ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Астахова Ю.В.

Дата публикации: 02.09.2015

Опубликовано пользователем: JuliaAstakhova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Астахова Ю.В. Высшее образование как фактор качества человеческого капитала // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/09/2739 (дата обращения: 28.11.2023)

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования человеческого капитала в условиях высшего образования. Указываются особенности подготовки профессиональных кадров в системе высшего образования, анализируются основные проблемные моменты.

 

В современных условиях знания являются той движущей силой, которая позволяет развивать человеческую личность и цивилизацию в целом. Именно знания, как составная часть человеческого капитала, обуславливают динамику перемещения квалифицированной рабочей силы. Эффективность экономики страны напрямую зависит от накопленного и реализованного в ней человеческого капитала, ведь знания и квалификация являются основными факторами экономического роста и социального прогресса общества.

Основой общества и главным богатством страны являются люди, поэтому проблема эффективности формирования и использования человеческого капитала, является актуальной. Сегодня, когда происходит реформирование системы высшего образования и в обществе происходит переоценка отношения к профессиональному качеству подготовки специалистов, вопрос формирования человеческого капитала в условиях высшего образования стоит особенно остро.

Интенсивное развитие сферы образования позволило ведущим странам мира достичь успехов в области наукоемкого производства и социального прогресса. Качественная национальная система образования и высокий уровень подготовки научных кадров способствуют инновационному развитию страны и оказывают решающее влияние на экономический рост государства.

Благодаря российскому образованию наша страна всегда оставалась конкурентоспособной на мировой арене, поэтому так важно не допустить ухудшения качества образования, а наоборот стремиться к постоянному его совершенствованию и быстрейшему встраиванию в международные образовательные стандарты, что обусловлено, в частности, присоединением России к Болонскому процессу.

Развитие образования становится первоочередной задачей для современного общества, поскольку образование, как центральная характеристика человеческого капитала, несет ответственность за подготовку профессиональных кадров, являющихся основой инновационного развития России. А рост образовательного уровня населения, в свою очередь, ведет к росту производительности труда, социальной стабильности, снижению безработицы. Все это объясняет возрастающий интерес экономической науки к «человеческому» измерению жизни общества, когда индивид ставится в центр изучаемых проблем. Комплексный подход к анализу категории «человеческий капитал» позволяет с другого ракурса взглянуть на такие проблемы, как распределение доходов, неравномерное развитие секторов экономики и регионов, мотивация к труду и приобретению знаний, место и роль образования в общественном воспроизводстве.

Понятие «человеческий капитал» все чаще связывают с профессиональными качествами работника организации, но это не до конца верно. Ведь основные характеристики человеческого капитала формируются на протяжении всей жизни человека, причем наиболее полно раскрываются в процессе получения им высшего образования.

Согласно закону «Об образовании в РФ» под образованием понимается процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах не только человека, но и всего государства [1]. Таким образом применительно к системе высшего образования основной задачей деятельности вузов является подготовка высококвалифицированных специалистов путем предоставления качественных образовательных услуг. А подобное качество достигается, в первую очередь, с помощью соответствия специфическим целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам высшего образования. При этом следует учитывать, что получение качественного образования невозможно без наличия качественных ресурсов: высокий уровень подготовки у абитуриентов, квалифицированный кадровый персонал, модернизированное материально-техническое обеспечение, наличие финансовых ресурсов и др. Благодаря соблюдению этих требований достигается качество образовательных процессов (научно-исследовательская и учебная деятельность, образовательные технологии и т.д.), обеспечивающих подготовку высококлассных специалистов.

Именно поэтому дипломированные работники с высшим образованием имеют более высокие возможности на рынке труда, чем, например, их коллеги со средним профессиональным образованием. Наличие вузовского диплома позволяет получать не только более достойный уровень заработной платы, но и способствует карьерному продвижению по службе, усиливая конкурентные позиции данных сотрудников на рынке труда. Более того, образованное население выгодно также и обществу в целом, ведь очевидно, что именно люди с высшим образованием способны решить гораздо больший объем экономических и социальных задач.

В связи с тем, что образование – это центральная характеристика человеческого капитала, которая служит критерием культурного, социального и материального расслоения граждан, высшее образование несет особую ответственность за подготовку профессиональных кадров, являющихся основой инновационного развития России. Недаром одним из компонентов индекса человеческого развития (ИЧР), специально разработанным в 90-х годах прошлого века группой экономистов для количественного и качественного сопоставления социального развития общества, наряду с долголетием граждан и уровнем их дохода, является образование. Замечателен тот факт, что ООН ежегодно публикует в отчетах о развитии человеческого потенциала в рамках Программы своего развития (ПРООН) индексы человеческого развития разных стран. Так, ИЧР России в 2013 году составил 0.778, благодаря чему Российская Федерация заняла 57 место из 187, войдя тем самым в группу стран с высоким индексом человеческого развития. Столь высокую позицию Россия заняла исключительно благодаря индексу уровня образования (0.916), обойдя индексы дохода (0.882) и долголетия (0.731) [2].

Из-за того, что человеческий капитал формируется на протяжении всей жизни индивида, его можно определить как накопленное богатство, причем образование в данном случае будет представлять собой совокупность природных задатков, уровня культуры и здоровья, профессиональной компетентности, мотивации к труду и приобретению знаний. При удачном сочетании этих свойств, образование способно обеспечить высокий уровень подготовки выпускаемых специалистов, тем самым повышая их привлекательность для работодателей. Это объясняет, почему инвестирование в образование является долгосрочным и рискованным, ведь прибыль от расходов на приобретение знаний реализуется на протяжении всей трудовой деятельности человека.

