ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Фахретдинова Галия Илдусовна, Баймухаметова Альбина Альбертовна

Дата публикации: 03.03.2016

Опубликовано пользователем: Фахретдинова Галия Илдусовна

Рубрика ГРНТИ: 82.00.00 Организация и управление

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

Ключевые слова: , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Фахретдинова Г.И., Баймухаметова А.А. Информационные системы управления государственными организациями // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/03/3276 (дата обращения: 24.11.2023)

Аннотация

Рассмотрены проблемы улучшения качества государственного управления за счет внедрения в деятельность государственных структур путем проведения в рамках административной реформы мер по внедрению современных информационных технологий, интеграции бизнес-процессов и процессов делопроизводства с их помощью.

На сегодняшний день в России наблюдается тенденция внедрения технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процесс работы государственных, а также муниципальных органов власти. Развитие государственно-общественного управления, создание условий для информационной открытости государственных организаций и всей системы управления в целом является одним из приоритетных направлений модернизации в последние годы, что обусловило актуальность выбранной темы. На сегодняшнем этапе существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. К основным из таких НПА следует отнести:

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1];
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2];
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне» и другие [3].
Совокупность информационных данных, средства, разные формы и методы их обработки, а также людей непосредственно участвующих в информационных процессах все в целом объединяет конкретная информационная система, которая функционировала и функционирует в управлении государством, и обществом в целом. В связи с этим, говоря о разработке и повышении эффективности информационных систем государственного управления, следует отметить не только систему, в центре которой работа по формированию, сбору, регистрации, обработки и хранения самой информации, содержащей положения конкретных субъектов, объектов в их непосредственном движении, а наивысшее и абсолютно новое событие. Задача не состоит в простом введении в процесс управления последних разработок в области вычислительной техники, создание программ ЭВМ и сетей, как считали большое количество ученых и практиков в 1960-х годах. Она намного глубже, серьезнее, труднее и объемнее в решении. Открывает возможность перевести всю работу с информационными данными на совершенно другие научные, технические уровни разработки обоснованных и эффективных информационных технологий за счет использования таких новых средств обслуживания как микропроцессоры, роботы, микроэлектроника, информатика и др. [4, с.37].
В качестве основной цели создания и развития информационных систем управления государственными организациями можно определить обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных предприятий и организаций, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора госуправления.
Чтобы достичь поставленную цель, необходимо государственным предприятиям с используемыми информационными системами обеспечить решение комплекса задач, в том числе следующих:
- повысить прозрачность, доступность данных о финансовой работе и положении дел по публично-правовым образованиям, об активах, обязательствах и пр.;
- сделать доступной информацию о результатах деятельности организации государственного управления по плану и по факту в секторе управления общественными финансами;
- обеспечить объединение процессов составления и выполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, и предоставление финансовой и др. отчетности;
- укрепить взаимосвязь бюджетного процесса и разработку планирования закупок товаров, работ, услуг для целей публично-правовых образований, устраивать заказы на их поставку и выполнение государственных контрактов, заключенных по результатам размещения заказов [6, с.4].
Чтобы обеспечить эффективное управление конкретным предприятием отрасли, нужно проанализировать информационные процессы, в которых участвуют ее субъекты, формализовать и описать их, разработать регламенты информационного и управленческого взаимодействия, создать информационные модели процессов, в которых участвуют рассматриваемые субъекты, и ввести в данные процессы информационные инструменты, сервисы, системы автоматизации, которые повысят эффективность обработки информационных потоков, связанных с деятельностью управления государственными организациями.
Модель системы управления государственными организациями должна включать в себя:
- формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в данной сфере;
- проведение мониторинга в системе управления государственными организациями;
- информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере управления государственными организациями;
- независимую оценку качества управления, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
- подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере управления государственными предприятиями, органов местного самоуправления, руководителей и работников государственных организаций.
Однако информационные технологии не могут решить все имеющиеся проблемы в управляемой системе, т.к. они не первичны. Первичны процессы, в которых они задействованы [7, с.8].
Именно поэтому первоначально необходимо проанализировать цели, задачи и причины осуществления той или иной управленческой или информационной деятельности. Уже на этапе анализа могут быть выявлены неэффективные или устаревшие регламенты взаимодействия, дублирование операций или выполнение работ, не влияющих на скорость и качество достижения результата, на который нацелена система управления.
Информационная среда управления государственными организациями может состоять из множества информационных систем, реализующих различные функции и услуги, необходимые для обеспечения функционирования различных субъектов, участвующих в данных процессах. Информационные системы могут решать узкие, локальные задачи, или же более глобальные задачи объединения в единое пространство субъектов всех уровней системы.
Примером информационных систем управления государственными предприятиями могут служить: АИС «Сетевой город. Образование», различные региональные и федеральные порталы государственных услуг, 1С, БЕСТ, Инфо – Бухгалтер, Skala, Парус, Галактика, MFG-PRO и другие [7, с.9].
Невозможно разработать и рекомендовать для внедрения некую единую, универсальную конфигурацию информационной среды управления государственными организациями, т.к. ее функционал, набор используемых инструментов, регламент работы во многом зависит от общей структуры и взаимосвязи элементов, специфики информационных процессов конкретной управленческой системы.
Однако можно порекомендовать общие принципы, которые помогут избежать наиболее типичных ошибок.
Итак, система управления государственными организациями должна базироваться на принципах законности, демократии, автономии государственных организаций, информационной открытости системы и учета общественного мнения и носить государственно-общественный характер
Также можно сформулировать набор более узких принципов, в частности:
– исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени;
– обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения характеристик и предоставления широкого набора интерфейсов;
– обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации [5, с.6].
Создание комплексных информационных систем, обеспечивающих единую среду взаимодействия всех субъектов системы управления государственными организациями, является сложной, но обязательной для решения задачей, которая стоит не только перед государством в целом, но перед каждой образовательной организацией, желающей отвечать требованиям времени.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне».
4. Каменнова М.С., Громов А.В., Ферапонтов М.Ю., Шматалюк А.Д. Информационные системы и моделирование бизнеса – М.: Весть-МетаТехнология, 2014. – 145 с.
5. Туронок С.Г. Информационные системы в государственном управлении // Журнал Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование №3, 2015. – С. 6.
6. Головко М.В. Проекты ИС для крупных предприятий: от бессистемного управления к системам управления знаниями //Директору информационной службы, № 3, 2014. – С. 4.
7. Кутыркин С.Б., Волчков С.А., Балахонова И.В. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности //Методы менеджмента качества, № 6, 2014. – С. 8.
8. Ханнанова Т.Р., Кутушева Н.Н. Информационное обеспечение органов государственной власти. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 131-133.
9. Ханнанова Т.Р., Тагирова И.Ф. Проблема мотивации к труду работников в организации. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 52-54.
10. Ханнанова Т.Р., Дещекина С.И. Развитие правового обеспечения муниципального управления. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
11. Ханнанова Т.Р., Ханнанов Р.А. актуальные проблемы взаимодействия духа и буквы закона в аграрной сфере. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 441-445.
12. Ханнанова Т.Р., Апсадикова А.В. Юридические основы инвестиционного климата в Республике Башкортостан. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 150-154.
13. Ханнанова Т.Р., Исанова А.А. Пенсионные реформы в Российской Федерации. Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 1123-1126

14. Ханнанова Т.Р., Юмагузина Д.А. Проблема дефицита кадров в сельском хозяйстве. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 150-152.

15. Ханнанова Т.Р., Муллагалиев Ф.Ф. Основные направления повышения эффективности муниципального управления. В сборнике: ЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. ПРЕСПЕКТИВЫ XXI ВЕКА. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 47-49.
16. Ханнанова Т.Р. Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы “Приземления”. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
17. Ханнанова Т.Р., Камалова Р.Р. Управление трудом как мотивация деятельности человека. NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.