть масса примеров на тему того, что человек, презирая актуальные моральные и/или правовые нормы, доминирующие в конкретной социальной среде, занимается их усиленным изучением и апробацией для того, чтобы не только адаптироваться к внешним факторам развития, но и активно их изменять. Для подтверждения этого тезиса достаточно посмотреть на тех субъектов, которые вполне целенаправленно (не только ради профессиональной неприкосновенности и высокого уровня гонораров) становятся депутатами Государственной Думы или членами Совета Федерации. Что касается примеров «блата» в этой связи, то прибережём их для анализа нашими учениками в открытой части ЕГЭ.

В теме «3.10. Семья и брак» конкретные авторы справочников противоречат сами себе: дав достаточно качественный диапазон классификации в таблице, они совершенно опрометчиво перечисляют какие-то пресловутые этапы жизненного цикла семьи в соседней колонке страницы. В частности, бросается в глаза следующий абсурд: в таблице авторы признают, что семья может быть как полной, так и неполной, а в перечне «Этапы жизненного цикла семьи» отмечают, что «смерть одного из супругов» якобы является основанием для «прекращения существования семьи». Иначе говоря, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что множество видов и разновидностей реальной семьи в принципе невозможно втиснуть в этот узкий по смыслу и, к тому же, неполный перечень. Исходя из этого, следует брать на вооружение и развивать дальше определение семьи, которое даётся авторами ниже: «Семья – это социальная группа, которая основана на браке и родстве», люди, которые связаны между собой общностью условий быта, совместным ведением хозяйства, относительно тесными эмоциональными взаимосвязями и взаимной ответственностью друг перед другом и перед третьими лицами. К этому нюансу необходимо добавлять и тот, который некомпетентными авторами тоже почему-то упускается из виду: семья в широком смысле – это ещё и социальный институт.

При определении понятия «власть» весьма полезно добавлять следующую ремарку: власть – это влияние одной воли на другую волю посредством определённых объективных либо субъективных механизмов или специфической харизмы; помимо политической, власть также бывает культурной (в частности, религиозной, научной, 29 педагогической и т.д.) и межличностной (может проявляться как в официальном, так и в неформальном режимах).

К таблице, раскрывающей структуру формы государства, можно для лучшего понимания учениками добавить основные вопросы: форма правления отвечает на вопрос «КТО правит/управляет?», форма государственного устройства – на вопрос «каково устройство государства и какую территорию оно занимает?», политический режим – «с помощью каких конкретных инструментов мы правим/управляем?». В тему «4.8. Политические партии и движения» необходимо также добавлять дефиницию сопутствующего понятия «фракция». В перечне «Стадии (этапы) избирательного процесса» в некоторых справочниках почему-то напрочь отсутствует пункт, посвящённый непосредственно самим выборам (должен указываться между предвыборной агитацией и установлением результатов голосования). В пункте, посвящённом раскрытию темы «4.14. Органы государственной власти РФ», не всегда бывает понятна разница между определениями того, что такое «орган государственной власти» и что такое «государственный орган», равно как и непонятно, видит ли сам конкретный автор справочника разницу между ними. Такое ощущение, что он просто эксплуатирует два созвучных определения из похожих друг на друга словарных статей, включённых в разные издания. Помимо этого, в теме «4.14. Органы государственной власти РФ» почему-то иногда отсутствует указание полномочий такого важного государственного органа/структуры, как прокуратура, осуществляющая надзорные функции (в том числе и применительно к деятельности президента).

Таблицу «Структура правовой нормы» необходимо сопроводить указанием иерархии, в которой применяются перечисленные законы и подзаконные акты. Это важно и с точки зрения формирования у учеников адекватного мировоззрения (от более важного к менее важному, второстепенному, а также видение диалектики стратегии и тактики, фундаментальных основ и конкретных прикладных подстроек к таковым), и постольку, поскольку вопрос об иерархии нормативно-правовых актов неоднократно встречался на ЕГЭ в предыдущие годы. Перечень «Основные отрасли Российского права» необходимо предварять перечислением видов судопроизводства, указанных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» [2].

В перечислении свойств Конституции РФ следует смещать акцент с «принимается народом» на «принимается выборными народными представителями»: это будет гораздо ближе к непосредственной социальной реальности, хотя и на этот счёт для лучшего понимания учениками можно добавить на занятии дискуссионный элемент (обсудить вопросы, насколько легитимны современные выборы, какие существуют виды ценза для выборных представителей государственной власти, в каких социально- политических условиях принималась Конституция РФ в 1993 г. и другие принципиально важные темы).

Некоторые авторы справочников (несмотря на то, что у них по диплому высшее юридическое образование!) допускают настолько грубые ляпы, что в результате этого содержание таблицы «Судебная система РФ (по горизонтали)» требует следующих корректировок:

1) согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Верховный Суд РФ в систему арбитражных судов РФ не входит[3];

2) согласно Федеральному конституционному закону от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Верховный Суд РФ в систему судов общей юрисдикции не входит [4].

Тем не менее, в различных изданиях справочного характера по обществознанию, несмотря на допускаемые авторами серьёзные погрешности, может быть и множество полезных схем, таблиц и перечней, удобных для восприятия и запоминания учащимися (а также удобных для повторения материала самими педагогами). Однако, обозначенную проблему безграмотности или неполной компетентности конкретных авторов и педагогов необходимо решать в оперативном режиме, поскольку образовательные процессы практически непрерывны и гораздо сложнее переучивать школьников (часть из которых в недалёком будущем может стать студентами), нежели изначально учить их правильно.

 


[1] История НДФЛ в России [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру». – Режим доступа: http://www.garant.ru/infografika/621831/. – Дата публикации: 7.05.2015.

[2] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_12834/4aa549c1313d7821cc666a32cbb84c43e294199d/.

[3] Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6510/73ceed5f10701072ca691058e1417a7a5109a84b/.

[4] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110271/9316c15fd1163ca195ce2c0cafef1c555d2be038/.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.