РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Греблева Марина Владимировна

Дата публикации: 22.04.2015

Опубликовано пользователем: Anna Balabanova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Библиографическая ссылка:
Греблева М.В. Роль прогнозирования в формировании стратегии регионального развития // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/04/2554 (дата обращения: 23.11.2023)

Управление регионального развития, включая разработку региональной политики, основывается на системе региональных прогнозов, дифференцированных по зонам, отраслям и времени. В последнее время все внимание направлено в сторону долгосрочных прогнозов (с горизонтом более 10 лет), это связано с изменением направления динамики страны, то есть перехода к новым технологическим парадигмам и укреплению влияния инновационных факторов.

Большое разнообразие регионов России определяется необходимостью уделять, в первую очередь, внимание на региональную специфику не только при проведении научно-исследовательских реформ, но так же в анализе и поиска решения каких-либо социальных и экономических проблем. Государственное устройство федерации усиливает эту потребность, так как недостаточное внимание к проблемам регионов не только плохо влияет на эффективность экономики и на жизненный уровень граждан, но и приводит к увеличению центробежных тенденций в стране. Таким образом, в разработке и реализации национальных задач должны быть разработаны территориальные аспекты, которые учитывают общероссийские и региональные интересы. Из этого следует, что социальные и экономические прогнозы развития государства должны, наблюдать и содержать территориальной разрез и при поддержке соответствующих региональных прогнозов, отражать способности, интересы и возможности субъектов Российской Федерации.

Региональные прогнозы неправомерно сводятся к тем или иным разбивкам показателей макроэкономики, все-таки они должны играть активную роль в разработке и формировании стратегических целей и образовывать компоненты государственной политики в различных сферах деятельности. Другими словами, регионы должны сосредоточиться на тенденции всех уровней, которые влияют на их развитие. Решающим значением будут сценарные подходы, действенных при высокой изменчивости разных процессов, которые основаны на экспертных методах.

Проблема верности прогнозов изменения внутренних условий и внешней среды для любой экономической системы (будь это национальные, региональные, отраслевые) служит ключом к разработке долгосрочных стратегий и  эффективных программ для его развития. Между тем, очевидно, что однозначно и точно  предусматривать характер степени влияния всех факторов, их взаимозависимость и изменения практически невозможно. Таким примером может быть  современные тенденции на мировых рынках, многие вещи которых были замечены только год назад в изучениях отдельных экономистов.

В любом случае, ни одна национальная (отраслевая) и региональная концепция не предусматривает такой драматической динамики. А теперь вопрос в том, в какой степени эти концепции должны быть скорректированы и насколько  основательными и точными они должна быть. Очевидно, что ответ на такой вопрос будет зависеть от того, насколько долго будет продолжаться  кризис и следующая за ним рецессия, какое они будут иметь влияние и что будет после. Следует отметить, что нестабильность –  нормальное состояние социально-экономических процессов, так как они постоянно находятся в динамике.

Возникает вопрос, какое отклонение нужно рассматривать как опасное, требующего незамедлительного вмешательства. Спорны и сами процессы, например, важным элементом рыночной экономики будет являться доступные ресурсы на рынке труда. Тем не менее, масштабная безработица знак нестабильности, инфляция определяется как “стимулятор” спроса, но вызывает причины негативной тенденции, особенно, если она превышает какие-то  пороговое значения. Таким образом, для того, чтобы сделать выводы о необходимых изменениях в прогнозах, нужно сосредоточиться  на методологических подхода и их разработке, которые происходят не только на региональных уровнях, но и на национальных.

Несмотря на устойчивое развитие Российской макроэкономики, прогнозирования его перспектив развития, является  проблемой как для индивидуальных экспертов и специалистов, научно-исследовательских институтов и учреждений, но и для ведомств, ответственных за развитие официальных прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации. Диапазон оценок, который рассчитан на краткосрочные тенденции, так же велик. Еще более значительное расхождение между прогнозными оценками с фактически складывающейся динамикой при долгосрочных и среднесрочных прогнозных построениях. Самый известный пример – прошлая  версия стратегии развития энергетического сектора до 2015 года, которая была принята Правительством Российской Федерации в 2003 году, тогда темпы роста экономики на долгосрочную перспективу были менее, чем 5%. В самом деле, в 2004-2007 г. они составили около 7%. Что будет с динамикой экономики в будущем (до 2020 года), конечно, точно не известно.

Из всего этого можно сделать вывод, что будущее не может являться и представление о нем имеет многовариантный характер. Если приходит понимание и осмысление вероятных альтернатив, содержательных сценариев и причин, то это будет приводить к эффективным решениям. Так же, следует акцентировать внимание на то, что если представление о вариантах будущего будут сформированы вовремя, то это поможет предопределить стратегический выбор уже сегодня. Использование результатов  исследований будущего можно применить для разработки эффективной долгосрочной стратегии. Так, в рамках текущей политики экономики применяют наличие научно-технического и социально-экономического прогнозирования развитых систем в стране. Другими словами, прогнозированию пора прекращать представлять себя как слабо связанные исследования малого числа ведомств и отдельных институтов академии, как это сложилось в последние годы.

Таким образом, задача построения и видения образа будущего является задачей, которая обосновывает приоритеты малого (ограниченного) набора неких целей, реализация которых приведет к видению самого этого образа будущего и сделает его более эффективным. Важно отметить разницу между сценарием прогнозирования и проектирования будущего. Сценарное прогнозирование всегда, по определению, вариантное, а вот что касается дизайна будущего, то оно труднее, так как привязано к конкретному, уже зафиксированному образу. Для создания долгосрочного плана развития не будет достаточно одной какой-то цели, например, удвоение ВВП. Тем не менее, многие цели, если они являются не более чем декларацией о намерениях,  не осуществят прогноз более конкретно и реалистично. Необходимо, в первую очередь, чтобы эти цели были превращены в систему обязательств исполнительной власти, то есть  в систему, которая создает  движение финансовых и материальных потоков.

  1. Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
  2. Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
  3. Nefedkina S.A., Zhordan E. PROGRAM/TARGET METHODS IN MANAGING MUNICIPAL UNITS. Tourism Education Studies and Practice. 2014. № 4 (4). С. 159-165.
  4. Амбрутис В.Ю. Кластеризация как способ повышения эффективности лесного комплекса Хабаровского края // Российское предпринимательство. — 2008г.
  5. Карамова А.С. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Политика, государство и право. 2014. № 1 (25). С. 10.
  6. Карамова А.С. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 (30). С. 35.
  7. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
  8. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае//Политика, государство и право. -Январь 2014. -№ 1
  9. Пинягина, Н.Б. Концептуальные подходы к стратегическому планированию развития лесного сектора экономики России / Н.Б. Пинягина // Лесной экономический вестник. – 2007г.
  10. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009г.
  11. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /под ред. Гранберга А.Г. М.: Экономика, 2009.
  12. Узяков М.Н. О качестве научного предвидения // Проблемы прогнозирования, № 1, 2010.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.