Конкурентоспособность абитуриентов: анализ факторы причин
В настоящее время сфера образования развивается необычайно динамично. Приобретаются новые черты образования, реформируются ее функциональные, структурные, организационные ценностные характеристики. Кардинальные преобразования происходят в школах: повышаются требования родителей к качеству образования их детей, непрерывно обновляются технологии и методики обучения, быстро меняются условия деятельности школ, обостряется конкурентная борьба за дальнейшее обучение в престижном образовательном учреждении. И все это порождает проблему конкурентоспособности выпускников школ (абитуриентов).
Конкурентоспособность в широком смысле слова - это способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Так или иначе, а конкурентоспособность Российских школ определяется, прежде всего, по конкурентоспособности ее выпускников и успешности их деятельности в дальнейшем обучении в ВУЗе.
Проанализируем такой феномен как «конкурентоспособность абитуриента». Для этого воспользуемся тремя инструментами системного анализа: «дерево проблем», «диаграмма Исикавы» и «дерево целей».
Для анализа проблемы можно воспользоваться двумя методами: построением дерева проблем и/или его «модификации» диаграммы Исикавы.
«Дерево проблем» – это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации.
Построение «дерева проблем» осуществляется в рамках следующих этапов:
- Выбор стартовой проблемы из ключевых проблем, затрагивающей целевую группу.
- Формирование стартовой проблемы в виде негативного утверждения.
- Описание негативной ситуации и целевой группы (к кому эта ситуация относится).
- Определение проблем – причин стартовой проблемы и проблем, оказывающих влияние на нее.
- Систематизация и группирование проблем, установление взаимосвязей в виде «дерева».
- Аналогичное проделать для следствий проблемы.
- Все проблемы и следствия формулируются как негативные утверждения.
Нами была выдвинута стартовая проблема, которая была сформулирована в виде негативного утверждения: – «Низкая конкурентоспособность абитуриентов». Далее, мы начали находить причины, которые тем или иным образом повлияли на данную проблему. Выявив такие причины и анализируя их, мы предположили, что может служить следствием данной причины (Рис.1).
Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения, наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы. Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы. (Рис.2)
В качестве экспертов по данной проблематике были выбраны студенты ВУЗа. В качестве метода сбора информации была выбрана письменная форма опроса (анкетирование). Был приведен список наиболее важных факторов, влиявших на низкую конкурентоспособность абитуриента. После этого наиболее важному фактору присваивалось пять баллов и далее до одного. Наши эксперты оценили данные факторы. В процессе исследования была разработана экспертная оценка, а также оценка по упоминанию.
Оценка по упоминанию – параметр, который показывает, сколько процентов опрошенных упомянули тот или иной фактор в числе наиболее значимых.
«Абитуриент»
Факторы |
Баллы |
Количество |
Оценка по упоминанию | ||
Плохая стрессоустойчивость абитуриента | Баллы | 6,82 |
Оценка по упоминанию | 0,31 | |
Лень абитуриента | Баллы | 4,84 |
Оценка по упоминанию | 0,22 | |
Низкий уровень подготовки | Баллы | 1,98 |
Оценка по упоминанию | 0,09 | |
Здоровье абитуриента | Баллы | 5,94 |
Оценка по упоминанию | 0,27 | |
Безразличие абитуриента на собственное будущее | Баллы | 2,42 |
Оценка по упоминанию | 0,11 |
«Родители абитуриента»
Факторы |
Баллы |
Количество |
Оценка по упоминанию | ||
Влияние родителей на выбор направления обучения ребенка | Баллы | 10,56 |
Оценка по упоминанию | 0,32 | |
Неблагоприятное материально положение | Баллы | 11,55 |
Оценка по упоминанию | 0,35 | |
Безразличное отношение родителей к ребенку | Баллы | 5,28 |
Оценка по упоминанию | 0,16 | |
Физическое и моральное давление на ребенка | Баллы | 5,28 |
Оценка по упоминанию | 0,16 |
«Образовательное учреждение»
Факторы |
Баллы |
Количество |
Оценка по упоминанию | ||
Посещение доп. занятий | Баллы | 7,48 |
Оценка по упоминанию | 0,17 | |
Низкоквалифицированные преподаватели | Баллы | 10,12 |
Оценка по упоминанию | 0,23 | |
Престижное место обучения с высоким уровнем подготовки к экзаменам | Баллы | 10,12 |
Оценка по упоминанию | 0,23 | |
Плохая методика преподавания образовательной программы | Баллы | 16,28 |
Оценка по упоминанию | 16,28 |
Проанализировав полученные результаты напрямую, можно сказать, что с точки зрения экспертов (студентов ВУЗа), образовательное учреждение, в котором обучался абитуриент, играет самую значимую роль для абитуриента.
