Под конкурентоспособностью выпускника мы понимаем его способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе набор знаний, личностных качеств, гарантирующие трудоустройства по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.
По данным Росстата за сентябрь 2014 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Молодежь до 29 лет составляет среди безработных 40,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,1%, 20-24 лет – 21,5%, 25-29 лет – 16,8%. Это – следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием. Так давайте разберёмся в причинах низкой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.
Проанализируем проблему низкой конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда
Рисунок 1- Диаграмма Исикава
На данной диаграмме цифры означают вес конкретной причины или группы причин в рассматриваемой проблеме
Далее представлены расчеты по данной проблеме. Экспертная оценка по методу ранжирования.
Таблица 1 – Экспертная оценка по основным факторам проблемы
Эксперты | Факторы вуза | Личностные факторы | Средовые факторы |
1. | 3 | 2 | 1 |
2. | 3 | 1 | 2 |
3. | 2 | 3 | 1 |
W | 4 | 6 | 8 |
% | 0.22 | 0.33 | 0.44 |
W=3.111*
Таблица 2-Экспертная оценка по фактору “факторы вуза”
Эксперты | Престижность вуза | Квалификация преподавателей | Несоответствие программы | Отсутствие доп. Образования |
1. | 2 | 4 | 3 | 1 |
2. | 3 | 2 | 4 | 1 |
3. | 4 | 4 | 3 | 2 |
W | 6 | 5 | 5 | 11 |
% | 0.21 | 0.19 | 0.19 | 0.41 |
4.62 | 4.18 | 4.18 | 9.02 |
W=2.27*
Таблица 3-Экспертная оценка по фактору “личностные факторы”
Эксперты | Возраст, пол | Коммуникабельность | Способность к усвоению нового материала | Отсутствие опыта работы | Низкая адаптивность |
1. | 1 | 4 | 5 | 3 | 2 |
2. | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 |
3. | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 |
W | 12 | 7 | 10 | 6 | 10 |
% | 0,26 | 0,15 | 0,22 | 0,13 | 0,22 |
8,58 | 4,95 | 7,26 | 4,29 | 4,95 |
W=0.76*
Таблица 4 -Экспертная оценка по фактору “средовые факторы”
Эксперты | Малое количество рабочих мест | Семейное положение | Востребованность профессии | Завышенные требования работодателей |
1. | 3 | 2 | 4 | 1 |
2. | 1 | 4 | 3 | 2 |
3. | 2 | 3 | 1 | 4 |
W | 9 | 6 | 7 | 8 |
% | 0,3 | 0,2 | 0,23 | 0,26 |
13,2 | 8,8 | 10,12 | 11,44 |
W= 2.33*
Для повышения уровня конкурентоспособности выпускника вуза, авторы [2] указывают, что необходимо:
Во-первых, наладить механизм, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей. А студент после окончания вуза будет обязан отработать положенный срок, как это было раньше.
Во-вторых, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные и профессиональные компетенции студентов, лидерские качества и навыки делового общения, ориентировать на построение успешной карьеры, информировать выпускников о текущей ситуации на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, среднем уровне оплаты труда молодых специалистов.
В-третьих, необходимо предусматривать в перечне тем курсовых и дипломных работ темы, предложенные предприятиями-работодателями и приглашать представителей компаний на их защиты.
В-четвёртых, возможность получения выпускниками вузов необходимого опыта работы используя учебную практику на предприятиях, а также по окончании вуза используя практику временного найма на разовые работы. Сегодня работа для студента – получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления; ознакомление с условиями работы в различных организациях, а также возможность заинтересовать собой работодателя. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с места работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда. Также было бы не плохо, практику записывать в трудовую книжку для того, чтобы началось исчисление стажа. Еще один положительный момент – добавление новой позиции в резюме.
Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях должен базироваться на всестороннем сотрудничестве образовательных учреждений и бизнеса на основе совместно разработанных образовательных программ, профилей подготовки с четко продуманными и сформулированными целями обучения и характеристикой компетентного портрета (модели) выпускника.
Список литературы
- Журнал «Социс» 2010г. №5, стр.101-107.
- «Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников» С.Д. Резник
- «Компетенции молодых выпускников вызов глазами работодателей» А.А. Малышева, И.В. Невраева
- Чусавитина Г.Н. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА – Магнитогорск, 2010. - 157 с.
- Овчинникова И.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / Овчинникова И.Г., Беликов В.А., Курзаева Л.В. // Социальное партнерство в профессиональном образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГОУ СПО «Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж», Лаборатория исследования проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования УрО РАО, Социальное партнерство в профессиональном образовании . – 2010. – С. 178-187.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. ИНСТРУМЕНТЫ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА // Информационные технологии в образовании XXI века II Всероссийская научно-практическая конференция, сборник научных трудов. 2012. С. 37-40.
- Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -160 с.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Социальный аудит как необходимое условие повышения конкурентоспособности высшего образования //Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№1. -С.36 -41
- Курзаева Л.В., Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с.
- Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Курзаева Л.В. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации / Л.В. Курзаева, И.Г, Овчинникова, С.А. Чичиланова //Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
- Курзаева Л.В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения / Л.В. Курзаева//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 2 (27). -С. 57-61.
- Курзаева Л.В. Компетентностной подход к оценке результатов обучения / Л.В. Курзаева //Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. -2013. -С. 87-88.
- Курзаева Л.В. Методические аспекты использования акмеологического воздействия при формировании профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов / Л.В. Курзаева// Научные труды SWorld. -2009. -Т. 18. -№ 4.-С. 41-42.
- Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект / Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424
- Овчинникова И.Г. Методические аспекты развития конкурентоспособности будущих ит-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Южно-Уральский педагогический журнал. -2012. -№ 1. -С. 134-140.
Количество просмотров публикации: -