ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Викторова Кристина Александровна

Дата публикации: 25.06.2014

Опубликовано пользователем: Kris94

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Библиографическая ссылка:
Викторова К.А. Предпосылки становления социальной информатики // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2014/06/2103 (дата обращения: 25.11.2023)

Викторова К., 202 гр., социальный факультет, руководитель: к.п.н., доцент Трофимов  Е.Г.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет  им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск  

Социальной информатикой принято называть науку, которая занимается  исследованием совокупности проблем, относящихся к   проникновению информационных процессов в человеческую среду, является сравнительно недавним появившемся  научным  направлением, оно  родилось на пересечении следующих дисциплин, как информатика, социология, психология, философия. Социальная информатика – синтез социогуманитарных  учений, в которой ведется изучение социальных последствий применения информационных технологий. Понятие «социальная информатика» было введено впервые А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем 1971 г.  Однако, по мнению общественности, в России и за ее пределами, постепенно формировался   образ, исходя из  которого «информатика» связана только с технической сферой. Появилась необходимость «оградить» специфическим  названием предметный спектр специалистов, работающих с  проблемами информатизации общества. Именно эта потребность в «защите» повлияла на появление нового, ранее неизвестного направления: социальной информатики. Предметом ее изучения являются процессы информатизации общества, а также их действие на социум и социальные процессы, происходящие в нем включая развитие и статус человека в обществе, изменение социальных структур общества.  В разработке и развитии социальной информатики приняли свое участие такие ученые как П. Агр, Р. Клинг, С. Сойер и др. Внесли свой вклад в развитие этого научного направления и наши ученые-соотечественники, среди которых значились В.М. Глушкова, Н.Н Моисеева, А.Д Урсула и др.

Историки выделяют два периода развития социальной информатики. На первом этапе (1970-1980гг.) большое внимание   уделялось  изучению конкретно ситуационных проблем. Далее в 1990 г. начался второй период, характеризующийся все большим внедрением компьютеров и как следствие массовой компьютеризацией общества, а также еще одной отличительной чертой является распространение сети Интернет.

К числу основных предпосылок становления социальной информатики следует отнести:

во-первых, это углубляющиеся процессы демократизации общества, как в нашей стране, так и за ее пределами. В связи с этим в обществе начинается необратимый процесс внедрения и применения информационных средств в разные сферы деятельности человека, такие как политическую, экономическую, образовательную и бытовую;

во-вторых, это набирающие скорость процессы проникновения в социум образа жизни стран с развитой инфраструктурой, включая компьютеризацию и информатизацию, оказывают значительное влияние на человека в современном социуме. Если взять одну из сфер деятельности человека-образование, то на его примере можно проследить влияние компьютеризации и информатизации. Под влиянием этих процессов начинается повсеместное продвижение дистанционного образования, проведение интернет -конференций и форумов;

в – третьих интеллектуализация трудовой сферы занятости человека- очень важный аспект, без учета которого не может успешно развиваться общество построенное  на знаниях. Интеллектуальный труд становится одним из главных в информационном обществе, где объем трудовых функций принадлежит новым сегодняшним технологиям;

в-четвертых, это дальнейшее проникновение информационных технологий в профессиональную и интеллектуальную деятельность трудовой занятости населения. Выделяют показатель, благодаря которому можно судить о переходе общества к постиндустриальному и далее к информационному этапу развития, этим показателем принято считать процент населения ,которое занято в сфере предоставления  услуг: при условии если в обществе свыше 50 % населения занято в сфере услуг, то можно считать, что произошел переход к  постиндустриальной фазе развития общества. Общество получает статус информационного, если свыше 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг. Если  говорить о России, то с каждым днем число людей, занятых в сфере услуг, возрастает.

Таким образом подводя итоги, уточнив социально-экономические предпосылки, способствующие рождению в обществе социальной информатики, определенно, что указанные предпосылки являются наиболее значимыми в сегодняшних условиях развития информационного общества в России.

Список литературы:

  1. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Социальная информатика: Самоучитель работы на компьютере.- LAP LAMBERT Academic Publishing Ist ein Impring der / является торговой маркой AV Akdemikevrverlag GmbH & Co KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken Deutschland/Германия, 2013, p. 185
  2. Орехов, А.М. Информатизация общества – информационное общество // Социальная информатика. – 1993. – С. 32–35.
  3. Поспелов, Г.С. Искусственный интеллект – основа новой информационной технологии. – М.: Наука, 1988.
  4. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации российского образования и перспективы их развития // Профессиональная педагогика: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр.; под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург, 2011. – Вып. 6. – С. 483–492.
  5. Соколов, А.В. Социальная информатика  / А.В. Соколов. – Л.: ЛГИК, 1989.
  6. Урсул, А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику [Текст] / А.Д. Урсул. – М.: Наука, 1990.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.