ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Сорокина Арина Максимовна

Дата публикации: 05.12.2015

Опубликовано пользователем: Arina

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Библиографическая ссылка:
Сорокина А.М. Возможности применения информационных технологий в социологии и социальной сфере // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/12/3047 (дата обращения: 24.11.2023)

За последние десять лет общество окончательно перешло на стадию информационного развития. А это означает, что во всех сферах жизни информация стала ценнейшим и главенствующим ресурсом. Другим следствием стала тотальная компьютеризация и широкое распространение сети Интернет. Сегодня это уже обязательный атрибут человеческого существования, а значит, современная социология, подстраиваясь под текущие реалии жизни, обязана принять это во внимание и использовать компьютер и Интернет как средство научной деятельности и инструмент исследования.

С распространением Интернета появилось «киберпространство», состоящее из социальных групп – «комьюнитис»[1]. Это дает возможность проводить глобальные исследования и массовые опросы через интернет. Подобная практика существует примерно десять лет и имеет множество плюсов в сравнении с традиционными методами.

Во-первых, проведение исследования через Интернет позволяет экономить труд, денежные ресурсы и время исследований, что является немаловажным фактором в современных условиях. Во-вторых, позволяет собирать более качественную информацию, в связи с тем, что, проходя опрос через Интернет, респонденты более адекватно и охотно отвечают на поставленные вопросы. В-третьих, Интернет-исследования обеспечивают обратную связь, высокую степень экологической валидности, упрощают пилотаж анкеты, уменьшают влияние интервьюера на респондентов[2].  Кроме того, при Интернет-опросе респонденты более откровенно и честно отвечают на вопросы, а их открытость позволяет получить неискаженные данные. И наконец, Интернет дает возможность значительно расширить выборку респондентов и увеличить их количество.

С другой стороны, использование Интернета в качестве инструмента исследования, разумеется, имеет свои минусы и проблемы, справиться с которыми с помощью программ не представляется возможности. Например, это  намеренное искажение информации, ради выгоды или любопытства, произвольные ответы на вопросы, неоднократное прохождение опросника ради денежного вознаграждения. Эти факторы могут сильно повлиять на результаты исследования, исказив собранную информацию и приведя к неверности выводов.

Существует несколько рекомендаций касательно проведения Интернет-опросов и исследований. Первое – удобный сайт, на котором не должно быть ничего лишнего, отвлекающего респондентов от заполнения анкет. Вводная информация и сами вопросы должны предоставляться в максимально доступной и удобной форме.

Во-вторых, инструкции нужно составлять так, чтобы исключить двоякое или неправильно толкование вопросов анкеты. Они должны четко и кратко излагать суть исследования и мотивировать респондентов.

Также желательно наличие информации о времени, которое человек затратит на заполнение анкеты, о количестве вопросов, необходимы ли на них развернутые ответы, или нужно будет выбрать варианты из предложенных.

Каждый вопрос необходимо размещать в отдельном окне. Это позволяет респонденту максимально сосредоточиться на нем, не отвлекаясь на следующие. Респондент должен обладать возможностью возвратиться к предыдущему вопросу и выбрать другой ответ, а также пропустить вопрос при невозможности или нежелании на него отвечать. Однако существуют и обязательные вопросы, на которые все-таки требуется ответ в любом случае. Об этом также следуют проинформировать.

Для проведения многоуровневых опросов, наиболее удобных именно в Интернете, нужно использовать гиперссылки. Если опрос не анонимный, по его окончании следует попросить указать свои данные и электронный адрес для обратной связи.

После заполнения анкеты нужно поблагодарить за участие в исследовании и предоставить возможность ознакомиться с теми результатами, которые имеются на текущий момент, а также с результатами других, уже завершенных проектов.

Важно помнить, что Интернет дает возможность программного контроля процесса исследования, который осуществляется с помощью CGI или Java-скриптов. Это позволяет решить многие проблемы, например, проблему неполного ответа на вопрос или ответа, данного не в том формате (слова вместо цифр и так далее).

В сфере социальных услуг информационные технологии используются даже более активно. Об этом свидетельствуют автоматизированные информационные системы и базы данных, информационные киоски, пункты общественного доступа к Интернет-ресурсам, курсы повышения компьютерной грамотности населения[3]. Все это значительно облегчает жизнь как сотрудникам сферы социальных услуг, так и их клиентам, а кроме того, способствует появлению молодых специалистов в данной сфере. Однако компьютеризация требует постоянного прохождения курсов повышения квалификации и высокой компьютерной грамотности, в связи с быстрым развитием техники[4].

