ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Васючкова Регина Наилевна

Дата публикации: 01.12.2015

Опубликовано пользователем: Регина Васючкова

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Библиографическая ссылка:
Васючкова Р.Н. Инновации в социальной работе с пожилыми людьми // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/12/3054 (дата обращения: 09.05.2025)

Перманентное возрастание доли людей пожилого возраста и старых людей в численности мирового народонаселения, существенная трансформация их места и роли в обществе под влиянием глобальных процессов современного цивилизационного развития обусловливают необходимость нового осмысления феноменов старости и старения. Старость, в современном обществе, выступает в качестве длительного и значительного этапа индивидуального развития и является одним из важнейших индикаторов изменения социальных, экономических, политических процессов макроструктурного уровня.  Для активизации стареющего населения требуются новшества, инновационные программы, проекты, формы работы. Профессиональная работа с пожилыми людьми носит инновационный и творческий характер, поскольку связана с постоянным поиском более эффективных и экономичных способов использования ресурсов пожилого человека, его физического и интеллектуального потенциала. Специалист социальной работы, обслуживающий пенсионеров, должен обладать и теоретическими знаниями, и технологической подготовкой, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического, проблемного и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности пенсионеров, адекватного выбора средств и методов решения специфических проблем людей пожилого возраста.

Определимся с основными понятиями, понятия «новшество» и «нововведение» являются синонимами и часто используются наряду с понятием «инновация». Под новшеством понимают элемент или комбинацию элементов, до сих пор неизвестных в рассматриваемой культуре или социальной системе [9]. Еще одним вариантом смыслового выражения понятия «новшество» является термин «новация» от поздно лат. novatio — обновление, изменение, а также обозначает что-либо новое, только что вошедшее в обиход, т. е. новшество [7].

Категория новизна обозначает понятие, которое объединяет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценки новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности. При этом по отношению к творцу, т. е. создателю чего-либо нового, выделяют следующие разновидность новизны: индивидуальную новизну, когда результат деятельности индивида (творца) для общества не является новым, однако представляется таковым в субъективном, индивидуальном, чисто психологическом смысле;

локальную, или групповую, новизну, когда результат творческой деятельности является новым лишь для определенной группы людей;

региональную новизну, когда новое распространяется в пределах отдельного региона, страны или государства;

объективную, или всемирную, новизну, когда новое признано всем мировым сообществом.

Категории нововведение и инновация являются фактически синонимами, производными от понятий «новшество», «новация», «новизна». Достаточно часто нововведения рассматривают как процесс изменений, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культуры в определенной социальной системе [8].

Таким образом мы в своем исследовании под инновацией понимаем следующие: это объект внедрения качественного целенаправленного прогрессивного изменения системы, которое способствует развитию, росту повышения эффективности работы, по решению определенных проблем.

Инновационная направленность неотъемлемо проявляется в деятельности специалиста по социальной работе, такая направленность является потребностью социума и выражается в социальной сфере государственной

политики (разработка и внедрение инноваций). При этом следует отметить тот факт, что инновационная деятельность в качестве особого вида деятельности в социальной работе тесно связана с социальными инновациями, выступающими как важный фактор экономического, социального и культурного прогресса всех современных обществ, народов мира; как средство удовлетворения общественных потребностей; служащими улучшению организации социальной работы; благоприятствующими повышению ее эффективности и качества, статуса профессии в обществе, уровня его моральности [5].

Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы: обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению; отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, для чего нужны более действенные способы их поиска; тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам [2].

С точки зрения Л. А. Кайгородовой, инновации — среди основных средств выхода из социально-экономического кризиса. С точки зрения Койгородова считает, данный факт связан с несколькими причинами:

1) отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям;

2) социальные поддержка, помощь приобретают не только массовый характер, но и становятся объективной необходимостью (это касается в первую очередь потребности стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия);

3) разработка теоретических основ и практических механизмов общественно государственного регулирования, новых средств и методов

решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей оказывается приоритетным направлением социальной политики всякого государства. [3]

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе мы понимаем деятельность субъекта по созданию, освоению социальных технологий и программ, внедрение их в практику социальной работы с людьми пожилого возраста, что способствует решению у них социальных проблем и улучшению социального функционирования данных лиц. Важно отметить факт, что существенной особенностью рассматриваемой деятельности становится также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку социальных технологий, развивающих личность клиента.

