НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Жигарев Владимир Александрович

Дата публикации: 14.03.2022

Опубликовано пользователем: Жигарев Владимир Александрович

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом

Библиографическая ссылка:
Жигарев В.А. Нравственное возрождение гражданского общества в России // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2022/03/10906 (дата обращения: 25.11.2023)

Помните, как после того, когда идея социализма оказалась не актуальной и республики СССР разбежались, в обществе витала мысль о том, что решением всех проблем будет переход от социалистической общей собственности к частной собственности, как при капитализме?

Что же, в итоге, получилось?

Капитализм (частная собственность) тоже оказался не жизнеспособен, о чём говорят участившиеся кризисы. И, мало того, он (капитализм) таит в себе опасность развязывания войн с целью распределения ресурсов. США и их вассалы (колонии) продолжают жить на уровне исключительно распределения ресурсов в свою пользу.

До развала СССР начался мировой экономический кризис и только открывшиеся границы огромного пост советского пространства позволили экономическому кризису на время прекратиться. Но, через время, как мы наблюдаем, кризис вернулся.

Напрашивается вывод о том, что дело вовсе не в том, кому принадлежит собственность (капиталистам или социалистическому обществу). Не в принадлежности собственности дело.

Напрашивается вывод о том, что экономика – это не вид собственности, Экономика – это результат интеллектуального и нравственного взаимодействия людей.

СССР после революции 1917 года уже переходил с уровня Распределения ресурсов на уровень Целеполагания и Интеграции, но идея Социализма оказалась не природосообразной и ушла из жизни.

Нужно отметить, что само по себе Распределение ресурсов, никуда не денется, оно просто уйдёт на второй план. На первый план выйдет нравственность и интеллект.

Социолог Толкотт Парсонс (1902–1979) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Главный тезис Т. Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение.

Т. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения надо искать во внеэкономических факторах, господствующий среди которых — мораль (нравственность, духовность). Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь частным аспектом этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строятся на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого, Т. Парсонс выделил четыре вида таких функций:

  1. Адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов),
  2. Целеориентация (проблема определения целей),
  3. Интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы — обязательных норм, правил и т.д.),
  4. Поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества).

В настоящее время в нашей стране закончился период Адаптации. Период Целеориентации и Интеграции пока не наступил, что, очевидно, объясняет застой (кризис) во всех сферах жизни людей.

Предлагаю определить целью общества нравственное возрождение и продолжить развитие России нравственным (духовным) возрождением гражданского общества.

Технология нравственного (духовного) возрождения гражданского общества в России.

Обоснование, постановка и название проблемы

Рационализм нашего века и времени в своём историческом движении «пренебрёг» нравственными ценностями, выработанными предшествующими поколениями. Дело дошло до того, что взрослые стали забывать, а дети не могли и не могут обрести традиции народа, что разрушает связь времён и ослабляет нацию.

Так, русский человек всегда жил, всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?». Почему это спасительное для каждого человека осмысление сути бытия исчезло из жизни, оставшись в прошлом? И, если «на марше» экономических преобразований второстепенность морали не ощущалась как опасность, то в последние десятилетия XX века и начале XXI века социально-нравственная инфраструктура оказалась слабой и самой уязвимой.

Отсутствие внимания к социально-нравственной подготовке подрастающего поколения и взрослых в полной степени объясняет экономические и социальные трудности нашего времени, фиксируемые во всех странах: падение морали, рост преступности и наркомании, снижение интереса к интеллектуальному развитию, непонимание спасительности и благородства любого, нужного обществу труда, проявление мотивов апатии, тунеядства, нигилизма, иждивенчества, инфантилизма, гедонизма и т. д.

Управление воспитанием необходимо для создания такой инфраструктуры, которая наибольшим образом бы способствовала повышению духовного потенциала детского и взрослого населения единого воспитательного пространства, центральным учреждением которого является государство в лице телевидения. Старт реализации, в том числе, постоянное поддержание, управления воспитанием в наше время возможны только через современное средство массовой коммуникации (телевидение), в т.ч., через выступления первых лиц государства.

При управлении социально-гуманитарными системами основополагающее значение имеет правильно осуществлённое целевое прогнозирование, исходя из которого моделируется система (жизнь, поведение человека в данной среде, в данной ситуации), отбираются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

В воспитании людей такой подход пока ещё не получил достаточного практического применения, что не позволяет целенаправленно формировать такие отношения между людьми, которые позволили бы личности устойчиво вести себя в отмеренное ему рождением время, преодолевать испытания в жизни и обретать силу в служении делу и людям.

