РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Лукманов Рамзиль Рамилович

Дата публикации: 02.03.2016

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 82.00.00 Организация и управление, Общая рубрика

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

Библиографическая ссылка:
Лукманов Р.Р. Развитие внешнеэкономической деятельности региона // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/03/3241 (дата обращения: 20.11.2023)

Сегодня России принимает активное участие в глобальных мировых хозяйственных связях, таких как вступление в ВТО и формирование Единого экономического пространства РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, все большее значение приобретает международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Российской Федерации.

Экономическое развитие любой страны, в том числе и России, напрямую зависит от социально-экономического развития регионов. Одним из направлений экономического роста региональной экономики является развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами, в которые вступают хозяйствующие субъекты – резиденты и нерезиденты. Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях [1].

Территориальные субъекты берут на себя определенные функции по развитию ВЭД, что становится важным условием устойчивого социально-экономического развития. Благодаря интенсификации и диверсификации ВЭД, регионы РФ имеют возможность получения дополнительных доходов, которые будут направляться на их развитие. Поэтому каждый регион имеет заинтересованность в создании благоприятных условий для развития ВЭД.

Проблемы внешнеэкономической деятельности регионов постоянно становятся объектом исследований российских ученых [4-7, 11, 14-15,17-19].

Региональные полномочия в области ВЭД в значительной степени определяются вышеуказанным Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с которым совместному ведению федерального центра и субъекта РФ подлежат такие вопросы [2]:

  • координация ВЭД субъектов РФ;
  • формирование и реализация региональных и межрегиональных внешнеторговых программ;
  • выполнение международных соглашений РФ в области ВЭД, которые непосредственно затрагивают интересы соответствующих регионов;
  • координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли.

Региональная внешнеэкономическая деятельность реализуется по таким принципам [12]:

  • проведение продуманной структурной промышленной политики с использованием мер либерализации, учитывающей уровень развития предприятий области;
  • проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации региона, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;
  • оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;
  • усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.

Реализация этих принципов происходит в таких основных направлениях ВЭД регионов:

  • экспорт;
  • импорт;
  • иностранные капиталовложения;
  • собственные капиталовложения за рубежом;
  • обеспечение экономической безопасности.

Сегодня, в целях обеспечения конкурентоспособности региона, реализация внешнеэкономической деятельности должна основываться на следующих принципах [13]:

  • обеспечение социальной ориентации ВЭД региона;
  • координация общерегиональных, ведомственных и отраслевых интересов при организации системы внешнеэкономических связей региона;
  •  разделение функций и полномочий субъектов ВЭС региона;
  • соблюдение основ внешнеэкономической безопасности, эквивалентность ВЭС, предотвращение ресурсно-сырьевой направленности экспорта;
  • интеграция отечественных технологий и инновационного потенциала с достижениями с общемировыми инновациями.

Республика Башкортостан является одним из наиболее активных участников внешнеэкономической деятельности среди субъектов Российской Федерации.

По итогам 9 месяцев 2015 года Республика Башкортостан поддерживала внешнеторговые связи с более чем 99 странами мира [10].

В первую десятку стран-контрагентов вошли: Нидерланды, Латвия, Италия, Венгрия, Турция, Словакия, Китай, Германия, Индия, Соединенное Королевство.

Объем внешнеторгового оборота с этими странами по итогам 9 месяцев 2015 года составил 4 млрд. долларов США, что составило около 71,6% от общего объема товарооборота.

 

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSvod/201404245.
  2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: http://rs.gov.ru/about/document/8260.
  4. Внедрение инновационных технологий в муниципальное управление. Анкудимова К.Ю., Гарифуллина А.Ф. Экономика и социум. 2014. №3-1 (12).С.82-85.
  5. Инвестиционный климат в Республике Башкортостан. Исламова З.Р., Апсадикова А.В, Экономика и социум. 2014. №2-2 (11). С.323-326.
  6. Информатизация органов местного самоуправления. Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-3 (12). С.219-221.
  7. К вопросу о правотворческой инициативе граждан в Российской федерации. Габулхакова Д.Ф., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №1-1 (11). С.344-347.
  8. Королькова А. Е. Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области) [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 57-60.
  9. Красильникова Е. Л. Оценка использования внешнеэкономического потенциала регионов / Е. Л. Красильникова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 87-90.
  10. Министерство экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://minecon.bashkortostan.ru.
  11. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики. Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №6-2 (32). С.184-190.
  12. Организация и развитие внешнеэкономической деятельности региона. / Олейникова А.А. // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2012. – №12. – С.16-20.
  13. Особенности внешнеэкономической деятельности регионов России в условиях глобализации мирохозяйственных связей. /Ларионов В.А. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №4. – С.114-117.
  14. Проблемы разработки и реализации инновационных проектов в современных условиях. Исхаков А.У., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-2 (12). С.85-86.
  15. Проблемы местного самоуправления в России. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С.198-200.
  16. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: учеб. пособие / Е. Ф. Прокушев. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 208 с.
  17. Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №5. С.630-640.
  18. Роль информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С. 6-8.
  19. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №3. С.282-293.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.