Результат изучаемой деятельности — инновационный продукт.

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, поиске новых более качественных способов социального обслуживания, обобщении и внедрении передового опыта, умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации [6, С. 42—45.]. В рамках инновационной деятельности специалиста по социальной работе можно выделить следующие направления: создание социальных программ и технологий, организация экспертиз социальных программ и проведение научно-исследовательских и проектных исследований в социальной сфере. Обобщая результаты теоретического анализа, можно схематично представить стадии инновационной деятельности данного специалиста.

Таким образом, ориентируясь на модель Ф. Будьзински, Л. Шольц и других авторов, можно выделить четыре стадии инновационной деятельности специалистов по социальной работе [1]:

1. Исследование. В процессе инновационной деятельности такой специалист на данной стадии реализует анализ деятельности социального учреждения, выделяет социальные проблемы, требующие первоочередного решения, разрабатывает варианты решения обозначенных проблем с целью определения эффективного пути развития клиентов пожилого возраста. На этом этапе осуществляются поиск и отбор наиболее перспективных инновационных идей, а также оценка их жизнеспособности. В соответствии с возрастными особенностями пожилых граждан.

2. Развитие. Данная стадия позволяет оформить инновационную идею в некую модель, проект. На этом этапе изучаемый специалист детально разрабатывает социальную технологию или программы, а затем обращается к экспертам для оценки ее эффективности, адаптивности инвалидности.

3. Внедрение — в социальной инновационной деятельности означает прежде всего апробирование инновации, т. е. ее первоначальное применение, осуществление на отдельно взятом объекте в течение непродолжительного периода времени. Апробирование инновации в социальной работе может реализоваться как целенаправленно организованный социальный эксперимент, который, проводимый специалистом в соответствующей области, предполагает поисковую деятельность,

создание нового социального опыта. На данной стадии специалистом по социальной работе анализируются результаты деятельности за определенный отрезок времени, выделяются положительные и, возможно, отрицательные черты инновации, выясняется ее дальнейшая «судьба». Таким образом проверяет теоретическую обоснованность на практике, с дальнейшими корректировками.

4. Диффузия — означает распространение, проникновение в массу. Сущность этой стадии состоит в освоении инновации социальной общественностью. Инновация становится достоянием социальной практики и науки [4, С. 143—147].

Аанализ психолого-педагогической литературы по проблеме инновационной деятельности специалистов по социальной работе позволяет нам говорить о том, что ее реализация в процессе профессиональной деятельности требует от специалиста высокого уровня готовности к ее выполнению. Важно отметить и тот факт, что существенной особенностью рассматриваемой деятельности является

также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку социальных технологий, развивающих личность клиента.

Литература

  1. Будзинский, Ф. Обусловленность процесса распространения технических инноваций технологий/ Ф. Будзинский, – Краков, 1984.
  2. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики // Ю. Карпов СПб., – 2004
  3. Кайгородова, Л. А. Инновационные технологии в социальной работе с пожилыми людьми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://home.novoch.ru(10.06.2015)
  4. Максименко, Е. В. Инновационная деятельность/ Е. В. Максименко // Вестник Балтийского федерального университета имени Канта, 2011. Вып. 11. С. 143—147
  5. Нейхц, Н. П. Традиция и инновация в социальной работе/ Н. П. Нейхц, В. А.  Решетников // Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск. Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых,- 2000. С. 144—147
  6. Платонова, Н. М. Проблемы и перспективы инновационного развития социальной работы / Н. М. Платонова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2010. Вып. 1 (13). С. 42—45
  7.  Прохоров, А. М.  Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1998.С. 811
  8. Тони, Д. инновации: как управлять, измерять выгоду // Д. Тони, Р. Шелтон, пер. англ.; за науки. ред. Т.Ф. Козицкой — Днепетровск, 2007. — С. 104.С. 55155.
  9. Тощенко, Ж. Т., Лапин Н. Е. Социальное проектирование// Ж. Т. Тощенко, Н. Е. Лапин — М., 1982.С. 203

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.