Интернет-технологии сегодня позволяют социальным работникам улучшать свои профессиональные навыки и формировать сообщества, вне зависимости от места проживания и работы. Кроме того, сеть Интернет решает многие проблемы, связанные с доступностью социальных услуг, например, транспортная, физическая, временная, географическая и многие другие. Благодаря использованию автоматизированных баз данных клиенты тратят гораздо меньше времени и сил на сбор документов, необходимых для решения проблемы, с которой они обращаются в социальную службу[5]. Многое сегодня можно сделать, не выходя из дома, что крайне важно для людей с ограниченными физическими возможностями или людей, проживающих далеко от места расположения социальной службы.

Интернет-технологии находят применение и для обеспечения информационной доступности, например, сайты организаций социальной сферы, где можно узнать о социальных услугах и способах их получения. Это позволяют клиентам находить необходимую информацию в любое удобное время. Такие сайты также помогают предварительно подготовиться к посещению социальной службы: освещает необходимые документы и график работы службы. Также клиенты могут использовать информационные киоски, благодаря которым они получают информацию о социальных услугах, документах, необходимых для получения этих услуг, график работы и адрес социальных организаций, узнают о сумме пособий и социальных выплат. В итоге информационные технологии помогают специалистам по социальной работе решить множество трудностей, возникающих в процессе их профессиональной деятельности[6].

В заключении следует отметить, что Интернет привлекает своим удобством и перспективностью. Несмотря на это, его влияние на социальную сферу пока невелико в России, которая в данном направлении значительно отстает от США и западных стран. Наши службы на сегодняшний день только осваивают сферу Интернет и делает попытки внедрения в него своих услуг. Это связанно как с недостатком специалистов данного профиля, так и с плохим обеспечением российского населения компьютерной техникой и выходом в сеть Интернет. В итоге, большинство социологов и работников социальных служб до сих пор работают по традиционным методикам, однако возможно, что скоро это изменится и Интернет-технологии в социальной сфере приобретут широкую распространенность и в России. Это необходимо на современном этапе, поскольку информационное общество стало новой реальностью, возможности которой нельзя игнорировать.

Источники:

  1. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b2d90b1a092710c2c32569b0002e2d1b
  2. http://www.tsutmb.ru/vozmozhnosti-primeneniya-informaczionnyix-texnologij-dlya-obespecheniya-dostupnosti-soczialnyix-uslug

[1]  Чураков А. Н. «Информационное общество» и эмпирическая социология // Социологическое исследование, 1998. № 1.

[2] Романович Н. А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологическое исследование, 1999. № 2.

[3] Пункт общественного доступа в интернет / Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2011.

[4]  Антонов, С. Инфомат в действии / С. Антонов.

[5]  Модели организации адресной социальной помощи: метод. пособие /  Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. – М.: Фонд  «Институт экономики города», 2009.

[6]  Попов, П.В. Информационные технологии как элемент  модернизации социального обслуживания населения  / П.В. Попов // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 139.

