Батршина Илюся Фоатовна
студентка 3 курса направления подготовки «ГМУ»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
Ещё буквально 5-10 лет назад большинство начальников отечественных предприятий делали акцент на решении текущих задач, оперативном управлении и соответственно краткосрочном горизонте планирования. Вопросы будущего развития часто оказываются на краю хозяйственной деятельности. Все-таки сегодня формирование и осуществление стратегии развития является неотъемлемым компонентом управления любым современным предприятием [2].
В самом общем контексте, стратегия представляет собой совокупность перспективных планов и задач, которые нужно осуществить, чтобы достичь назначенных целей [9].
Стратегическая организация относится к внутренним аспектам организации, которые помогают достижению стратегических целей. В зависимости от того, как фирма объединяет организационную культуру, структуру, менеджмент, людей и ресурсы, в большой степени зависит достижение ее конкурентных преимуществ [7].
Стратегический анализ и контроль — это процесс оценки хода осуществления стратегии и управление изменениями в тех случаях, когда текущие стратегические действия не отвечают назначенным целям фирмы [5].
Разберем главные подходы к развитию стратегии развития предприятия.
1. Плановый процесс.
Плановый подход охватывает формально структурированную оценку наружного и внутреннего окружения на запрограммированной основе нВ границах жизненного цикла продукции или услуги [3].
Наружная оценка:
- угрозы и возможности окружения;
- стратегические цели развития.
Внутренняя оценка:
-крепкие и некрепкие стороны организации;
-разработка стратегии;
-социальная ответственность;
-управленческие ценности;
-оценка и выбор наилучшей стратегии.
2. Адаптивный процесс.
Во втором подходе рассчитывается, что предприятия постоянно подстраивают свою стратегию в ответ на изменения наружных и внутренних факторов и следуют общими принципами и целями организационной культуры [6].
3. Интерпретационная модель.
Стратегия в интерпретационной модели может быть определена как система отсчета, которая разрешает организации и ее окружению быть понятной держателям акций компании. На этом основании акционеры мотивируются функционировать таким путем, который, как ожидается, обеспечит благоприятный итог для организации [8]. Некрепкость этой модели заключается в том, что все организации имеют свою культуру и будут толковать окружению ее крепкие и некрепкие стороны по-своему. Следовательно, она может быть рассмотрена как дополнительная к предшествующим двум, а не как альтернативная [1].
Анализ состояния предприятия включает ответы на пять существенных вопросов:
1) насколько эффективна действующая стратегия;
2) в чем плюсы и минусы этой организации, какие у нее есть возможности и что угрожает;
3) конкурентоспособны ли цены и издержки компании;
4) насколько богата конкурентная позиция предприятия;
5) с какими стратегическими задачами сталкивается организация?
Для ответов на все вопросы нужно оценить стратегии по качественным параметрам: с точки зрения ее законченности, внутренней согласованности, обоснованности, соответствия обстоятельства; далее по количественным параметрам: с точки зрения стратегических и финансовых результатов деятельности. Ухудшение названных критериев и стремительное изменение внешней ситуации выражаются сигналом к тому, что надо пересмотреть стратегию [4].
Представляется, что, резюмируя вышеизложенное, можно дать подобающее определение понятия «стратегия»:
Стратегия представляет собой совокупность действий, нужных для достижения назначенных целей путем рационального применения ресурсов экономической системы. Цель стратегии – достичь долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.
Далее будут разобраны конкретные шаги по стратегическому планированию экономического роста для Кирпичного завода.
Кирпичный завод нуждается в осознании целей перспективного развития. Эти перспективы можно отметить следующими пунктами:
- Оптимизация строения управления предприятием, на величине правления и подразделений входящих в него. Причём оптимизация эта должна быть проведена в соответствии с нынешними точками зрения на менеджмент, маркетинг и управление качеством, т.е. с применением научного и системного подхода к проблеме.
- Оптимизация управления производственными предприятиями, входящими в организацию. Управление должно быть устремлено на маркетинговые отношения в пику административным.
- Диверсификация производства и изучение новейших видов производственно-экономической деятельности, с целью усвоения новых рынков сбыта и реализации, с новыми продуктами.
- Изучение новых продуктов для укрепления своих деловых и экономических позиций на уже выработанных и освоенных рынках.
- Оптимизация структуры управления заводом направлена на приведение структуры Правления и его структурных подразделений к состоянию соответствующее нынешним требованиям к структуре управления современным крупным, многопрофильным предприятием перерабатывающей промышленности, а так же на повышение эффективности работы отделов и служб входящих в состав Правления организации.
Оптимизация управления производственными предприятиями, входящими в завод, устремлена на рост самостоятельности в принятии решений, касающихся их компетенции. Такая децентрализация должна быть обращена так же на то, чтобы продукция предприятий завода потреблялась не только потребителями внутри завода, но так же была заманчива и внешним покупателям .Это, бесспорно, даст дополнительные доходы, как предприятиям в частности, так и всему заводу в целом. Кроме того такая работа, работа на рынок, работа на потребителя, имеющего выбор, разрешит менеджменту предприятий непосредственно поучаствовать в рыночных отношениях, ощутить «вкус» Рынка, приобрести драгоценный опыт такой коммерческой деятельности.
