Черных Е.В.
студентка 3 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанов Р.А.
д.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
Муниципальные ценные бумаги – финансовые инструменты (активы, ценные бумаги), в роли эмитентов которых выступают муниципальные формирования. Как правило, эмиссия муниципальных ценных бумаг – задача местных органов власти. Наиболее популярная форма активов – облигации [4].
Проблемой, требующей безотлагательного решения, является изыскание на местном уровне дополнительных источников формирования финансовых ресурсов, которые позволят сократить дефицит местных бюджетов [1]. Органы местного самоуправления испытывают постоянную нехватку средств не только на развитие, но и на текущие расходы[]. Реализация же масштабных проектов требует создания источника средств, прежде всего заемных, независимого от других элементов бюджетной системы [14].
Одним из кардинальных подходов к решению данной проблемы и методов привлечения нетрадиционных источников доходов для укрепления финансовой самостоятельности органов МСУ может стать грамотная организация выпуска муниципальных облигационных займов [3].
Среди финансово-экономических институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ [5].
В рыночной экономике, судя по анализу опыта западных стран, заем наряду с налогами является формой мобилизации средств в бюджет, но в отличие от налогов заем предоставляется на условиях возврата, платности и срочности [2]. В мировой практике к муниципальным займам относят заимствования, осуществляемые уровнями власти ниже центрального правительства путем выпуска ценных долговых бумаг на срок более 1 года [15].
Муниципальный заем является механизмом государственной денежно-кредитной и инвестиционной политики на региональном и местном уровне, обслуживающим кредитные отношения, возникающие при покрытии дефицита регионального или местного бюджета с целью мобилизации сбережений и накоплений хозяйствующих субъектов для реализации инвестиционных и социальных программ за счет заемных средств [6].
Муниципальные займы как форма внутреннего государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей в рамках данной территории путем выпуска и размещения облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг [8]. Муниципальным займом в Российской Федерации считается передача в собственность МО денежных средств, которые оно обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа.
В странах с развитой рыночной экономикой муниципалитеты прибегают к значительным финансовым заимствованиям на рынке ценных бумаг [2]. Основными источниками заемных средств для реализации инвестиционных проектов являются муниципальные займы, хотя и наряду с выпуском ценных бумаг [12]. Для развития системы муниципальных займов во многих государствах принимаются специальные программы, в соответствии с которыми уполномоченные государственные учреждения субсидируют процентные ставки по банковским кредитам для муниципалитетов. Таким образом, даже в развитых странах муниципальное коммерческое кредитование развивается в рамках государственной поддержки [9].
На Западе муниципальный заем выступает в трех основных формах: банковский кредит, вексельный заем, облигационный заем, в зависимости от которых используются конкретные комбинации методов и инструментов. Наиболее распространенными за рубежом являются долгосрочные займы в виде закладных листов и муниципальных облигаций. Краткосрочные займы называются бонами [11]. Процентная ставка устанавливается в зависимости от уровня процентов на рынке ссудных капиталов в момент выпуска, срока займов и состояния финансов местных администраций. Право выпуска займов имеют чаще всего крупные местные административные единицы. В ряде стран займы предоставляются специальными кредитными учреждениями из средств государственного бюджета.
Местные займы, как достаточно признанный элемент финансового механизма регионального развития, представляются в виде ценных бумаг, эмитируемых территориальными органами управления [9]. Многие виды таких ценных бумаг существуют десятки лет, считаются надежными финансовыми инструментами для размещения средств и традиционно являются объектом инвестиционных интересов пенсионных и взаимных фондов, предпринимателей и населения [1].
В зарубежных странах результатом развития рынка муниципальных займов на макроуровне выступает усиление роли муниципальных органов управления, но не как непосредственных участников отношений займа, а как гарантов реализации региональных проектов, регуляторов конъюнктуры регионального рынка [7].
Зарубежный опыт в сфере муниципальных займов многообразен и противоречив, но важным направлением является реальное финансирование собственных местных программ и проектов, а также участие в софинансировании общегосударственных инвестиционных программ [9].
Россия имеет богатую историю заимствований, начавшуюся со времен правления Екатерины II, когда в 1769 г. она сделала первый государственный заем в Голландии [13]. 90-е годы в России ознаменованы выпуском ценных бумаг, эмитируемых органами управления субъектов РФ и муниципальных образований разных видов: жилищные займы, республиканские, областные и муниципальные краткосрочные облигации, облигационные сберегательные займы, телефонные займы, краткосрочные долговые обязательства, погашаемые паями муниципальной собственности, просто «муниципальные займы», облигации с дополнительными лотереями, городские облигационные займы отдельно для юридических и физических лиц, в российской и иностранной валюте, выигрышные займы и другие [9].
Такое разнообразие ценных бумаг требует определенной систематизации и классификации. Автор предлагает следующие классификационные признаки для систематизации облигаций:
– по характеру обеспечения – облигации общего покрытия, доходные облигации, облигации смешанного покрытия. Первые обеспечиваются средствами бюджета и имуществом, находящимися в собственности эмитента. Вторые – доходами (или имуществом) от реализации конкретных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств от выпуска облигаций. Третьи обеспечиваются за счет смешанных активов, часто скомбинированные с гарантиями третьих лиц (банков, страховых компаний, предприятий и организаций).
– по формам выплаты доходов – денежные, натуральные, комбинированные. Натуральные могут выступать в виде товаров, квартир, построенных за счет средств займа. Комбинированные сочетают выплату денежного дохода с натуральной или с дополнительным тиражом квартир, обменом ценных бумаг на акции предприятий или облигации нового выпуска.
