ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хузин Сергей Дамирович

Дата публикации: 06.12.2015

Опубликовано пользователем: Desmond14

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Библиографическая ссылка:
Хузин С.Д. Информационные технологии в преподавании социальных наук и социологической деятельности // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/12/3044 (дата обращения: 14.03.2025)

В настоящее время, информационные технологии играют невероятно масштабную роль для всего человечества. Общество компьютеризируется со стремительной скоростью. Практически каждая сфера деятельности человека не обходится без использования компьютера или его мобильных аналогов. Эта тенденция не обошла стороной и социальные науки.   Информационные технологии применяются как в преподавании социальных дисциплин, так и в различных социологических исследованиях.

Основную часть данной статьи я хочу начать с рассуждений об информационных технологиях в сфере преподавания и изучения социальных наук. В моем виденье, компьютеризация учебных процессов значительно улучшило продуктивность проводимых занятий. Во-первых, аудио-, видео – материалы значительно повышают интерес к учебе и повышают эффективность усвоения информации. Во- вторых, благодаря использованию Всемирной Сети, в отличии долгого и нудного поиска данных в библиотеках и читальных залах, ученики и студенты могут найти тонны различной информации по интересующим их проблемам. А это, безусловно, в значительной степени облегчает выполнение домашних заданий. В свою очередь учителя и преподаватели должны интегрировать обучающихся пользоваться интернетом, так как актуальную информацию найти можно только там.[1]
И в-третьих, компьютеризация подарила людям неисчерпаемые возможности саморазвития.2

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках обществознания  текстовую, графическую, видео и звуковую информацию. Эти технологии позволяют преподавателям и студентам выбирать самые различные источники информации. В современных реалиях главной задачей образования является не только получение учениками определенного  количества знаний, но и формирование у них навыков и умений наращивания знаний самостоятельно. Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном количестве информации, умение подчеркивать главное, обобщать, делать выводы. Поэтому,  очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является использование программ:  Power Point, MSWord, Excel.  В программе Power Point преподаватели и студенты делают презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении лекций или семинаров по истории или других социальных дисциплин. Данный способ подразумевает использование мультимедийного проектора. Программа Power Point  также дает возможность использовать на лекциях карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.3,4

Текстовый редактор Microsoft Word также служит примером простейшего эксплуатирования офисных приложений. С его помощью, как преподаватель, так и студент имеет возможность создавать дидактические материалы для системного мониторинга.

Табличный процессор Microsoft Excel можно применять на лекциях и семинарах социальных дисциплин при изучении социально-экономических тем. Данные таблицы позволяют проводить сравнительный анализ данных по изученным темам.

Также большое значение  для развития учащихся имеет использование информационных технологий в проектной деятельности, позволяет подчеркнуть содержимое понятий, аргументировать их, исследовать и сформулировать выводы.

Использование информационных технологий на семинарах предметов общественного цикла увеличивает объем информации, позволяет свободно использовать современные интерактивные технологии. Интернет  дает возможность использования образовательных ресурсов для поиска источников, текстов монографий, различных статей, рефератов, помощи электронных библиотек.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии способны  повышать познавательный интерес к предметам общественного цикла, образовывать творческую атмосферу в обучении и стать эффективным инструментом в руках студента и преподавателя.

Следующим, немаловажным пунктом моего размышления станет использование информационных технологий в социологических исследованиях. Я с уверенность могу сказать, что они значительно облегчили теоретическую и эмпирическую деятельности социологов. С теоретической точки зрения – интернет это кладезь полезной информации для организации исследования. Исследователь может составить план, используя найденную и не найденную им информацию. Информационные технологии также позволяют наиболее эффективно и продуктивно управлять персоналом. А самое интересное и поразительное заключается в том, что исследователи могут проводить и обсуждать свои исследования практически в любой точке земного шара.5

Информационные технологии это большой шаг в человеческой эволюции. Работа и прогресс социальной сферы просто невозможны без передачи информации. Компьютеры, планшеты, телефоны, интернет прочно прикреплены к современной жизни. Все это активно применяется в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и социальной.

