ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ

Заливанский Б.В., Чижова В.В.

Дата публикации: 16.12.2015

Опубликовано пользователем: mmmm

Рубрика ГРНТИ: 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Ключевые слова: , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Заливанский Б.В., Чижова В.В. Проблемы правового регулирования средств массовой информации в России // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/12/3083 (дата обращения: 22.11.2023)

Весьма актуальна проблема правового регулирования работы масс-медиа в теории права и государства, а также в юридических отраслевых науках, потому, что в современных условиях происходит формирование и развитие основных институтов демократии, которые являются основой для фиксации ранее не известных для населения России форм и функций государства. В связи с чем, появляется необходимость для решений весьма сложных задач, которые ставят перед собой организации и исполняют роль защитника общества.
В России возникает ситуация, когда отсутствует механизм четко закрепленных рамок свободы массовой информации и свободы слова, который в первую очередь связан с необходимостью воспитания, психологического состояния общества и психического здоровья, защиты нравственности, в том числе и несовершеннолетних, а также отсутствие надлежащей защиты этих прав и контроля, который должен осуществляться со стороны государства и общества деятельность средств массовой информации, издательств, лиц, которые размещают в сети Интернет массовую информацию, а также информация, представляемая ими, не отвечают интересам укрепления и сохранения жизнеспособности государства. Пробелы в российском законодательстве и в форме нарушения законов ведут к злоупотреблению свободой закрепленной за вышеупомянутыми субъектами. Существуют опасения, что преимущественным правом средств массовой информации может стать воздействие на массовое мнение аудитории, в том числе и формирование их сознания.
Масс-медиа осуществляют контроль интеллектуальной и духовной жизни населения. Отстранение государства от создания политики в информационной сфере и от защиты нравственных ценностей и здоровья Российского общества происходит добровольно.
По мнению российского политика Ю.М. Батурина: « Можно привести следующее рассуждение в качестве общих замечаний. Закон «О средствах массовой информации» выражает специфику не столько деятельности масс-медиа, сколько качество ее воспроизводства и передачи, т.е он координирует в первую очередь отношения характерные для участников процесса, при этом не устанавливая режим массовой информации, что сможет подтвердить даже самый беглый обзор статей Закона. Из этого следует, что только через организационно-правовую базу раскрывается режим массовой информации. С позиции гражданского законодательства особой индивидуальности в отношениях, возникающих между участниками СМИ нет. Эта специфика средств массовой информации происходит не из особенности участников, а из открытости массовой информации. Именно на таком основании в теории государства и права масс-медиа являются политическим институтом, а не потому, что там есть журналисты, учредители и распространители информации». [1]
Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации.
На информационно-конституционной норме и на правовом фундаменте, создается институт массовой информации, так же как и институт интеллектуальной собственности.
Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры, но при этом устанавливает возможные ограничения этой свободы часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 55 и часть 2 статьи 29.[2] Из этих правил следует и то, что свобода средств массовой информации не должна применяться во вред основам законодательства, правам, нравственности и законным интересам других лиц, а также государственной безопасности, формулировка которого предполагается в документе Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 70-О.
Также не полная определенность конституционной нормы влечет не только закрепленные федеральным законом отсутствие четких ограничений свободы, которые направлены на защиту нравственности и т.д, а также привлечения к ответственности. Это не дает возможности в полной мере реализовывать конституционные нормы.
Это понимание предполагает более четкую норму Конституции Российской Федерации, указывающую на возможность и даже обязательность, которая влечет за собой введение федеральным законом соответствующие ограничения.
Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» регламентируется, в основном, деятельность средств массовой информации. В законе содержится запрет на злоупотребление свободой массовой информации, но, в тоже время, перечень злоупотреблений неоправданно узок. Под этим следует понимать: разглашение конфиденциальной информации, пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а еще несколько материалов экстремистского характера, клевету. В отношении эффективного устройства контроля соблюдения СМИ указанныхусловий, закон не закрепляет.[1]
Федеральная служба по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и информационных технологий – это предназначенный орган по соблюдению законодательства о средствах массовой информации. Несмотря на то, что она находится в составе федеральных органов исполнительной власти ее права в сфере надзора за соблюдением здоровья и нравственности населения не выполняются надлежащим образом. [4]
Должным образом не отрегулирована издательская деятельность и ограничения, возникающие в отношении пределов ее свободы, за исключением запретов, подобных для СМИ. Информация, которая размещена в интернете, российским законодательством не урегулирована вообще. В связи с этим, мы можем сделать вывод, что необходимо закрепить на уровне федерального закона некоторые ограничения, которые будут направлены на защиту потребителей данной продукции.
Представитель НИИ Психиатрии Министерства здравоохранения РФ профессор Ю.И. Полищук сообщил, что психическое здоровье россиян заметно ухудшается. Исходя из некоторых данных, помощь психотерапевта и психолога сегодня нужна от сорока до пятидесяти миллионов человек – это каждый третий житель России. Установлено, что психические расстройства, среди которых невропатия, депрессия, психические и личностные расстройства и даже наркомания и алкоголизм в большинстве своем должны быть рассмотрены как следствие социально-стрессовых воздействий, которые доставляются в сознание аудитории важным источником – средствами массовой информации.[5]
В Российской Федерации принята нормативно-правовая база, которая согласно международным нормам защищает права детей от информации наносящей им физический, психический и нравственный ущерб. Она устанавливает возрастные классификации кинопоказа, т.е комплекс норм, которые будут регулировать показ программ, фильмов, и аудиовизуальных произведений на территории Российской Федерации исходя из особенности возроста зрительской аудитории («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденное постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396).[3]
Создание и действие такой классификации в первую очередь предназначены для защиты подростков и детей от аудиовизуальных сценариев, оказывающих вред на здоровье, их развитие и приносящих эмоциональные расстройства. Насилие и жестокость воздействует и беспокоит и аудиторию старшей категории, поэтому средствам массовой информации следует с уважением отнестись к их мнению и не идти против их воли. Рассмотренная классификация действует не только в рамках кинематографа, но и телевещания.
Из этого следует, что в законодательстве Российской Федерации требуются изменения. Их цель – защита психического здоровья, нравственных начал и психологического состояния населения страны. Для этого требуется принятие отдельного федерального закона, который будет обозначаться следующим образом: закон «О защите психического здоровья, нравственности, и психологического состояния потребителей информации СМИ, издательской деятельности и интернета».
В рамках предложенного закона должно быть государственное регулирование оборота информации, которая будет оказывать негативное воздействие на психическое здоровье, нравственность и психологическое состояние народонаселения.

Использованные источники:

[1] Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право – вопросы стратегии.
Центр «Право и средства массовой информации». Серия «Журналистика и право». Вып. 26.
[2] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.09.2015 N 2-ФКЗ ) // Консультант плюс [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 24.10.2015).
[3] Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 (ред. от 26.01.2007) “О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации”// Консультант плюс [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_1924/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/(Дата обращения 24.10.2015).
[4] Смыслова, Т.М. Правовое регулирование рекламы и средств
массовой информации [Текст] / Т.М, Смыслова. – СПб. : Питер, 2012. – 377 с.
[5] Т.В.Науменко Проблемы правовых норм регулирования деятельности российских СМИ// CREDO NEW теоретический журнал .2003. №3. URL: http://credonew.ru/content/view/359/55/ (дата обращения: 06.12.2015).


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.