Современное таможенное дело – это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный, организационно-технический и социально-экономический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенная деятельность является взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.
Деятельность таможенных органов следует рассматривать в качестве исполнительного аппарата государственной власти. Иерархичность системы управления таможенными органами носит ярко выраженный характер и основывается на принципе единоначалия, необходимость которого обусловлена спецификой и сложностью решаемых таможенными органами задач, а так же обстановкой, в которой они осуществляют свою деятельность, а именно:
- повышенной ответственностью за принятые конкретные решения;
- динамикой оперативной обстановки, требующей высокой мобильности и максимальной управляемости;
- сбором и обработкой информации об участниках внешнеэкономической деятельности.
Рассматривая систему таможенных органов и входящие в нее подсистемы, следует отметить, что они представляют собой организационные структуры, строящиеся в соответствии с особыми принципами их деятельности. Речь идет о законности, о равенстве лиц перед законом, уважении и соблюдении их прав и свобод, о единстве системы таможенного органа и централизованного руководства. К этому же перечню следует добавить профессионализм и компетентность сотрудников таможенного органа, единообразие правоприменительной практики при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, применение современных информационных технологий.
Таможенная система отличается большой динамичностью. Для того чтобы справиться с постоянно восполняющимся потоком задач и при этом прийти к разумному эффективному управленческому решению, таможенная система должна обладать гибкостью и оперативностью в совершенствовании своей структуры. Управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей за принятые решения.
Характерные функции, как одна из особенностей таможенных органов, определены ст. 12 ФЗ-№311 от 27.11.2010г. «О таможенном регулировании в РФ». Согласно данной статье таможенные органы выполняют следующие таможенные функции:
- Осуществляют таможенный контроль.
- Содействуют развитию внешней торговли РФ.
- Производят ведение таможенной статистики внешней торговли.
- Взимают таможенные пошлины и налоги.
- Обеспечивают порядок перемещения товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу.
- Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ.
- Обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности и др.
Вся сфера таможенного менеджмента задействована в содействии защиты государственной безопасности, обозначая результаты своей деятельности выявлением, предупреждением, пресечением преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к их компетенции.
Активную роль в решении такой проблемы, как контроль за валютными операциями, играет рассматриваемая нами структура. К особенностям таможенной службы следует причислить такую немаловажную, в наши «неспокойные» дни, обязанность, как обеспечение мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, а так же финансирование террористов.
К обязанностям таможенных органов относятся следующее: содействие развитию экспертного и транзитного потенциала РФ, разъяснение заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений, обеспечение сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, осуществление информирования и консультирование в области таможенного дела, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области таможенного дела.
Особенностью таможенной службы считается специфика выполняемых задач и функций, служебных обязанностей, которые направлены на обеспечение порядка перемещения товаров через таможенную границу. Что касается организационной структуры управления в таможенных органах РФ, то она не является завершенной, находясь в постоянном развитии, совершенствуется, появляются новые виды организационных структур.
К специфике таможенного управления относятся особые условия службы граждан, связанные с правом применять оружие и специализированные средства при исполнении должностных обязанностей. Сюда же можно добавить особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождение, применение специальных званий и классных чинов, прохождение аттестации и квалификационного экзамена и прекращение службы. Характерной чертой рассматриваемой нами сферы деятельности является установление специализированного обеспечения (денежное содержание, социальные льготы, знаки различия форменной одежды).
Важно осознавать, что таможенное регулирование – это не только совокупность таможенных правил, а комплекс мер, направленных на контроль внешнеэкономической деятельности государства. Нельзя не отметить то, что российская таможня – одна из крупнейших в мире.
Успех в управлении таможенными органами достигается целостностью действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, которые участвуют в управлении. При этом важным моментов является четкое определение специфики роли и места каждого, ясное распределение их компетенции, прав и функций в общем деле.
Таким образом, таможенное дело является одним из важнейших звеньев в системе внешнеэкономических отношений РФ и его значимость, как части экономической стороны проявляется, прежде всего, через защиту экономических интересов страны.
Тем не менее, на сегодняшний день, таможенные органы России пребывают на этапе общего объема и совершенствования. Период интенсивного роста численности сотрудников таможенной службы закончился, ведь эффективность работы в этой сфере определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.
Список литературы
- Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 1999.
- Леденев С.В. Вопросы совершенствования управления таможенной деятельностью на современном этапе // Проблемы теории и практики таможенного дела. Ч.1. – М.: РИО РТА, 1997. – с. 273-282.
- Основы таможенного дела: Учебник / под ред. Драганова В.Г. – М.: «Экономика», 1998.
- Студопедия [Электронный ресурс] / Особенности управления в таможенных органах Российской Федерации / – Режим доступа: http://studopedia.ru/7_106485_osobennosti-upravleniya-v-tamozhennih-organah-rossiyskoy-federatsii.html
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.
- Экономика таможенного дела: Учебное пособие / Под научной ред. И.А. Малмыгина, А.В. Губина, В.Н. Шаповаловой. – М.: РИО РТА, 2002.