В 1915 году в связи с реорганизацией Северо-Западного фронта и созданием на его базе двух самостоятельных фронтов: Северного и Западного, тихий провинциальный город Псков стал не только местом расположения Штаба Северного фронта, но и центром военно-административной активности. Если и до начала Первой мировой войны в городе постоянно располагалось три пехотных полка, личный состав которых накладывал значительный отпечаток на повседневную жизнь горожан со своими парадами, смотрами и духовыми оркестрами, то с началом войны Псков превратился в один сплошной военный лагерь. В самом городе располагались различные военные и интендантские ведомства, призывные пункты, проводящие мобилизационные работы, располагались запасные военные команды и отряды ратников. Уже ко второму году воны в городе можно было встретить представителей практически всех родов войск. Так, например, казаков в городе было расквартировано так много, что возникла даже особая казачья благотворительная организация, занимавшаяся сбором средств в пользу фронтовиков и раненых[1]. Однако для самих горожан наибольший интерес представляли расквартированные в городе авиационные части. Первая из них – это эскадра воздушных кораблей генерал-майора М.В. Шидловского. Видя неэффективность использования
воздушных кораблей в войне, М.В. Шидловский предложил собрать их в одну эскадру по примеру эскадры морских кораблей. В результате доклада Шидловского последовал приказ об образовании эскадры из 10 боевых и 2 учебных воздушных кораблей «Илья Муромец». В декабре 1914 года Шидловский по приказу императора был призван на действительную военную службу с присвоением звания генерал-майор и назначен начальником эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»[2]. Созданная специально для использования слабостей центральных держав в воздушном пространстве на восточном фронте, эскадра Шидловского стала уникальным подразделением. Первоначально она базировалась в польском местечке Яблона. Однако в связи с вражеским наступлением ей пришлось перебраться сначала к г. Лиде, а затем в Псков. Уже 14 августа 1915 года шесть самолетов «Илья Муромец» прибыли своим ходом в Псков, затем прилетели и остальные самолеты. Местом размещения были избраны Кресты, территория, принадлежавшая Псковскому сельскохозяйственному училищу. Базируясь в Пскове, самолеты этой эскадры выполняли боевые вылеты, бомбили вражеские позиции и тылы противника. Появление самолетов и летчиков вызвало в городе небывалый ажиотаж, многие горожане желали посмотреть на диковинное чудо техники. Для всех желающих, а в особенности для учащейся молодежи военное командование разрешало проводить экскурсии в расположение авиационных частей. Сами летчики пользовались особым почетом и вниманием жителей города.
Также с 1915 года в Пскове расположилась 7-я авиационная рота[3] Санкт-Петербургского военного округа, состоявшая при 12-й армии. Личный состав авиаторов и мастерские располагались в казармах Иркутского полка[4]. Командовал 7-й авиационной ротой известный военный летчик, капитан С.А. Бойно-Родзевич. Когда эскадра (до своего перевода в Тверь) находилась в Пскове, в сентябре 1915 года ее посетил командующий Северо-Западным фронтом генерал Куропаткин, а также миссия союзников. Среди посетителей была даже сама Великая княгиня Мария Павловна в сопровождении двух врачей[5].
Если об эскадре тяжелых бомбардировщиков Шидловского мы знаем достаточно много, их боевой путь, ратные подвиги и судьбы некоторых авиаторов, то о второй авиационной части, нам известно намного меньше. Зато в фондах Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга (ЦГА КФФД СПб) сохранились очень интересные фотографии этой роты. На этих уникальных фотоснимках запечатлены летательные аппараты, офицеры и нижние чины авиационной роты, торжественная и повседневная жизнь ее членов, казармы и ремонтные мастерские. Эти фотографии сами по себе являются ценнейшим материалом по изучению Первой мировой войны и русской авиации, делавшей еще только первые шаги по освоению неба в тяжелые годы Великой войны.
Примечания
[1] Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1916 – 1917 гг. Псков, 2014. С. 151.
[2] Катышев Г.И., Михеев В.Р. Крылья Сикорского. М., 1992. 432 с.
[3] Для справки: Всего в русской армии было создано семь авиационных рот. 1-я авиационная рота – СПб. ВО. Санкт-Петербург. Северный фронт, 1915. С 1916 года рота, по некоторым данным, стала гвардейской. 2-я авиационная рота – Варшавский ВО. Варшава, 1914. Брянск, Западный фронт, 1915. 3-я авиационная рота – Киевский ВО. Киев, 1914, Юго-Западный фронт, 1915. 4-я авиационная рота – Виленский ВО. Лида, 1914. Винница, Витебск, Юго-Западный фронт, 1915. 5-я авиационная рота – Московский ВО. Бронницы (под Москвой), 1914. Смоленск, Западный фронт, 1915. 6-я авиационная рота – Одесский ВО. Одесса. Сформирована в Чите на основе 1-го авиационного отряда в 1914. По распоряжению военного командования перебазирована из Читы на Западный фронт в Одессу. 7-я авиационная рота – СПб. ВО. Псков, Северо-Западный фронт, 1915. Также за годы войны была сформирована Кавказская авиационная рота, Тбилиси, Южный фронт, 1916. Все семь авиационных рот действовали до конца Первой мировой войны, но в 1916 году они поменяли название и стали называться «авиационными парками».
[4] Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1914 – 1915 гг. Псков, 2012. С. 298.
[5] Как праздновали Рождество в Пскове 100 лет назад Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravdapskov.ru/rubric/17/11576/?print (дата обращения: 01.11.2015 г.).
Далее представлены фотографии 7-й авиационной роты (ЦГА КФФД СПб. П. 165.).
Количество просмотров публикации: -