В современном российском обществе существует такая проблема, как национализм. Национализм можно понимать двояко:
1) как идеологию, политику, трактующую нацию как основу самостоятельного государства и определенную форму социума, единства;
2) как преувеличенную форму национального сознания, провозглашающую идеи национальной уникальности, замкнутости, превосходства.
История национальной самоидентификации русских весьма уникальна. Если размышлять о его специфике, то для начала нужно охарактеризовать исторические и социокультурные условия, в которых происходило формирование русского национализма, и затем выявить определенные формы выражения этнокультурной идентификации, которые развивались в последующем.
Как известно, уникальной особенностью российского общества во все времена являлось многообразие этносов внутри социума. Вся история России шла по пути наращивания этнического многообразия, и его уровень остается весьма высоким.
Другой особенностью русской культуры является то, что она формировалась под сильнейшим влиянием других стран и их культур. Много веков славянские культурные традиции переплетались и смешивались с византийской, западноевропейской, мусульманской и языческой кочевой культурами.
Еще одна уникальная черта российской истории состоит в том, что здесь долгое время не было общенационального языка. Также, в России довольно устойчивы языки национальных меньшинств и имеются диалектные говоры различных этнографических групп самих русских (северокавказских, уральских и сибирских казаков, некоторых групп старообрядцев, поморов, камчадалов и пр.)[1]. К этому можно добавить огромную протяженность территорий России, что влекло за собой слабое развитие системы экономических и информационных коммуникаций. Тогда вполне объяснима еще одна особенность – отдаленность основной массы населения от наиболее важных для страны и жителей исторических событий и незаинтересованность ими. Концентрация социально-политической жизни, а соответственно, и формирование национальной общественной мысли осуществлялись в наиболее крупных центрах таких, как Петербург, Москва, Киев. Данными обстоятельствами во многом обусловлен разрыв между сословными субкультурами российского общества.
Сегодня идея национализма в России имеет очень широкий спектр: от обычной демонстрации идей шовинизма до более узких форм, связанных с интерпретацией истории русского общества и его духовности. Особое волнение в обществе вызывает возникновение русского фашизма. Однако, идеология национализма в ее негативных формах занимает в российском обществе не главное положение. Радикальные национал-патриотические группы находятся в оппозиции по отношению к официальной политике государства, но с другой стороны, идеология нацистских, фашистских и иных объединений не имеет массовой поддержки у россиян.[2]
Получается, что население России во все времена отличалось толерантностью по отношению к чужеземцам, отсутствием интереса к другому происхождению, желанием быть на равных и не выделять их из своей среды. Отсюда и большой размах смешанных браков в советский период.
Также национализм можно описать еще с одной стороны, которая в некой мере его даже оправдывает. В результате глубокого кризиса у русского этноса возникла опасность постепенного исчезновения. То есть, русский национализм можно объяснить как проявление инстинкта этнической самозащиты народа или, говоря словами А. Солженицына: «Сегодня русский порыв к национальному самосознанию — есть оборонительный вопль тонущего народа… Как нация мы, русские, находимся в пучине гибели и ищем — есть ли еще, за что уцепиться и выбраться».[3]
Русский национализм носит защитный характер, а не охранительный.
Итак, индустриализация, высокая социальная мобильность, широкое распространение идей политического равенства и участия — таковы факторы, которые делают необходимым формирование нового механизма идентификации.[4] Нация, т. е. носитель политической независимости, сейчас возникает из национализма, а не наоборот. Сегодня уже можно говорить о том, что индустриализация приведет к эре интернационализма. Это позволяет освободиться от национализма, отойти от бесполезной борьбы с ним и относиться к национализму как неотъемлемой составляющей современных политических процессов, как явлению, имеющему и положительное и отрицательное значение для общества в целом.
Список использованной литературы
2. Малыгина И.В. Национальные отношения. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Социологические исследования. – 2002. – №5. – С.26-37.
1. Миллер А. Национализм как фактор развития // Социально-гуманитарный журнал. – 1991. – №8. – С. 14-24.
3. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России: 1783-1883 гг. – М., 1986. – 348 с.
4. Соловей В. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Социологические исследования. – 1992. – №3. – С.56-67.