– по условиям выплаты доходов в денежной форме – с фиксированным доходом (доход начисляется в зависимости от колебаний ставки процента); без фиксированного дохода – беспроцентные (доход складывается из разницы в курсовой стоимости при продаже облигации на вторичном рынке или эмитенту по индексированной номинальной стоимости); дисконтные (доход образуется за счет разницы между ценой продажи и номиналом облигации).
– по срокам действия – ценные бумаги можно подразделить на действующие до погашения: более 1 года (облигации) и до 1 года (краткосрочные долговые обязательства).
– по формам заимствования: вексельная, облигационная.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что массового распространения использование муниципального займа в России как источника дополнительных доходов местных бюджетов не получилось. Только финансово сильные муниципальные образования выпускают свои ценные бумаги. Основная проблема, с которой сталкиваются местные органы при реализации проектов муниципальных займов, связана с созданием привлекательного для участников рынка механизма размещения, обращения и погашения долговых обязательств [10]. При этом инвестиционная привлекательность ценных бумаг в значительной степени определяется условиями, по которым владельцы облигации могут их реализовать по истечении определенного срока или срока действия облигаций.
Библиографический список
- Алтынбаев Р.З. Нетрадиционные источники финансового обеспечения муниципальных образований: инвестиции и кредиты в отрасли муниципального хозяйства: Материалы круглого стола. -М.: Госдума, 2013.
- Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. -М.: Дело и сервис, 2015.
- Баринов В.Т. Муниципальные облигации. Выпуск и размещение. -М.: Русская деловая литература, 2014. -160 с.
- Дегтярева О.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф.. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов – М: ЮНИТИ-ДАНА. – 501 с., 2014
- Карпиков С.В., Тарачев В.А. Ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. -М.: Рейтинг, 2014.
- Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг. -М.: Юрист, 2013. -391 с.
- Красильникова Н.М. Выпуск ценных бумаг органами государственной власти субъектов федерации как инструмент экономической политики региона. -Екатеринбург: Изд-во УПИ, 2012.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -3-е изд. (стереотипное) -М.: УРСС, 2013. -368 с.
- Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2014.
- Никифорова В., Давиденко Л. Рынок облигаций. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.
- Никифорова В., Давиденко Л. Инвестиционный анализ рынка ценных бумаг. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
- Павлова Л.П. Финансы местных органов управления капиталистических стран. -М.: Финансы, 2015.
- Рыбалко Г.П. О внешних заимствованиях России//Финансы. -2014. -№ 7. -С. 29-31.
- Сорнетте Д. Как предсказывать крахи финансовых рынков. – М.: Интернет-трейдинг, 2013.
- Ханнанова Т.Р., Байбакова А.Ф. Система муниципальной службы городского округа г. Агидель: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=23821198, дата обращения: 13.02.2016
- Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. -М.: Дело, 2012.
- Ханнанова Т.Р., Дещекина С.И. Развитие правового обеспечения муниципального управления: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=24399519, дата обращения: 15.02.2016
- Ханнанова Т.Р., Тимофеева А.В. Совершенствование управления населенными пунктами на сельских территориях: [Электронный ресурс], доступ- http://elibrary.ru/item.asp?id=25209184, дата обращения: 15.02.2016
- Ханнанова Т.Р., Уразбахтина Р.Р. Проблемы и задачи деятельности органов местного самоуправления по благоустройству муниципальных территорий: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=25209236
- Ханнанов Р.А., Ханнанова Е.С. Состояние рынка труда Башкирии: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=21416067, дата обращения 15.02.2016
- Ханнанов Р.А. Новая парадигма гражданско-правовых поступков: теоретико-эмпирические аспекты: [Электронный ресурс], доступ -http://elibrary.ru/item.asp?id=18775590, дата обращения 15.02.2016
- Ханнанов Р.А., Шапошников Р.Р. Проблемы повышения эффективности судебной власти: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=21093176, дата обращения 15.02.2016
- Хатмуллина Л.Р., Мусина А.Ф. Совершенствование управления системой здравоохранения: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=23088030, дата обращения 15.02.2016
- Хатмуллина Л.Р., Толстыженко К.В. Регулирование занятости в республике Башкортостан: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=22755279, дата обращения 15.02.2016
- Хатмуллина Л.Р., Муллагалиев Ф.Ф. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления: [Электронный ресурс], доступ - http://elibrary.ru/item.asp?id=22639784, дата обращения 15.02.2016
- Валиева А.Р., Есина К.С. Проблемы правового регулирования заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=23473466, дата обращения 15.02.2016
- Валиева А.Р., Нартдинова Э.Р. Роль АТЭС в международном сотрудничестве: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=23690226, дата обращения 15.02.2016
- Валиева А.Р., Нартдинова Э.Р. Значение участия России в форуме АТЭС: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=23690227, дата обращения 15.02.2016
- Шапошникова Р.Р., Ханнанова Т.Р. К вопросу о проблемах правового обеспечения государственной поддержки пчеловодства: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=25270675, дата обращения 15.02.2016
- Шапошникова Р.Р., Ханнанов Р.А. К вопросу о реорганизации судебной власти в России: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=22276919, дата обращения 15.02.2016
- Шапошникова Р.Р., Андриянова А.А. К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сферы в республике Башкортостан: [Электронный ресурс], доступ - http://elibrary.ru/item.asp?id=22639639, дата обращения 15.02.2016
- Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. Равноправие женщин в Российской Федерации: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=22854307, дата обращения 15.02.2016
- Гарифуллина А.Ф., Андриянова А.А. Проблемы местного самоуправления в России: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=22854312, дата обращения 15.02.2016
- Гарифуллина А.Ф., Андриянова А.А. Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением: [Электронный ресурс], доступ – http://elibrary.ru/item.asp?id=22854258, дата обращения 15.02.2016
Количество просмотров публикации: -