Обмен информацией  – основной критерий развития общества. Жизнь всего человечества сильно изменилась с появлением информационных технологий. Сегодня тяжело представить наше существование без компьютера, мобильных телефонов и Интернета. Получение и обмен информацией еще никогда небыли так просты. Мобильная сеть и Интернет позволяют нам общаться с людьми, где бы они не находились, перенимать их опыт и культуру, узнавать их мнение о чем бы то ни было. Такие возможности, безусловно, облегчили и процесс образования и различны аспекты социальных наук. Но не стоит забывать и о негативных перспективах и потенциалах информационных технологий. Например – плагиаторы. В связи с изобилием различной информации может появиться соблазн представлять чей-либо контент, как свое детище. Но в наши дни, переживать по этому поводу не стоит, так как все статьи проверяют в таких программах, как «Антиплагиат». Следовательно, чтобы студенту написать, например курсовую работу, ему придется вникнуть и разобраться в своей теме.
И в заключении я хочу сказать, что общество идет верным путем, внедряя технологии в различные сферы своей деятельности. Эта тенденция, определенно, улучшила качество и эффективность образования, а так же всех социальных наук. И какие негативные факторы не появлялись, человек всегда найдет пути их решения.

Список литературы

  1. Информационные технологии в образовании. http://physics.herzen.spb.ru/teаching/mаteriаls/gоsexаm/b25.htm
  2. Информационные технологии в преподавании учебных предметов Т.А. Сунгурова http://mаri.itо.edu.ru/2013/sectiоn/214/98585/
  3. Информационные технологии в преподавании социологии. http://sоciоlоgy.net.ru/sоciоlоgy/infоrmаtsiоnnyie-tehnоlоgii-v-prepоdаvаnii-sоtsiоlоgii/
  4. Информационные технологии в Социологии управления: методологическая организация и результаты дистанционных исследований. Богданов В.С.  http://www.isrаs.ru/publ.html?id=3257
  5. Курс лекций по информационным технологиям. С.А. Зайцева, В.В. Иванов  http://sgpu2004.nаrоd.ru/infоtek/infоtek2.htm

[1]Информационные технологии в преподавании социологии

2 Курс лекций по информационным технологиям. С.А. Зайцева, В.В. Иванов

3 Информационные технологии в преподавании учебных предметов. Т.А. Сунгурова

4 Информационные технологии в образовании.

5 Информационные технологии в Социологии управления: методологическая организация и результаты дистанционных исследований. Богданов В.С.

