ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Греблева Марина Владимировна

Дата публикации: 22.04.2015

Опубликовано пользователем: Anna Balabanova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Библиографическая ссылка:
Греблева М.В. Проблемы реализации административной реформы в России // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/04/2563 (дата обращения: 23.11.2023)

Какие результаты усилий у России на сегодняшний день по осуществлению административной реформы? Всем известно, что реформа протекает не легко- был восстановлен ряд заместителей министров; увеличилось количество вице-премьеров. Повысилась активность Комиссии по реформе государственного управления при Президенте Российской Федерации. Тем не менее, неофициальное заключение о состоянии остается неудовлетворительным.

Большинство причин провала реформ является недостаточное финансирование административной реформы, так же нет единой команды для ее эффективной реализации, то есть отсутствие участия политической элиты (слабость согласия), слабое желание политической воли в осуществление реформы. Очевидно, что для успеха важны все эти факторы, но тем не менее, этот список не является исчерпывающим. Скорее всего одна из самых существенных проблем для отказа было отсутствие концептуальной разработки модели административной реформы в зависимости от условий России и, в частности, относительно роли и функций современного государства. При осуществлении административной реформы в Российском государстве была усвоена концепция современного государственного  менеджмента, а не его дух.  По сути попытка реализации, безусловно, несла разумные и рациональные принципы, но эти принципы были при отсутствии  ряда ключевых предпосылок,  которые определяют спрос на эту модель.

К сожалению, вывод таков, что нынешний управленческий аппарат в России далек от веберовского проекта рациональной бюрократии.  В пользу этого вывода свидетельствует весьма распространенная практика клиентелизма, низкое качество дисциплины, так же тайны и отсутствия прозрачности, чрезвычайно высокий уровень коррупции в стране.

Хоть и происходит сохранение мифа перенаселения российской бюрократии в исторической и современной России, но все же число управленческих кадров в современной России по отношению к численности населения отстает от стандартов развитых стран.

По традиции считалось, что русская бюрократия была несметной и бесконечной ратью. Хотя, несмотря на это представление учебника, объем бюрократии в России по отношению к общему числу жителей по сравнению с развитыми европейскими странами была незначительной до второй половины ХХ века.  Известно было  о взрывном росте числа постсоветской бюрократии, в1990 году Действительно, в 1990 году количество управленческого персонала в СССР составила 663 тысяч человек, а в 2003 году в Российской Федерации – 1259000 человек (за исключением военного состава, аппарата Министерства внутренних дел и специальных подразделений)

Тем не менее, исследования показывают, что государственный аппарат России не так завышен.  Наибольший рост населения был достигнут в 1995 году до 6%, а в целом с 1994 по 2004, количество управленцев во всех ветвях власти увеличилась на 16%. Исследователи сделали вывод, что такое явление нормальное, так как это увеличение было закреплено появлением новых институтов (рыночных). К 2000 году плотность государственных служащих колебалась от 4 человек Ингушетии до 58 в Эвенкии, средняя плотность страны – 7 должностных лиц, это намного меньше, чем в Великобритании, Франции, США.

В 2014 году численность органов государственной власти на всех уровнях, по данным из Росстата, вырос на 10,9%, достигнув 1462000000. В 1994 году насчитывалось около 1 миллиона, хоть и граждан  страны за тот же период приблизительно снизилось с 148 млн до 143 млн. Таким образом  доля чиновников выросла с 0,7% до 1%. По сравнению со стандартами развитых стран данный показатель не высок; Бразилии 1,5% Чили 1%, Китай – 1,6%, Польша – 0,7 процента, из чего следует, что вопреки распространенному мифу, количество чиновников в России мало.

Не менее важно, что неэффективность административного аппарата- это малое финансирование аппарата управленцев. В этой области, отмечают, несистемный подход : более высокие зарплаты, в основном в верхнем эшелоне министров, руководители департаментов министерств и ведомств. Зарплаты большинства чиновников выросла на треть, в то время как разница между заработной платы государственных служащих в среднем в 2,5-3 раза ниже, чем в коммерческом секторе. Следует отметить, что в постсоветские годы не только не получилось победить коррупцию, но ее объем значительно увеличивается.

В Российской Федерации крайне низкая эффективность институтов гражданского общества, причиной этого служит отсутствие ресурсного обеспечения инициатив индивидов, ведь действительно, что эти институты в России, в отличии от других стран малоэффективны и очень слабы.

Тем не менее, для условий эффективности гражданского общества существуют институциональные и нормативные (легитимность институтов и процедур гражданского общества) и обеспечение ресурсами гражданских институтов. Но даже если первое условие обеспечивается в стране хоть как-то, то на счет обеспечения ресурсами все намного хуже. Это, однако, не означает отказ от идеи, определение всех слабых сторон институтов гражданского общества, а так же их базы ресурсов выявляет необходимость анализа и проработки вопросов функций и объемов по которым Россия может  самостоятельно определять  и делегировать самостоятельной инициативе.

Таким образом, можно выделить ряд ключевых параметров – числа, эффективности и результативности управленческой деятельности; низкий уровень финансовой поддержки с высоким уровнем коррупции (которые взаимосвязаны); потенциал гражданского общества, его способности и умения взять на себя часть функций государства определяют существенную разницу между стартовыми условиями для осуществления административной реформы в России от тех, которые могут стимулировать реализацию аналогичных административных реформ в духе нового государственного аппарата в развитых странах.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.