Викторова К., 202 гр., социальный факультет, руководитель: к.п.н., доцент Трофимов Е.Г.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск
Социальной информатикой принято называть науку, которая занимается исследованием совокупности проблем, относящихся к проникновению информационных процессов в человеческую среду, является сравнительно недавним появившемся научным направлением, оно родилось на пересечении следующих дисциплин, как информатика, социология, психология, философия. Социальная информатика – синтез социогуманитарных учений, в которой ведется изучение социальных последствий применения информационных технологий. Понятие «социальная информатика» было введено впервые А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем 1971 г. Однако, по мнению общественности, в России и за ее пределами, постепенно формировался образ, исходя из которого «информатика» связана только с технической сферой. Появилась необходимость «оградить» специфическим названием предметный спектр специалистов, работающих с проблемами информатизации общества. Именно эта потребность в «защите» повлияла на появление нового, ранее неизвестного направления: социальной информатики. Предметом ее изучения являются процессы информатизации общества, а также их действие на социум и социальные процессы, происходящие в нем включая развитие и статус человека в обществе, изменение социальных структур общества. В разработке и развитии социальной информатики приняли свое участие такие ученые как П. Агр, Р. Клинг, С. Сойер и др. Внесли свой вклад в развитие этого научного направления и наши ученые-соотечественники, среди которых значились В.М. Глушкова, Н.Н Моисеева, А.Д Урсула и др.
Историки выделяют два периода развития социальной информатики. На первом этапе (1970-1980гг.) большое внимание уделялось изучению конкретно ситуационных проблем. Далее в 1990 г. начался второй период, характеризующийся все большим внедрением компьютеров и как следствие массовой компьютеризацией общества, а также еще одной отличительной чертой является распространение сети Интернет.
К числу основных предпосылок становления социальной информатики следует отнести:
во-первых, это углубляющиеся процессы демократизации общества, как в нашей стране, так и за ее пределами. В связи с этим в обществе начинается необратимый процесс внедрения и применения информационных средств в разные сферы деятельности человека, такие как политическую, экономическую, образовательную и бытовую;
во-вторых, это набирающие скорость процессы проникновения в социум образа жизни стран с развитой инфраструктурой, включая компьютеризацию и информатизацию, оказывают значительное влияние на человека в современном социуме. Если взять одну из сфер деятельности человека-образование, то на его примере можно проследить влияние компьютеризации и информатизации. Под влиянием этих процессов начинается повсеместное продвижение дистанционного образования, проведение интернет -конференций и форумов;
в – третьих интеллектуализация трудовой сферы занятости человека- очень важный аспект, без учета которого не может успешно развиваться общество построенное на знаниях. Интеллектуальный труд становится одним из главных в информационном обществе, где объем трудовых функций принадлежит новым сегодняшним технологиям;
в-четвертых, это дальнейшее проникновение информационных технологий в профессиональную и интеллектуальную деятельность трудовой занятости населения. Выделяют показатель, благодаря которому можно судить о переходе общества к постиндустриальному и далее к информационному этапу развития, этим показателем принято считать процент населения ,которое занято в сфере предоставления услуг: при условии если в обществе свыше 50 % населения занято в сфере услуг, то можно считать, что произошел переход к постиндустриальной фазе развития общества. Общество получает статус информационного, если свыше 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг. Если говорить о России, то с каждым днем число людей, занятых в сфере услуг, возрастает.
Таким образом подводя итоги, уточнив социально-экономические предпосылки, способствующие рождению в обществе социальной информатики, определенно, что указанные предпосылки являются наиболее значимыми в сегодняшних условиях развития информационного общества в России.
Список литературы:
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Социальная информатика: Самоучитель работы на компьютере.- LAP LAMBERT Academic Publishing Ist ein Impring der / является торговой маркой AV Akdemikevrverlag GmbH & Co KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken Deutschland/Германия, 2013, p. 185
- Орехов, А.М. Информатизация общества – информационное общество // Социальная информатика. – 1993. – С. 32–35.
- Поспелов, Г.С. Искусственный интеллект – основа новой информационной технологии. – М.: Наука, 1988.
- Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации российского образования и перспективы их развития // Профессиональная педагогика: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр.; под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург, 2011. – Вып. 6. – С. 483–492.
- Соколов, А.В. Социальная информатика / А.В. Соколов. – Л.: ЛГИК, 1989.
- Урсул, А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику [Текст] / А.Д. Урсул. – М.: Наука, 1990.
Количество просмотров публикации: -