ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ

Калбаев Нураден Елемесович

Дата публикации: 25.01.2023

Опубликовано пользователем: Калбаев Нураден Елемесович

Рубрика ГРНТИ: 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Ключевые слова: , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Калбаев Н.Е. Пропавшие без вести // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2023/01/11020 (дата обращения: 24.11.2023)

Калбаев Нураден Елемесович

кандидат юридических наук

доцент кафедры юридических дисциплин город Нур-Султан

Евразийский Гуманитарный Институт

 

Аннотация

В статье поднимается проблема законодательного разрешения статуса «пропавших без вести», путем внесения в гражданское законодательство нормы о признании погибшими воинов пропавших без вести при исполнении воинского долга.

 

Более семидесяти пяти лет прошло со дня окончания Второй Мировой войны.

Победа советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией далась ценой миллионов жизней советских граждан.

Общая численность мобилизованных в действующую армию из Казахстана составила 1 миллион 196 тысяч 164 человека. Это позволило сформировать за годы войны в республике 12 стрелковых дивизий, 7 стрелковых бригад и 4 кавалерийских дивизии.

Однако за первые три недели войны противнику удалось полностью разгромить 28 советских дивизий, 72 дивизии понесли потери людей и боевой техники свыше 50 процентов. Красная Армия ежесуточно теряла на фронтах по 24 тысячи человек. Только за первые 6 месяцев войны мы потеряли 3 миллиона 138 тысяч человек! Десятки тысяч военнослужащих пропали без вести и зачислены в так называемую категорию «безвозвратных потерь».

Народная мудрость гласит, что война не окончена до тех пор, пока не захоронен последний погибший солдат. Эти простые слова имеют огромный гуманистический смысл. Тысячи наших офицеров и солдат зачисленные в категорию «пропавших без вести» выпали из списков живых и мертвых, их семьи так и не узнали о месте и обстоятельств гибели родных и близких, не получив никакой социальной помощи от государства.

В советский период предполагалось, что эти военнослужащие могли перейти на сторону врага, но сейчас открыт доступ ко всем военным архивам, военным и правоохранительным ведомствам известны имена тех, кто воевал в различных воинских формированиях германской армии.

В интернет ресурсах Центрального военного Архива Российской Федерации на сегодняшний день имеется доступ ко всем спискам личного состава легионов, сформированных из военнопленных Советской Армии.

Так называемые «безвозвратные потери» поименно перечислены в списках интернет ресурса «Мемориал» и являются общедоступными для всех граждан бывшего СССР.

В Казахстане с начала войны до 1 июля 1945 года было задержано 8 тысяч 444 дезертира, то есть 0.6 процента всех призванных в армию. За годы войны в СССР было осуждено 994 тысяч 300 военнослужащих, около 650 тысяч человек вступили в антисоветские формирования. Это официальные сведения.

Законодательством нашей страны предусмотрено признание военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях и пропавших без вести, умершими.

Статья 31 Гражданского кодекса Республики Казахстан гласит о том, что: «Часть 1.Гражданин может быть, по заявлению заинтересованных лиц, объявлен судом умершим, если вместе его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, в течение шести месяцев.

Часть 2. Военнослужащий или иное лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, может быть объявлено умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Часть 3. Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случаях объявления умершим лица, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание полагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица день его предполагаемой гибели.

Часть 4. На основании вступившего в законную силу решения суда об объявлении лица умершим производится запись о его смерти в книгах записей актов гражданского состояния. Последствия записи такие же, как и в записи о фактической смерти».

Как видно из диспозиции данной статьи, она в принципе не применима к военнослужащим, пропавшим без вести в период Великой отечественной войны из-за отсутствия в ней такого понятия как «погибший».

Зачастую, о военнослужащих «пропавших без вести» нет не только сведений о месте последнего пребывания, но нет данных о дате призыва, нет сведений о дате отправки на фронт, о воинской части или полевой почте, где он проходил службу, и даже имеются случаи отсутствия личных данных в списках части либо неправильного указания фамилии и имени.

Общеизвестен вопиющий факт уничтожения архивных данных о личном составе 106-ой кавалерийской бригады, сформированной в Акмолинской области, которая по прибытию на Воронежский фронт была брошена в бой против немецких танков и бронепоездов, имея на вооружении только сабли, и фактически полностью уничтожена пулеметным огнем противника.

О месте службы своего деда, Калбаева Измухана, пропавшего без вести в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, я узнал после многолетней переписки с архивами Министерства обороны Российской Федерации.

Только из финансовой ведомости на получение солдатами 101 стрелковой бригады заработной платы, было установлено, что «рядовой-мотоциклист Калбаев, 1-ый год службы, отдельная рота связи 101 стрелковой бригады получил заработную плату за ноябрь 1942 года, подпись имеется. Других ведомостей с данной фамилией не имеется. 39 Армия Калининского Фронта».

Конечно, удивительно, что в условиях кровопролитных боевых действий, когда командиры не имели возможности учесть потери личного состава, военная бухгалтерия педантично выполняла свои функциональные обязанности.

Возвращаясь к рассмотрению норм статьи 31 ГК РК нужно отметить, что в толковании вышеуказанной статьи в комментарии к Гражданскому кодексу, указано, что возможность объявления гражданина умершим закон связывает с достаточно достоверным предположением о его смерти.

Коллизия заключается в том, что, если о военнослужащем нет сведений в течение 75-ти лет, может ли суд признать это обстоятельство «достаточно достоверным предположением».