Далее, исходя из «дерева проблем», мы построили «дерево целей».
«Дерево целей» – логическое продолжение анализа проблем, основа анализа целей – «дерево проблем». Все негативные суждения «дерева проблем» трансформируются в положительные утверждения.
Каждая проблема превращается в цель, формируя «дерево целей» (рис. 2.9). Каждая пара «причина-следствие» превращается в пару «средство-эффект» (рис. 2.10, 2.11). На основе ранее проведенной экспертной оценки проблем можно структурировать цели, выделив первостепенные. Кроме того, с помощью экспертной оценки можно произвести оценку эффективности разработанных средств (Рис.3)
Проведенное исследование позволило получить представление о конкурентоспособности выпускников школ и провести сравнительный анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность
Анализ полученных данных показал слабые и сильные стороны каждого из факторов. Так, например, образовательное учреждение, в котором обучался ученик, оказывает большее влияние на конкурентоспособность абитуриента, нежели сам абитуриент или же влияние его родителей. Так же анализ показал, что Главная причина низкой конкурентоспособности России на мировой арене – слабое влияние интеллектуального потенциала, который формируется, прежде всего, образованием. Можно сказать, что образование на данный период времени может быть конкурентоспособным лишь при готовности молодежи к постоянным изменениям и обновлению, к непрерывному обучению, адаптации к быстро изменяющимся условиям и требованиям.
Список литературы:
- Чусавитина Г.Н. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА – Магнитогорск, 2010. - 157 с.
- Овчинникова И.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / Овчинникова И.Г., Беликов В.А., Курзаева Л.В. // Социальное партнерство в профессиональном образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГОУ СПО «Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж», Лаборатория исследования проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования УрО РАО, Социальное партнерство в профессиональном образовании . – 2010. – С. 178-187.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. ИНСТРУМЕНТЫ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА // Информационные технологии в образовании XXI века II Всероссийская научно-практическая конференция, сборник научных трудов. 2012. С. 37-40.
- Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -160 с.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Социальный аудит как необходимое условие повышения конкурентоспособности высшего образования //Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№1. -С.36 -41
- Курзаева Л.В., Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с.
- Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Курзаева Л.В. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации / Л.В. Курзаева, И.Г, Овчинникова, С.А. Чичиланова //Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
- Курзаева Л.В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения / Л.В. Курзаева//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 2 (27). -С. 57-61.
- Курзаева Л.В. Компетентностной подход к оценке результатов обучения / Л.В. Курзаева //Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. -2013. -С. 87-88.
- Курзаева Л.В. Методические аспекты использования акмеологического воздействия при формировании профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов / Л.В. Курзаева// Научные труды SWorld. -2009. -Т. 18. -№ 4.-С. 41-42.
- Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект / Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424
- Овчинникова И.Г. Методические аспекты развития конкурентоспособности будущих ит-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Южно-Уральский педагогический журнал. -2012. -№ 1. -С. 134-140.
- Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
- Курзаева Л.В. Развитие информационно-аналитической компетенции будущего ИТ-специалиста с использованием компьютерного имитационного моделирования профессиональных задач//Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2007: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. -Одесса: Черноморье, 2007. -С. 16-19
- Курзаева Л.B. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08.Магнитогорск, 2009.
Количество просмотров публикации: -