На практике вообще нет никакого подхода в воспитании людей, как и нет самого процесса воспитания (нравственного/духовного развития). Под воспитанием мы понимаем уход (от слова ухаживать).

Следует отметить, что причиной гибели предыдущих человеческих цивилизаций стало падение нравственности.

Ожидание того, что нравственность возникнет откуда-то сама, ни к чему не приводит.

Отступление

Исторический путь России за последние десятилетия держал курс только в одном направлении освоения культурного наследия. Так, в жизни поколений полностью была исключена информация и опыт духовного воспитания граждан религией, являющейся составным элементом социальной культуры человечества. Поэтому в нашей стране освоены светские методы, средства и нормы образования и воспитания. По этому поводу можно радоваться и печалиться, восторгаться и негодовать, но, такова данность. Надеяться на то, что «разрушив до основания», за десятилетия можно создать без связи с прошлым что-то более значительное, чем многовековой опыт человечества, было нерационально, но это случилось.

Цель

Создание нравственной инфраструктуры для развития духовного и интеллектуального потенциала детей и взрослых единого воспитательного пространства, включающего население страны, вступающего в деловые и личностные отношения на различных уровнях взаимодействия. В этом аспекте проблем единым системообразующим фактором (инвариантом) являются общечеловеческие нравственные цели (мораль, ценности, категории) поведения личности в обществе (пример нравственной категории в окончании).

Управление воспитанием устойчивой социальной позиции личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Стратегические результаты

Телевидение – центр единого воспитательного пространства, – управляя системой воспитания, превращает практику бытия человека в поступательно развивающуюся инфраструктуру нравственного взаимодействия людей.

Тактические результаты

Наличие национальной идеи.

Предложение варианта мирного развития человеческой цивилизации.

Значительное снижение преступлений во всех видах деятельности человека (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Исключение ошибок в системе образования (воспитания и обучения) на всех уровнях. Развитие науки/культуры/спорта (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение результатов обучения и воспитания детей и взрослых в условиях формирования интеллектуальной и нравственной инфраструктуры в масштабах страны (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение профессионализма и производительности труда во всех отраслях, в т. ч., ускоренное развитие инновационных составляющих экономики (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Умение взрослого населения передавать навыки нравственного/духовного и интеллектуального опыта подрастающему поколению (умение воспитывать и обучать).

Прекращение нападок на Россию со стороны западных стран.

Россия – безоговорочный мировой лидер в нравственном (духовном) и интеллектуальном развитии.

Максимально долгое существование русской цивилизации.

Практическое применение

Предлагаю все фильмы и передачи, в т.ч., новостные, поставить на нравственные цели. Нравственная категория выбирается в соответствии с целями программы (сегодня, к сожалению, нет ни одной передачи, которая бы основывалась на соответствующих ей нравственных ценностях, новости подаются без оценки нравственных действий).

Первый этап - информационный аспект, усвоение состава поля выбора (составляющих нравственных категорий).

Второй этап – мотивационный аспект, прогнозирование адекватного эмоционального отклика на нравственные цели, умение узнавать в происходящем событии составляющие нравственных ценностей и давать им адекватную оценку.

НО, нравственных ценностей нет, они, либо потеряны, либо потеряны совсем…   ни по одной передаче/ фильму/книге населению непонятно о каких нравственных ценностях идёт речь и, тем более, непонятно, какая оценка им даётся при интуитивном их наличии. И говорить о том, возьмёт ли зритель на вооружение в собственное поведение основы нравственности, транслируемые с экрана, не имеет смысла вообще. Более того, интуитивная пропаганда положительного отношения к отрицательным составляющим нравственных категорий уже даёт ощутимые негативные результаты в жизни общества.

Следует также отметить, что фильмы и передачи, основанные на положительных составляющих нравственных категорий, остаются популярными вне времени. НО, без усвоения составляющих нравственных категорий и умения их распознавать, не представляются условия передачи нравственного опыта людям. Очевидно, что высокая популярность отдельных фильмов/передач/литературных произведений вызвана инстинктивной тягой человека к нравственности.

Третий этап – операционный аспект, моделирование созидательного поведения самовоспитанием, передача населению страны навыков моделирования своей повседневной деятельности на основе нравственных ценностей при условии свободы выбора.

В данном аспекте стоит задача сформировать общественное мнение, основанное на нравственных ценностях, что, в свою очередь, является основой бытия гражданского общества.

Технологии информационного, мотивационного и операционного аспектов проверены на практике и удивительно просты.