Диверсификация производства и изучение новых видов производственно-экономической деятельности, с целью освоения новых рынков сбыта и реализации, с новыми продуктами. Один из вариантов диверсификации предусматривает направление излишних финансово-материальных ресурсов, приобретённых важнейшим видом деятельности, в новые перспективные отрасли и виды производственно-коммерческой деятельности. Так же такой вид перспективного развития возможен для использования реализации более полной загрузки и более эффективного применения и эксплуатации профильного промышленного оборудования, ресурсов и комплектующих. Всё это верно и для Кирпичного завода – крупного производителя маргариновой продукции и других продуктов питания. Особенно крупным потенциалом для диверсификации, по вышеприведённым признакам, располагают предприятия, призванные снабжать производственный процесс главных предприятий завода.
Освоение новейших продуктов для укрепления своих деловых и экономических позиций на уже выработанных и изученных рынках. Это перспективная стратегия разрешит заводу закрепить свои позиции на рынке, найти новых покупателей и новые целевые потребительские группы. Всё это должно привести к повышению объёмов продаж и реализации и, как результат, увеличение и повышение доходов завода.
Так же должны быть учтены наличие финансово-материальных ресурсов, ресурсов резерва персонала, к которому, в новых условиях, будут предъявлены требования другого уровня принятия решений, ответственности и подхода к выполнению своих должностных обязанностей. Лишь только при условии присутствия этих ресурсов и возможностей персонала можно подходить к реализации перспективных программ всерьёз. В противном случае, при отсутствии вышеперечисленных предпосылок, осуществление перспективных программ может обернуться в бесполезное, непродуктивное расходование финансов, персонала и прочих ресурсов предприятия.
Библиографический список
1. Агеева Н.Г. Стратегический план развития корпорации [Текст] / Н.Г. Агеева; – М., 2013. – 275 с.
2. Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. К вопросу о проблемах в жилищно-комунальной сфере в Республике Башкортостан [Текст] / А.А. Андриянова, Р.Р. Шапошникова; – Саратов, 2014. – 189 с.
3. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. Проблемы местного самоуправления в России [Текст] / А.А. Андриянова, А.Ф. Гарифуллина; –М.: Приор, 2015. – 450 с.
4. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением [Текст] / А.А. Андриянова, А.Ф. Гарифуллина; – М.: Приор, 2015. – 390 с.
5. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления [Текст] / И.А. Бланк; – М.:Прогресс, 2012. – 314 с.
6. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. Равноправие женщин в Российской Федерации [Текст] / А.Ф. Гарифуллина, В.В. Тимиргалина; – М.: ИНФРА-М, 2014. – 283 с.
7. Дещекина С.И., Ханнанова,Т.Р. Развитие правового обеспечения муниципального управления. Экономика и социум [Текст] / С.И. Дещекина, Т.Р. Ханнанова; – М.: ИНФРА-М, 2015. – 459 с.
8. Долбунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием: Маркетинг в России и за рубежом [Текст] / А.А. Долбунов; – М.: ИНФРА-М, 2014. – 264 с.
9. Исламова З.Р., Федорова Е.А. Актуальные проблемы програмно-целевого регулирования развития муниципальных образований и пути их решения [Текст] / З.Р. Исламова, Е.А. Федорова; – Саратов, 2014. – 149 с.
10. Исламова З.Р., Апсадикова А.В. Инвестиционный климат в Республике Башкортостан [Текст] / З.Р. Исламова, А.В. Апсадикова; – Тамбов, 2014. – 487 с.
11. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления [Текст] / Ю.Н. Лапыгин; – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 416 с.
12. Люкшинов А.Н. Стратегия и тактика управления [Текст] / А.Н. Люкшинов; – М.:Прогресс, 2012. – 331 с.
13. Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления [Текст] / Ф.Ф. Муллагалиев, Л.Р. Хатмуллина; – Саратов, 2014. – 151 с.
14. Мусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р. Совершенствование управления системой здравоохранения [Текст] / А.Ф. Мусина, Л.Р. Хатмуллина; – М.: Приор, 2015. – 469 с.
15. Тимофеева А.В., Ханнанова Т.Р. Совершенствование управления населенными пунктами на сельских территориях [Текст] / А.В. Тимофеева, Т.Р. Ханнанова; – М.: Приор, 2015. – 950 с.
16. Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. Регулирвание занятости в Республике Башкортостан [Текст] / К.В. Толстыженко, Л.Р. Хатмуллина; –Саратов, 2014. – 298 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг [Текст] / Р.А. Фатхутдинов; – Питер, 2016. – 346 с.
18. Ханнанова Е.С., Ханнанов Р.А. Состояние рынка труда Башкирии [Текст] / Е.С. Ханнанова, Р.А. Ханнанов; – Тамбов, 2013. – 350 с.
19. Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. К вопросу о реорганизации судебной власти в России [Текст] / Р.А. Ханнанов, Р.Р. Шапошникова; – М.: Приор, 2014. – 211 с.
20. Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. К вопросу о проблемах правового обеспечения государственной поддержки пчеловодства [Текст] / Т.Р. Ханнанова, Р.Р. Шапошникова; – М.: Приор, 2015. – 594 с.