Бурный инновационный путь развития экономики, происходящий в последние годы в нашей стране, диктует предприятиям иные правила игры: меняются потребности в квалифицированных кадрах, требования к степени профессиональной подготовки выпускников в системе высшего образования, а также переквалификации работников. Данные обстоятельства требуют от высших учебных заведений пересмотр стратегических задач, приоритетными из которых становятся:

  • обеспечение конкурентоспособности вуза как на всероссийском, так и на международном уровне;
  • предоставление потребителям качественных образовательных услуг;
  • эффективное использование бюджетных средств, выделяемых учредителем;
  • удовлетворение потребности реального сектора экономики в кадрах по уровню подготовки.

Таким образом, современная система образования должна быть самоприспосабливающейся, своевременно откликающейся на запросы рынка труда, и при этом не только выпускать специалистов, востребованных экономикой, но и стимулировать экономический рост страны в целом.

Чтобы объемы и качество подготовки специалистов были ориентированы на реальный сектор экономики, необходимо изменить подход к взаимодействию системы образования и рынка труда и устремить силы на разработку комплекса программ по целенаправленной подготовке кадров, изучению и прогнозированию потребности в компетентных специалистах на перспективу. Благодаря этому в дальнейшем можно будет уменьшить затраты на подготовку кадров, ликвидировать вероятные диспропорции спроса рынка труда и предложения рынка образовательных услуг и повысить качество решений в области образования.

Система образования в России представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Образование подразделяется на:

  • общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование),
  • профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации),
  • дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование),
  • профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [1].

Существенной особенностью российского образования является несбалансированность развития ступеней системы профессионального образования, выражающаяся в большом количестве специалистов с  высшим образованием в сочетании с острой нехваткой специалистов среднего профессионального образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля выпускников вузов составляет чуть больше 55%, а учреждений СПО – чуть меньше 45% [3].

В связи с тем, что при трудоустройстве работодатели все чаще стали требовать наличие диплома о высшем образовании, высшая школа стала активно развиваться, в отличие от средней профессиональной. И это естественно, ведь человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, приходится получать высшее образование. Все это привело, в конечном итоге, к тому, что резко упало качество образования, а это, в свою очередь, наряду с увеличением численности выпускников вузов, привело к невостребованности этих выпускников на рынке труда. Сложилась тенденция всеобщей неудовлетворенности работодателей качеством знаний выпускников вузов. И теперь при приеме на работу основным требованием стало наличие опыта работы.

Кроме того, нынешняя демографическая ситуация в России ведет к тому, что в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 20%. Такой прогноз основан на том, что в стране происходит катастрофическое старение и общее сокращение численности населения.

Еще одной характеристикой современной российской системы образования является наличие высокой доли коммерческих (негосударственных) вузов. За последние 10 лет частные образовательные организации подготовили около 11 млн. студентов. При этом, после масштабного проведения мониторинга эффективности деятельности вузов в стране, за период 2005-2014гг. количество государственных вузов снизилось на 16,3%, а негосударственных – на 2,7% [3]. Более подробная информация приведена в табл. 1.

Таблица 1. Образовательные организации высшего образования

Таблица 1. Образовательные организации высшего образования

В последнее время в России наблюдается тенденция ориентации российского образования на зарубежные стандарты. Однако предполагаемое единообразие российских и зарубежных дипломов, основой которого является  двухуровневая система высшего образования и повышение качества профессионального образования, реализовано лишь отчасти.

Одной из существенных проблем образования на сегодняшний день является рост стоимости платы за обучение, в частности высшего, из-за чего оно становится менее доступным для населения. В настоящее время около 70% студентов в Российской Федерации обучаются сверх плана приема, оплачивая свое обучение, и только треть учится за счет средств федерального бюджета.

При этом, стоимость обучения в российских университетах порой выше, чем в Европе, несмотря на то, что образование в России все еще далеко от западных стандартов. Известные на Западе российские вузы (МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ) за год обучения на бакалавра берут от 250 до 500 тысяч рублей. При этом, согласно международным рейтингам лучших вузов мира положение у России значительно хуже даже стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

В настоящее время имеет место ситуация, когда государственное финансирование высшего образования направлено на поддержание федеральных вузов, оставляя без внимания остальные вузы, толкая их на увеличение платы за образование.

К сожалению, Россия все еще отстает от европейских стран по уровню государственных расходов на образование. Уже стало фактом запланированное катастрофическое сокращение образовательного бюджета с 5,1% от суммарных расходов федерального бюджета в 2011 году до 3,3% в 2014 году, при оптимальных значениях порядка 7%.

Также в России имеет место диспропорция в подготовке специалистов по группам специальностей. Наибольшее количество выпускников государственных вузов в 2013/14 г. из общего количества (1060,0 тыс.человек) приходилось на группу специальности «Экономика и управление» 350,5 тыс. человек. В сфере «Образование и педагогика» было выпущено 102,6 тыс.человек, а по специальности «Информационная безопасность» – 3,4 тыс.человек.

Итак, в настоящее время создается единое мировое образовательное пространство, основой которого является унификация учебных планов, специальностей, образовательных стандартов в разных странах мира. Наша страна после вступления в Болонский процесс стала частью европейского образовательного пространства, однако российская система высшего образования по-прежнему во многом отличается от зарубежной.

Таким образом, именно высшее образование является тем фактором, который влияет на качество человече­ского капитала. В современном мире благодаря образованию фирмы достигают успеха на рынке, а научно-технический потенциал страны усиливается. Поэтому страны с накопленным качественным человеческим капиталом имеют большие преимущества в формировании необходимых условий для развития экономики, роста качества жизни своих граждан.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013. Устойчивое развитие: вызовы РИО. – 2013, 204с.
  3. Официальный сайт статистики. Росстат http://www.gks.ru/

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.