Пример нравственной категории

ПАТРИОТИЗМ (определение)

Поле добра

  • Забота об интересах страны (города, предприятия, семьи, планеты)
  • Забота об исторической судьбе страны
  • Готовность к самопожертвованию
  • Верность Родине в борьбе с врагом
  • Сочувствие страданиям народа
  • Уважение к традициям народа
  • Уважение к историческому прошлому
  • Привязанность к месту жительства
  • Борьба с антиподами морали
  • Гордость социальными достижениями
  • Гордость культурными достижениями
  • Переживание за социальные пороки общества
  • Активность в труде и общественно-политической деятельности

Заблуждения (поле зла)

  • Общественная пассивность
  • Ненависть к паразитизму
  • Ненависть к эксплуататорам

Также, прошу принять к сведению, что существует накопленное за 5 тыс. лет нравственное наследие человечества – около 2 тыс. нравственных категорий (целей, ценностей) и их определений, например,

  • Уважение
  • Свобода
  • Добросовестный труд на благо общества
  • Добросовестное выполнение общественного долга
  • Забота о сохранении и приумножении общественного богатства
  • Ответственность
  • Принципиальность
  • Совесть
  • Скромность
  • Правдивость
  • Честность
  • Тщеславие (поле зла)
  • Тунеядство (поле зла)
  • Карьеризм (поле зла)
  • Дружба
  • Гуманизм
  • Любовь

P. S. В расширение темы к абзацу «Цель». Также существуют:

  • Единый системообразующий фактор такой глобальной инфраструктуры, как Интеллектуальное развитие человека.
  • Единый системообразующий фактор такой инфраструктуры, как Экономика.
  • Единый системообразующий фактор Социальной инфраструктуры, который является «Ключом» к прогрессу человеческой цивилизации. Сейчас ключ развёрнут в сторону регресса цивилизации. В настоящее время состав Социальной инфраструктуры определяется неверно.
  • Единый системообразующий фактор Экономического кризиса.
  • Единый системообразующий фактор, регулирующий рождаемость.

Практика развития человечества показывает, что без знания единого системообразующего фактора инфраструктуры (системы) управление любой инфраструктурой обречено на провал. Причём, провал в нравственной инфраструктуре не позволяет развиваться инфраструктуре интеллектуальной.

Нужно научиться видеть нравственные цели. Они везде. Они ведущие в любой деятельности человека.

Для начала попробуйте соотнести составляющие поля добра нравственной категории патриотизм со словами и поступками главного героя и других персонажей фильма «Бриллиантовая рука» и со смыслом песни группы ЛЮБЭ «Дороги».

Когда у Вас появится желание и возможность ознакомиться подробнее, то будете искренне удивлены, насколько всё просто и что ЭТО уже столетия лежит у нас под ногами. А мы (человечество) занимаемся «изобретением велосипеда», который никуда не едет.

Использованная литература:

Словарь по этике под редакцией И. Кона, 1981 г.

Ю. П. Сурмин, Теория систем и системный анализ.

Толкотт Парсонс(1902-1979),” Социальная система”, “Социологическая теория и современное общество”.

М.Н. Скаткин, Дидактика средней школы.

Ю.К. Татаренко, Технология прогнозирования адекватного эмоционального отклика на нравственные цели.

Ю.К. Татаренко, Системный подход к управлению обучением и воспитанием (образованием).

Приложение: О понятии – единый системообразующий фактор.

Идея системообразующего фактора волнует философов со времени возникновения философии до наших дней. Она зародилась уже в глубокой древности. Платон (428 или 427–348 до н. э.) представлял мир сотворенным творцом (демиургом), который придал ему душу. Последняя обеспечивает его порядок.

Системообразующий фактор, с одной стороны, представляется объективным явлением, ибо характеризует способность материи обретать и проявлять системность. Но, с другой стороны, он выступает средством для вычленения исследователем системы из среды, т.е. он — инструмент проверки того, есть ли то, что определяется им, системой. Таким образом, системообразующий фактор — это одно из проявлений активности материи в аспекте реализации ее способности формировать системы. Вместе с тем поиск системообразующих факторов отражает способность человеческого мозга видеть мир в системном измерении.

Проблема поиска системообразующих факторов является одной из главных проблем науки, поскольку, найдя фактор, мы находим систему. А это приводит к кардинальному росту познавательного эффекта.

Достаточно вспомнить, например, о скачке в науке благодаря открытию Д.И. Менделеевым (1834–1907) периодического закона и построения периодической системы элементов. Системообразующим фактором периодической системы элементов выступает зависимость между атомным весом и свойствами элементов. Открытие позволило объединить все элементы в строгую периодическую систему, создало возможности не только описывать свойства имеющихся элементов, но предсказывать появление новых.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.