Текст файла «Документ Microsoft Word»:
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. За последние десять лет общество окончательно перешло на стадию информационного развития. А это означает, что во всех сферах жизни информация стала ценнейшим и главенствующим ресурсом. Другим следствием стала тотальная компьютеризация и широкое распространение сети Интернет. Сегодня это уже обязательный атрибут человеческого существования, а значит, современная социология, подстраиваясь под текущие реалии жизни, обязана принять это во внимание и использовать компьютер и Интернет как средство научной деятельности и инструмент исследования. С распространением Интернета появилось «киберпространство», состоящее из социальных групп - «комьюнитис»[]. Это дает возможность проводить глобальные исследования и массовые опросы через интернет. Подобная практика существует примерно десять лет и имеет множество плюсов в сравнении с традиционными методами. Во-первых, проведение исследования через Интернет позволяет экономить труд, денежные ресурсы и время исследований, что является немаловажным фактором в современных условиях. Во-вторых, позволяет собирать более качественную информацию, в связи с тем, что, проходя опрос через Интернет, респонденты более адекватно и охотно отвечают на поставленные вопросы. В-третьих, Интернет-исследования обеспечивают обратную связь, высокую степень экологической валидности, упрощают пилотаж анкеты, уменьшают влияние интервьюера на респондентов[]. Кроме того, при Интернет-опросе респонденты более откровенно и честно отвечают на вопросы, а их открытость позволяет получить неискаженные данные. И наконец, Интернет дает возможность значительно расширить выборку респондентов и увеличить их количество. С другой стороны, использование Интернета в качестве инструмента исследования, разумеется, имеет свои минусы и проблемы, справиться с которыми с помощью программ не представляется возможности. Например, это намеренное искажение информации, ради выгоды или любопытства, произвольные ответы на вопросы, неоднократное прохождение опросника ради денежного вознаграждения. Эти факторы могут сильно повлиять на результаты исследования, исказив собранную информацию и приведя к неверности выводов. Существует несколько рекомендаций касательно проведения Интернет-опросов и исследований. Первое – удобный сайт, на котором не должно быть ничего лишнего, отвлекающего респондентов от заполнения анкет. Вводная информация и сами вопросы должны предоставляться в максимально доступной и удобной форме. Во-вторых, инструкции нужно составлять так, чтобы исключить двоякое или неправильно толкование вопросов анкеты. Они должны четко и кратко излагать суть исследования и мотивировать респондентов. Также желательно наличие информации о времени, которое человек затратит на заполнение анкеты, о количестве вопросов, необходимы ли на них развернутые ответы, или нужно будет выбрать варианты из предложенных. Каждый вопрос необходимо размещать в отдельном окне. Это позволяет респонденту максимально сосредоточиться на нем, не отвлекаясь на следующие. Респондент должен обладать возможностью возвратиться к предыдущему вопросу и выбрать другой ответ, а также пропустить вопрос при невозможности или нежелании на него отвечать. Однако существуют и обязательные вопросы, на которые все-таки требуется ответ в любом случае. Об этом также следуют проинформировать. Для проведения многоуровневых опросов, наиболее удобных именно в Интернете, нужно использовать гиперссылки. Если опрос не анонимный, по его окончании следует попросить указать свои данные и электронный адрес для обратной связи. После заполнения анкеты нужно поблагодарить за участие в исследовании и предоставить возможность ознакомиться с теми результатами, которые имеются на текущий момент, а также с результатами других, уже завершенных проектов. Важно помнить, что Интернет дает возможность программного контроля процесса исследования, который осуществляется с помощью CGI или Java-скриптов. Это позволяет решить многие проблемы, например, проблему неполного ответа на вопрос или ответа, данного не в том формате (слова вместо цифр и так далее). В сфере социальных услуг информационные технологии используются даже более активно. Об этом свидетельствуют автоматизированные информационные системы и базы данных, информационные киоски, пункты общественного доступа к Интернет-ресурсам, курсы повышения компьютерной грамотности населения[]. Все это значительно облегчает жизнь как сотрудникам сферы социальных услуг, так и их клиентам, а кроме того, способствует появлению молодых специалистов в данной сфере. Однако компьютеризация требует постоянного прохождения курсов повышения квалификации и высокой компьютерной грамотности, в связи с быстрым развитием техники[]. Интернет-технологии сегодня позволяют социальным работникам улучшать свои профессиональные навыки и формировать сообщества, вне зависимости от места проживания и работы. Кроме того, сеть Интернет решает многие проблемы, связанные с доступностью социальных услуг, например, транспортная, физическая, временная, географическая и многие другие. Благодаря использованию автоматизированных баз данных клиенты тратят гораздо меньше времени и сил на сбор документов, необходимых для решения проблемы, с которой они обращаются в социальную службу[]. Многое сегодня можно сделать, не выходя из дома, что крайне важно для людей с ограниченными физическими возможностями или людей, проживающих далеко от места расположения социальной службы. Интернет-технологии находят применение и для обеспечения информационной доступности, например, сайты организаций социальной сферы, где можно узнать о социальных услугах и способах их получения. Это позволяют клиентам находить необходимую информацию в любое удобное время. Такие сайты также помогают предварительно подготовиться к посещению социальной службы: освещает необходимые документы и график работы службы. Также клиенты могут использовать информационные киоски, благодаря которым они получают информацию о социальных услугах, документах, необходимых для получения этих услуг, график работы и адрес социальных организаций, узнают о сумме пособий и социальных выплат. В итоге информационные технологии помогают специалистам по социальной работе решить множество трудностей, возникающих в процессе их профессиональной деятельности[]. В заключении следует отметить, что Интернет привлекает своим удобством и перспективностью. Несмотря на это, его влияние на социальную сферу пока невелико в России, которая в данном направлении значительно отстает от США и западных стран. Наши службы на сегодняшний день только осваивают сферу Интернет и делает попытки внедрения в него своих услуг. Это связанно как с недостатком специалистов данного профиля, так и с плохим обеспечением российского населения компьютерной техникой и выходом в сеть Интернет. В итоге, большинство социологов и работников социальных служб до сих пор работают по традиционным методикам, однако возможно, что скоро это изменится и Интернет-технологии в социальной сфере приобретут широкую распространенность и в России. Это необходимо на современном этапе, поскольку информационное общество стало новой реальностью, возможности которой нельзя игнорировать. Источники: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b2d90b1a092710c2c32569b0002e2d1bhttp://www.tsutmb.ru/vozmozhnosti-primeneniya-informaczionnyix-texnologij-dlya-obespecheniya-dostupnosti-soczialnyix-uslug

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.