Аннотация.
В статье вскрывается двойственный характер такого явления как поступок. Проведен анализ поступка с позиций основного закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Выводы позволяют формировать у граждан верные нравственные ориентиры.
The dialectic of action by the example of theft
Petrov Vladimir G
Abstract
The article reveals the dual nature of the phenomenon of action. The analysis of the action from the standpoint of the basic law of dialectics – the law of unity and struggle of opposites. The findings allow citizens to form correct moral guidance
Диалектика утверждает, что все в окружающем нас мире состоит из противоречий. Каждое противоречие, в свою очередь, включает в себя диалектические противоположности. Применительно к поступку это означает, что совершая его, человек, совершает не один, а два поступка. Оба эти поступка по отношению друг к другу являются диалектическими противоположностями. Что бы считаться таковыми они должны соответствовать целому ряду критериев. Прежде всего, им необходимо пребывать в единстве. При этом, взаимопроникать. И в тоже самое время, отрицать и исключать друг друга во всех отношениях. Даже в одном и том же отношении. Таким образом, зная все об одном из поступков не трудно выявить свойства другого.
В качестве примера рассмотрим такой поступок как кража. Причем, не существенным моментом будет форма и способ хищения. Это может быть кража карманная, либо квартирная. Возможен «распил» бюджета чиновником и т.д. В нашем случае важна кража как таковая, кража как явление, имеющее строго заданную сущность.
Каждое хищение имеет свой состав преступления. В него входит определенный набор конкретных действий. Всю их совокупность мы и считаем кражей. Назовем ее первым поступком. Он явный, целенаправленный, продуманный, осознанный похитителем и совершается им самим. Результат действий данного поступка наступает сразу или спустя сравнительно короткий и определенный отрезок времени. Для похитителя результат первого поступка ожидаем, предсказуем, приятен. Он доставляет ему радость.
Поступок №2 отличается от первого всем спектром показателей. Он тайный, бесцельный для похитителя. Он им не осознавался, не продумывался и не просчитывался. Преступник ни сном, ни духом даже не предполагал, что совершает его. Второй поступок совершается сам собой, автоматически. Этим поступком является «посев» первого поступка. «Посев» кражи есть следствие самой кражи. Поступок №2 никак не может существовать без первого. Он его логическое продолжение.
Отличие состоит в том, что поступок №1 совершатся в мире плотном, материальном. А поступок №2 происходит в мире тонком. «Посев» производится в особую среду, именуемую «энергоинформационным полем». Для вора результат второго поступка неожиданный , не предсказуем, неприятен. Он доставляет ему горе. Время, когда придется пожинать плоды поступка трудно прогнозируемо и весьма неопределенно.
Поскольку в первом случае украл сам вор, то во втором случае украдут уже у него. Еще один неприятный сюрприз ожидает преступника при сопоставлении величины похищенного. У него будет украдено значительно больше, чем похитил он.
Такой результат получается потому, что «жатва» всегда больше «посева». Человек сеет одно зернышко, а пожинает, как известно, колос, в котором зерен гораздо больше. Следовательно, оказывается, что воровство плохо не только для потерпевшего, но и для самого похитителя. Причем, для последнего в существенно большем объеме.
Известный философ М.М.Бахтин справедливо отмечал, что «активный эмоционально-волевой тон» поступка, проникающий во все «действительно переживаемое, отражает всю индивидуальную неповторимость данного момента события, отнюдь не делает его импрессионистски безответственным и мнимо значим».[5]
С данным выводом нельзя не согласится. И как говорится, за все в этой жизни придется платить. От ответственности за совершенный поступок не уйдет никто. Не зависимо от того, сознает ли человек такую ответственность или нет. Закон «сева и жатвы» действует с неотвратимой силой для каждого, не делая ни для кого исключений.
Знание законов диалектики, умение применять их на практике помогают формированию у граждан правильных нравственных ориентиров и дает им возможность поступать в полном соответствии с ними. Что делает жизнь по-настоящему гармоничной и счастливой.
Библиографический список
1.Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. М,.1975.
2.Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов, М., «Советская Энциклопедия», Тома 1,2,1960-1970.
3.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1975.
4.Петров В.Г. Существенные и несущественные признаки предметов как диалектические противоположности, // Евразийский Научный Журнал. 2015. №7. URL: http://journalpro.ru/articles/sushchestvennye-i-nesushchestvennye-priznaki-predmetov-kak-dialekticheskie-protivopolozhnosti/, (дата обращения: 18.04.2016).
5.Бахтин М.М К философии поступка. [Электронный ресурс]. http://://kaz.docdat.com/docs/index-36414.html?page=4, (Дата обращения 20.04.2016).