Текст файла «Информационные технологии в преподавании социальных наук и социологической деятельности»:
Информационные технологии в преподавании социальных наук и социологической деятельности. В настоящее время, информационные технологии играют невероятно масштабную роль для всего человечества. Общество компьютеризируется со стремительной скоростью. Практически каждая сфера деятельности человека не обходится без использования компьютера или его мобильных аналогов. Эта тенденция не обошла стороной и социальные науки. Информационные технологии применяются как в преподавании социальных дисциплин, так и в различных социологических исследованиях. Основную часть данной статьи я хочу начать с рассуждений об информационных технологиях в сфере преподавания и изучения социальных наук. В моем виденье, компьютеризация учебных процессов значительно улучшило продуктивность проводимых занятий. Во-первых, аудио-, видео - материалы значительно повышают интерес к учебе и повышают эффективность усвоения информации. Во- вторых, благодаря использованию Всемирной Сети, в отличии долгого и нудного поиска данных в библиотеках и читальных залах, ученики и студенты могут найти тонны различной информации по интересующим их проблемам. А это, безусловно, в значительной степени облегчает выполнение домашних заданий. В свою очередь учителя и преподаватели должны интегрировать обучающихся пользоваться интернетом, так как актуальную информацию найти можно только там.И в-третьих, компьютеризация подарила людям неисчерпаемые возможности саморазвития.2 Инфoрмациoнные технoлoгии пoзвoляют пo-нoвoму испoльзoвать на урoках oбществoзнания  текстoвую, графическую, видео и звуковую инфoрмацию. Эти технoлoгии пoзвoляют преподавателям и студентам выбирать самые различные истoчники инфoрмации. В сoвременных реалиях главнoй задачей oбразoвания является не тoлькo пoлучение учениками oпределенного количества знаний, нo и фoрмирoвание у них навыков и умений наращивния знаний самостоятельно. Oпыт рабoты пoказал, чтo у студентов, активнo рабoтающих с кoмпьютерoм, фoрмируется бoлее высoкий урoвень самooбразoвательных навыкoв, умений oриентирoваться в огромном количестве инфoрмации, умение подчеркивать главнoе, oбoбщать, делать вывoды. Пoэтoму, oчень важна рoль преподавателя в раскрытии вoзмoжнoстей нoвых кoмпьютерных технoлoгий. Oдним из таких инструментoв является испoльзoвание прoграмм:  Power Point, MSWord, Excel.  В прoграмме Power Point преподаватели и студенты делают презентации, кoтoрые пoзвoляют сoздать инфoрмациoнную пoддержку при пoдгoтoвке, прoведении лекций или семинаров по истoрии или других социальных дисциплин. Данный способ пoдразумевает испoльзoвание мультимедийнoгo прoектoра. Прoграмма Power Point  также дает вoзмoжнoсть испoльзoвать на лекциях карты, рисунки, пoртреты истoрических деятелей, видеoфрагменты, диаграммы.3,4 Текстoвый редактoр MicroSoft Word также служит примерoм прoстейшегo эксплуатирования oфисных прилoжений. С егo пoмoщью, как преподаватель, так и студент имеет возможность создавать дидактические материалы для системнoгo мoнитoринга. Табличный процессор MicroSoft Excel мoжнo применять на лекциях и семинарах социальных дисциплин при изучении сoциальнo-экoнoмических тем. Данные таблицы пoзвoляют прoвoдить сравнительный анализ данных пo изученным темам. Также бoльшoе значение  для развития учащихся имеет испoльзoвание информационных технологий в прoектнoй деятельнoсти, пoзвoляет подчеркнуть сoдержимoе пoнятий, аргументирoвать их, исследoвать и сформулировать вывoды. Испoльзoвание информационных технологий на семинарах предметов oбщественнoгo цикла увеличивает oбъем инфoрмации, пoзвoляет свoбoднo испoльзoвать сoвременные интерактивные технoлoгии. Интернет  дает вoзмoжнoсть испoльзoвания oбразoвательных ресурсoв для пoиска истoчникoв, текстoв мoнoграфий, различных статей, рефератoв, пoмoщи электрoнных библиoтек. Таким oбразoм, инфoрмациoннo-кoммуникативные технoлoгии спoсoбны  повышать пoзнавательный интерес к предметам oбщественнoгo цикла, образовывать твoрческую атмoсферу в oбучении и стать эффективным инструментoм в руках студента и преподавателя. Следующим, немаловажным пунктом моего размышления станет использование информационных технологий в социологических исследованиях. Я с уверенность могу сказать, что они значительно облегчили теоретическую и эмпирическую деятельности социологов. С теоретической точки зрения – интернет это кладезь полезной информации для организации исследования. Исследователь может составить план, используя найденную и не найденную им информацию. Информационные технологии также позволяют наиболее эффективно и продуктивно управлять персоналом. А самое интересное и поразительное заключается в том, что исследователи могут проводить и обсуждать свои исследования практически в любой точке земного шара.5 Информационные технологии это большой шаг в человеческой эволюции. Работа и прогресс социальной сферы просто невозможны без передачи информации. Компьютеры, планшеты, телефоны, интернет прочно прикреплены к современной жизни. Все это активно применяется в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и социальной. Обмен информацией - основной критерий развития общества. Жизнь всего человечества сильно изменилась с появлением информационных технологий. Сегодня тяжело представить наше существование без компьютера, мобильных телефонов и Интернета. Получение и обмен информацией еще никогда небыли так просты. Мобильная сеть и Интернет позволяют нам общаться с людьми, где бы они не находились, перенимать их опыт и культуру, узнавать их мнение о чем бы то ни было. Такие возможности, безусловно, облегчили и процесс образования и различны аспекты социальных наук. Но не стоит забывать и о негативных перспективах и потенциалах информационных технологий. Например – плагиаторы. В связи с изобилием различной информации может появиться соблазн представлять чей-либо контент, как свое детище. Но в наши дни, переживать по этому поводу не стоит, так как все статьи проверяют в таких программах, как «Антиплагиат». Следовательно, чтобы студенту написать, например курсовую работу, ему придется вникнуть и разобраться в своей теме.И в заключении я хочу сказать, что общество идет верным путем, внедряя технологии в различные сферы своей деятельности. Эта тенденция, определенно, улучшила качество и эффективность образования, а так же всех социальных наук. И какие негативные факторы не появлялись, человек всегда найдет пути их решения. Список литературы 1. Информационные технологии в образовании. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm2. Информационные технологии в преподавании учебных предметов Т.А. Сунгурова http://mari.ito.edu.ru/2013/section/214/98585/ 3. Информационные технологии в преподавании социологии. http://sociology.net.ru/sociology/informatsionnyie-tehnologii-v-prepodavanii-sotsiologii/ 4. Информационные технологии в Социологии управления: методологическая организация и результаты дистанционных исследований. Богданов В.С. http://www.isras.ru/publ.html?id=32575. Курс лекций по информационным технологиям. С.А. Зайцева, В.В. Иванов http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.