В последние десять лет все большую роль в качестве ограничителей на пути движения товаров и услуг начинают играть нетарифные меры. Это связано со снижением импортных тарифов в рамках многосторонней торговой системы и с ростом количества региональных торговых соглашений, предполагающих свободную от тарифов торговлю между странами.
Нетарифные меры (НТМ) – это любые действия кроме таможенных тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли (квоты, лицензии, валютные ограничения, эмбарго).
Развивая и углубляя интеграцию между странами, 29 мая 2014 года Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, в котором предусмотрено, что в рамках функционирования внутреннего рынка страны-члены не применяют меры нетарифного регулирования за исключением случаев, предусмотренных Договором. До присоединения Армении было проведено исследование, в котором НТМ (нетарифные барьеры – НТБ) были условно разбиты на 2 группы:
1) НТБ-Т – нетарифные бартеры технического характера. К данной группе были отнесены санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле и неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля, отличающиеся от санитарных и фитосанитарных мер и технических барьеров.
2) НТБ-П – нетарифные барьеры «продуктивного» характера, включая меры ценового контроля, финансовые меры, влияющие на конкуренцию (например, институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии и так далее).
Принимая во внимание тот факт, что изменение нетарифного регулирования является достаточно сложным процессом, в исследовании заложен реалистичный сценарий снижения каждого из видов НТБ на 5% от базового уровня (то есть на 10% кумулятивно) торговых издержек, полученных на основе опросов.
Как показывают результаты моделирования, выигрыш Беларуси от снижения нетарифных барьеров будет наиболее существенным среди государств членов ЕАЭС: в среднесрочной перспективе реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние— на 7,3% кумулятивно в результате реализации агрегированного сценария, подразумевающего снижение двух групп НТБ. Выигрыш Казахстана будет немного ниже: благосостояние вырастет в среднесрочной перспективе на 1,3% кумулятивно, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%. Выигрыш России будет в относительном измерении меньше: в среднесрочной перспективе благосостояние домохозяйств вырастет на 0,5% кумулятивно, а реальный ВВП — на 0,2%. Относительно меньший выигрыш связан с большими размерами экономики и меньшей значимостью для торговли рынков Беларуси и Казахстана по сравнению со странами остального мира [1].
В 2014 году против России были введены санкции которые повлекли за собой эмбарго на поставки продуктов питания из различных стран (ЕС, США). Что негативно отразилось на наших отношениях со странами участницами ЕАЭС в частности с Республикой Беларусь. Наибольшего накала проблема достигла к ноябрю, когда в продукции ряда мясокомбинатов Белоруссии был выявлен геном африканской чумы свиней и была приостановлена поставка свинины в Россию. Некоторое время спустя к мясным предприятиям добавили и молочные. Кроме того, Россельхознадзор настоял на транзите “санкционных” продуктов только через российские пункты пропуска. По данным ФТС, за период действия санкций (с 7 августа 2014 года) объемы ввоза запрещенных товаров на территорию Белоруссии увеличились на 80% и составили 354,6 тыс. тонн против 196,7 тыс. тонн годом ранее.
Что касается ВТО, то правила ГАТТ-1994 и сложившиеся за время его деятельности прецеденты позволяют использовать многие виды нетарифных мер (включая такие жесткие, как запреты, контингенты и лицензии). Об этом говорится в ряде статей ГАТТ. Кроме того, в ходе Токио-раунд и Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров были выработаны кодексы, интерпретирующие и расширяющие положения ГАТТ-1994 и правила использования отдельных видов нетарифных ограничений [2, C. 81].
В настоящее время действуют следующие кодексы, регламентирующие порядок использования нетарифных барьеров: Кодекс по техническим барьерам, Кодекс по импортному лицензированию, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по санитарным и фитосанитарным мерам, Кодекс по правительственным закупкам. Эти кодексы вошли в правовую систему ВТО. Они обязательны для всех участников ВТО.
Во-первых, положение о том, что стандарты и правила их применения не должны формулироваться или использоваться таким образом, чтобы создавать препятствия в международной торговле.
Во-вторых, положение о том, что не должно быть различий в применении стандартов и правил сертификации к иностранным и национальным товарам (национальный режим).
Оба этих положения, если их последовательно применять ко всем видам нетарифных мер, могли бы создать жесткую дисциплину применения НТМ и ограничить их негативное воздействие на международную торговлю.
Появление правовых документов и договоренностей ВТО несколько изменило правовую обстановку в области использования количественных ограничений. В частности, количественные ограничения, применявшиеся в области сельскохозяйственной торговли, по Соглашению о торговле сельскохозяйственными товарами ВТО были переведены в эквивалентные таможенные тарифы. В области торговли промышленными товарами правовые документы ВТО также внесли несколько новых моментов. В Соглашении о защитных мерах ВТО в статье 11 содержался запрет на применение так называемых мер «серой зоны». В частности, запрет на использование добровольных ограничений экспорта и так называемых соглашений об упорядочении торговли. Эти меры должны были быть устранены еще в конце 1998 года. Однако большинство их осталось и продолжает действовать.
Библиографический список:
1. Сайт Евразийского банка развития [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/
2. Дюмулен И.И. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. – М.: Экономика,1993. – С.81.