К специалисту, осуществляющему управление воздушным движением, предъявляется множество жёстких требований. Здоровье, концентрация, память, умение держать в голове множество различной информации. Однако, главным аспектом всегда были и будут знания, полученные авиадиспетчером как в процессе обучения, так и во время непосредственной практической деятельности на своём рабочем месте.
Согласно Циркуляру ИКАО № 241 [1], одной из составных частей системы УВД должны быть хорошо подготовленные и знающие свое дело диспетчера УВД, которые знают о всех имеющихся в наличии средствах обеспечения успешного УВД и могут умело их использовать.
Для возможности совершенствования процесса обучения по данному направлению было проведено соответствующее исследование. Одним из основных аспектов исследования были методы совершенствования процесса обучения авиадиспетчеров в Республике Узбекистан. Респондентам был задан вопрос о приоритетности изучения некоторых дисциплин, которые находились в учебном плане студентов бакалавриата по направлению «Управление воздушным движением», находятся в нем в данный момент, или предлагаются для введения в план в будущем (исключая основополагающие дисциплины, как «Организация обслуживания воздушного движения», «Технология работы диспетчера», «Правила фразеологии радиообмена» и др.). Помимо этого, были изучены учебные планы (по схожим направлениям образования) Университета аэронавтики Эмбри Риддл (Embry Riddle Aeronautical University) [2], Хэмптонского университета (Hampton University) [3] и Корейского аэрокосмического университета (Korea Aerospace University) [4].
Сводная диаграмма ответов авиадиспетчеров из Узбекистана выглядит следующим образом:
Рис. 1. Распределение важности изучения различных дисциплин по шкале от 1 до 10 по мнению авиадиспетчеров из Узбекистана
По мнению авиадиспетчеров из Узбекистана, большее внимание при подготовке кадров УВД следует уделять изучению отдельно взятых видов обеспечения полетов, в т.ч. работы смежных служб, с которыми диспетчера УВД взаимодействуют в процессе производства полетов.
Однако, сводная диаграмма ответов авиадиспетчеров из иностранных государств выглядит немного иначе:
Рис. 2. Распределение важности изучения различных дисциплин по шкале от 1 до 10 по мнению авиадиспетчеров из иностранных государств
Как видно из данной диаграммы, авиадиспетчера из иностранных государств рекомендуют уделять больше внимания международному воздушному праву, т.е. изучению приложений, документов и циркуляров ИКАО, а также выражают мнение по возможности исключения из рабочего плана некоторых общетехнических дисциплин для возможности увеличения количества учебных часов на изучение специализированных дисциплин.
После изучения мнений авиадиспетчеров из Республики Узбекистан и представителей службы УВД из иностранных государств, а также анализа рабочих планов ведущих мировых университетов, занимающихся подготовкой специалистов службы УВД, предлагается ввести поправки в рабочий план обучения бакалавров специальности «Управление воздушным движением» Ташкентского государственного технического университета.
Табл. 3. Предлагаемое распределение специализированных дисциплин рабочего плана обучения бакалавров по направлению «Управление воздушным движением»
Содержание предлагаемого учебного плана касательно специализированных дисциплин подразумевает изучение следующих предметов:
- Введение в специальность (аналог зарубежных предметов «Introduction to Air Traffic Management», «Aviation Foundations») – II семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);
- Профессиональная психология – II семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);
- Авиационная метеорология (аналог зарубежных предметов «Aviation Weather», «Aeronautical Meteorology») – 2 части, III-IV семестр, 4(I)/4(II) академических часов в неделю (разделение на 2 части, увеличение количества часов по сравнению с существующим планом, добавление во 2 часть информации о непосредственном метеорологическом обеспечении полетов (аналог зарубежного предмета «Aviation Weather Service») на конкретном аэродроме по рекомендации диспетчерского состава);
- Воздушное право (аналог зарубежного предмета «Municipal Aviation Law») – III семестр, 4 академических часа в неделю (без изменений);
- Международное воздушное право (аналог зарубежного предмета «International Aviation Law») – IV семестр, 3 академических часа в неделю (новая дисциплина, отсутствовавшая в учебном плане ранее; присутствует в учебном плане зарубежных университетов и рекомендована диспетчерским составом для изучения; предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);
- Организация обслуживания воздушного движения (синопсис зарубежных предметов «Air Traffic Control Tower», «Tower Operations», «Air Traffic Management») – IV семестр, 6 академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом; предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);
- Моделирование процессов управления воздушным движением (аналог зарубежного предмета «Terminal Radar Operations») – IV семестр, 4 академических часа (предмет возвращен в учебный план);
- Специализированный английский язык (аналог зарубежного предмета «Aviation Practical English») – 4 части, V-VIII семестры, 3(V)/4(VI)/4(VII)/6(VIII) академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом по рекомендации диспетчерского состава);
- Радиоэлектронное обеспечение полетов (синопсис зарубежных предметов «Aircraft Systems», «Flight Operations») – 3 части, V-VII семестры, 4(V)/4(VI)/4(VI) академических часов в неделю (новая дисциплина, отсутствовавшая в учебном плане ранее; рекомендована диспетчерским составом для изучения, предполагается объединить в программе дисциплины материал о радиотехническом и аэронавигационном обеспечении полетов);
- Технология работы диспетчера (синопсис зарубежных предметов «En route Radar Operations», «En route Non-Radar Operations», «Airline Operations», «Aeronautical Information Manual»), – 2 части, V-VI семестры, 4(V)/6(VI) академических часов в неделю (предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);
- Правила фразеологии радиообмена – V семестр, 6 академических часов в неделю (предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);
- Воздушная навигация (аналог зарубежного предмета «Air Navigation») – VI семестр, 4 академических часа в неделю (без изменений);
- Транспортное законодательство (аналог зарубежного предмета «Aviation Legislation») – VI семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);
- Автоматизированные системы управления воздушным движением (аналог зарубежного предмета «Air Navigation Aids») – 2 части, VII-VIII семестры, 4(VII)/4(VIII) академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом);
- Специализированная тренажерная подготовка – VII-VII семестры, 8(VI)/8(VIII) академических часов в неделю (без изменений).
Принятие учебного плана, содержащего в себе изучение вышеперечисленных дисциплин, как стандарта обучения бакалавров по направлению «Управление воздушным движением», поможет повысить качество преподавания в Ташкентском государственном техническом университете, а также обеспечить качественную подготовку кадров для службы управления воздушным движением, отвечающую стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Список использованной литературы
1. ICAO Cir 241. Человеческий фактор при управлении воздушным движением. Монреаль: ИКАО, 1993
2. Suggested Program of Study. Embry Riddle Aeronautical University. Daytona Beach, Florida, USA, 2017 (англ.)
3. B.S. Aviation Management – Air Traffic Control. Hampton University. Hampton, Virginia, USA, 2017 (англ.)
4. Curriculum Plan. Korea Aerospace University. Goyang, South Korea, 2017 (англ.)