Во всем мире издавна практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов как системного механизма решения общегосударственных и региональных проблем, которые или не вписываются в общий порядок регулирования регионов (например, необходимость ликвидации последствий природных или техногенных катастроф на определенных территориях), или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового пространства (например, формирование закрытых административно-территориальных образований).
Целью создания административно-территориальных образований изначально являлось – стимулирование работы предприятий, которые были связанны с системой безопасности страны.
Расположенные на определенной территории предприятия и города-спутники получили от государства значительные налоговые отступления, после этого их стали называть – «российские оффшорные зоны». Однако, первоначальная ценность ЗАТО для государства – это их огромный оборонный потенциал.
В первом специализированном нормативно-правовом акте – Федеральный Закон № 3297-1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14 июля 1992 года (далее закон «О ЗАТО») [3] в отношении ЗАТО появляется аббревиатура, указывающая на особое положение ЗАТО среди иных территориальных образований в Российской Федерации.
В соответствии с законом о ЗАТО [3], можно выделить три отличительных признака ЗАТО:
- наличие органов местного самоуправления;
- расположение в пределах закрытого образования промышленного предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
- специальные условия проживания граждан.
Но стоит отметить, что наличие у территориального образования одного или двух из этих признаков не означает, что рассматриваемое территориальное образование – ЗАТО.
Вопрос о присвоении статуса ЗАТО находится в исключительной компетенции Президента. Необходимо соответствие образования всем трем признакам, а также специальное решение Президента Российской Федерации. вопрос. Согласно ст.2 п.2. ФЗ «О ЗАТО» – Президент Российской Федерации принимает решение о создании, упразднении ЗАТО и изменении его границ. Порядок упразднения ЗАТО и изменения его границ так до конца и не был оформлен в российском законодательстве. В литературе по проблемам государственного управления отмечается лишь, что при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования необходимо определить этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, изменения специальных условий проживания граждан, изменения административно-территориального деления, в том числе виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения бывшего ЗАТО.
Следовательно, в число первоочередных задач государства в отношении закрытых образований в ближайшие годы должна войти четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта. В отношении вопроса о разделе территории и перекройке границ ЗАТО, необходимо определить сами эти понятия – границы и территория ЗАТО. В соответствии со ст. 1 п. 2 ФЗ «О ЗАТО» – территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасности предприятий и (или) объектов, а также с учетом развития потребностей населения. В данном случае, границы ЗАТО могут совпадать и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, с границами районов, входящих в их состав.
В Российской Федерации в настоящее время существует 48 закрытых административно-территориальных образований. Десять закрытых администра -тивно – территориальных образований Министерства атомной энергетики – города и поселки, в которых создавалось или создается ядерное оружие и системы его обслуживания. 37 закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны Российской Федерации – это военные точки, на вооружении которых, находятся ракеты с ядерным арсеналом.
С принятием указа Президиума Верховного совета РСФСР от 17 марта 1954 года «О преобразовании некоторых населённых пунктов в города областного подчинения и рабочие посёлки» ряд закрытых образований (например, Свердловск-44 (Новоуральск), Свердловск-45 (Лесной), Златоуст-20 (Трехгорный), Челябинск-40 (Челябинск-65, Озёрск)) получили статус городов и рабочих посёлков, а значит и возможность формировать органы местной власти – городские Советы Депутатов. Несмотря на это система «завод-город» продолжала действовать и фактически возглавляли осуществлял управление ЗАТО директор завода.
Количество просмотров публикации: -