До настоящего времени ни одна из республик СНГ не пыталась разрешить на законодательном уровне эту проблему. Основной вопрос в том, что между формулировками «умер» и «погиб» несоизмеримая разница  морального плана и в юридических последствиях, ведь речь идет о статусе лиц двух разных категорий, об обычных гражданах в первом случае и о военнослужащих, которых государство призвало на военную службу для участия в боевых действиях, во втором случае.

Пытаясь обратить внимание государственных органов на данную проблему, мною была опубликована статья «Закончить войну «де юре»» в номере 1177 от 10 ноября 2006 года «Юридической газеты». На публикацию откликнулись лишь члены поисковой группы города Петропавловск, которые ежегодно ведут поисковые работы в местах боёв на территории Новгородской области России.

В надежде на положительную реакцию правопреемницы Советского Союза , Российской Федерации, 23 февраля 2010 года я обратился с письмом к Президенту РФ Д.А. Медведеву, в канун 65 – летия Победы, о принятии Закона «О признании военнослужащих Советской Армии, числящихся «пропавшими без вести» в период с 1941 по 1945 годы «погибшими в боях за Родину».

Президент Д.А. Медведев отписал письмо в военное ведомство РФ, которое дало ответ, что мои пожелания будут учтены ими при первой же возможности.

В преддверии 70 – летия Великой Победы, 12 января 2015 года, я обратился с аналогичной просьбой к Министру Обороны Республики Казахстан И.Н. Тасмагамбетову. К великому сожалению, реакции не последовало и вопрос остался не разрешенным по сей день.

Обоснованно полагаю, что снять эту проблему можно путем внесения изменений либо дополнений в нормы Гражданского и военного законодательства Республики Казахстан, которыми будет введено и принято понятие признания «погибшими» военнослужащих числящихся «пропавшими без вести».

Предполагаю, что речь может идти о дополнении Гражданского Кодекса принципиально новой по содержанию статьёй, которая определила бы субъектами данной нормы всех военнослужащих СССР, призванных из Казахской ССР, которые пропали без вести в различных военных конфликтах, при оказании военной помощи демократическим, народным и социалистическим республикам, во второй мировой войне и в различных «горячих точках»  до распада СССР.

В этом случае, Министерство обороны Республики Казахстан, инициировало бы иск в судебные органы, о признании военнослужащих, пропавших без вести в период Второй мировой войны, погибшими в ходе боевых действий.

Внесение такого изменения в законодательство необходимо еще и потому, что у нас числятся пропавшими без вести и воины интернационалисты, а также военнослужащие, участвовавшие в различных «локальных» воинах.

Необходимо учесть также, что военнослужащие Казахстана могут выполнять, и выполняют миротворческие миссии по линии Организации Объединенных наций в различных странах мира и этот вопрос актуален не только для военнослужащих, но и их родных и близких как в моральном так и в материальном плане.

Срок пребывания военнослужащего в статусе «пропавшего без вести» в новой, либо измененной редакции статьи 31 ГК РК полагаю необходимым снизить до шести месяцев, установив такой же срок, как и в отношении гражданских лиц, признаваемых умершими. На мой взгляд, этот срок является достаточным для проведения розыскных мероприятий органами военной администрации с целью установления местонахождения либо факта гибели военнослужащего.

Но самое главное, сокращение срока от двух лет до шести месяцев позволит максимально быстро в временном исчислении защитить семью и близких родственников военнослужащего, потерявших кормильца от социального коллапса посредством своевременных выплат материальных компенсаций, получения других, предусмотренных государством льгот и гарантий.

При установлении живым, военнослужащего, признанного погибшим, механизм отмены судебного акта в действующем законодательстве достаточно отрегулирован.

Обращение Министерства Обороны в суд с подобным иском в суд возможно и в нынешней ситуации, однако наличие в законе указания, что основанием для подачи искового заявления о признании умершим могут быть материальные интересы заявителя и вопросы наследования, а также   отсутствие законодательного понятия «погиб в ходе военных (боевых) действий» делает этот вариант решения вопроса несостоятельным с правовой и моральной точки зрения, в виду того, что данная норма не учитывает отсутствия понятия частной собственности в советский период и длительный временной разрыв между событиями.

Существует  и другой, оптимальный, с позиции законодательства, способ разрешения вопроса, это издание Указа Президента Республики Казахстан, в котором был бы приведен список военнослужащих числящихся пропавшими без вести в период Второй мировой войны, которые будут признаны «погибшими при исполнении воинского долга по защите Родины». Однако, этот Указ будет носить разовый характер и не будет иметь силы юридического прецедента в последующем.

В случае принятия изменений в законодательство Республики Казахстан по данному вопросу, была бы установлена четкая грань между понятиями  «признать умершим» и «признать погибшим», что способствовало бы усилению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а в преддверии юбилея окончания войны тысячи потомков военнослужащих, числящихся пропавшими без вести получили бы свидетельства о том, что их отец, дед, прадед с честью защищал свою Родину и погиб на полях сражений!

Более того, мировым сообществом должным образом было бы воспринято такое решение государства, оценена высшая степень духовных и нравственных устоев народа Казахстана, Вторая мировая война «де юре» была бы завершена.

И, конечно, для всего народа девиз «Никто не забыт, ничто не забыто» перестал бы быть только патриотическим лозунгом, имена погибших воинов заняли бы свое заслуженное место на постаментах и памятниках воинам-освободителям!

 

Использованная литература

  1. Комментарий к гражданскому кодексу Республики Казахстан, общая часть, Алматы «Жеті жарғы» 2003 год
  2. Интернет портал «Мемориал»
  3. «Юридическая газета» №1177 от 10 ноября 2006 года
  4. Личный архив Калбаева Н.Е.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.