ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ОДНА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА

Гутова Ангелина Сергеевна

Дата публикации: 11.05.2016

Опубликовано пользователем: Yasinckaya Angelina

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Ключевые слова: , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Гутова А.С. Индексация заработной платы как одна из государственных гарантий оплаты труда // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/05/3422 (дата обращения: 21.11.2023)

Гутова Ангелина Сергеевна, студента группы Ю-122,

Уральский институт управления  – филиал РАНХиГС, Екатеринбург

В данной статье рассмотрен вопрос повышения заработной платы согласно действующего трудового законодательства. В статье проводится анализ ранее действующего закона в период РСФСР на основе повышения заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В качестве  решения проблем по вышеназванной теме предлагается некоторое изменение в законодательных актах, содержащих основные положения индексации заработной платы работников.

Gutova A.S.

WAGE INDEXATION AS ONE OF THE STATE GUARANTEES OF REMUNERATION OF LABOUR

In this article the question of increase of wages according to existing labour laws. In the article the analysis of previously existing law in the period of the RSFSR on the basis of wage increases in connection with growth of consumer prices for goods and services. As a solution to the problems on the above topic proposes a change in legislation with the main provisions of indexation of wages of employees.

 

В последнее время мы замечаем, что цены на товары и услуги существенно возросли, а доходы при этом остались на прежнем уровне. Такое положение приводит к тому, что большая часть наших граждан недовольна и ждет  перемен в секторе экономики.

Вопрос повышения уровня заработной платы всегда был главным и основным. Индексация заработной платы, согласно действующему трудовому законодательству, является одной из основных гарантий работника, позволяющей рассчитывать последнему на реальное увеличение денежного содержания.

Заработная плата отличается от вознаграждения за труд получаемого человеком в рамках гражданско-правовых отношений по договорам связанных с применением труда. Отличие заключается в том, что заработная плата обладает целям рядом государственных гарантий. Порядок установления индексации в организации напрямую зависит от ее формы собственности [1].

Только  механизм реализации этой основной гарантии в сфере оплаты труда закон не прописывает, при этом не указывает ни порядок, ни сроки. В бюджетных организациях индексация проводится в порядке, которые диктует трудовой кодекс и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Но на данный момент такого порядка нет. Поэтому Правительству РФ необходимо поставить на рассмотрение распоряжение о проведении индексации зарплаты работников.

Кроме бюджетных организаций существуют еще и коммерческие организации, которые должны проводить индексацию в порядке, в соответствии с установленным коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. Исходя из вышеуказанных положений, работодатель обязан предусмотреть индексацию заработной платы своих работников. Однако нередко возникает ситуация когда данная обязанность работодателем игнорируется, несмотря на то, что специалисты Роструда указывали, если порядок индексации заработной платы не прописан в документах организации, то в них необходимо внести соответствующие изменения [2].

Индексация сегодня предусмотрена лишь  в локальных нормативных актах крупных организаций там, где встречается активная работа профсоюзов. Поскольку основная цель деятельности профсоюзов защита интересов работников. Наличие активного профсоюза в организации «залог», что будет заключен коллективный договор, а там будет предусмотрено условие об индексации заработной платы  сроки ее осуществления и порядок.

Один из наиболее распространенных вариантов проведения индексации является повышение  должностных окладов. В этом случае снова обратимся  к ст. 134 ТК РФ, где  предусмотрено, что обеспечение повышения  уровня заработной платы связано с ростом  потребительских цен на услуги и товары.  Индексация подразумевает возможность работника купить на свою заработную плату одинаковое количество товаров сегодня и, например, через год. Следовательно, индексированна, должна быть не ее базовая часть, тарифная ставка или должностной оклад, а увеличена вся заработная плата, ибо ее структура состоит не только из вознаграждения за труд, но и компенсационных и стимулирующих выплат.

Индексация зарплат должна отталкиваться от индекса потребительских цен или от инфляции. Данные цифры обсуждаются регулярно и находятся в открытом доступе. Статья 134 ТК РФ указывает на рост потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) рассчитываемый в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен [3]

Государственной думой подготовлен Проект Федерального закона, который предусматривает внесение изменений в ст. 134 ТК РФ [4]. Он позволить нивелировать гарантию индексации, а также  ее размер, поскольку планируется привязать повышение к планируемому уровню инфляции, а не к реальному.

Стоит отметить, что ранее механизм индексации определял ее как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан и связан был  с ростом потребительских цен [5]. Целью индексации в то время было – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

Обращение в Государственную инспекцию по труду или прокуратуру с жалобой на то, что работодатель не индексирует заработную плату, будет являться основанием для привлечения его к административной ответственности [6], однако это не решает проблемы, поскольку четкого механизма индексации так и нет.

Несмотря на то, где будет трудиться работник государственная гарантия по оплате труда, к которым относиться индексация заработной платы должна производиться априори иначе она не будет являться гарантией. Индексация должна осуществляться всеми работодателями без исключения и не должна завесить от того бюджетная сфера или коммерческая. Кроме того, следует установить ее размер, ниже которого работодатель не сможет индексировать оплату труда работника.

В связи с вышеизложенным следует, что назрела необходимость принятия соответствующего закона или внесения изменений в ст.134 ТК РФ,  определяющего механизм, размеры и порядок индексации заработной платы, на примере закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. Только при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство право работников на повышение заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги будет им гарантированно.

 

Источники

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон  № 197-ФЗ от 30.12.2001г. (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1(ч.1) Ст.3.
  2. Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР: Закон РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1488.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ  от 30.12.2001 (с изм. и доп.)  // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  4. Индексация заработных плат: что обязан делать работодатель [сайт] // URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2015/07/29/602535-indeksatsiya-zarplat-chto-obyazan-delat-rabotodatel (дата обращения 28.03.2016)
  5. Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен: Постановление Госкомстата РФ №23 от 25.03.2002  // Новая Аптека. 2002.№ 8.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации: Проект  Федерального закона N 1017469-6 от 15 марта 2016г. // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.