Образовательная программа «Клуба патриотического досуга» имеет спортивно-патриотическую направленность.
Новизна. В современных условиях развития Государства дополнительное образование должно создавать предпосылки для формирования сознательного гражданина, развития у подростков и молодежи мировоззренческих позиций и патриотизма. Анализ практики работы учреждений дополнительного образования свидетельствует, что в патриотическом воспитании есть нерешенные проблемы. Снижает эффективность работы учебных заведений однообразие форм, лишнее копирование школьной практики, отсутствие интереса к введению инноваций в процесс воспитания. Подростки не привлекаются к активно-творческой патриотической деятельности, не учитываются их возрастные особенности. Имеющаяся бессистемность в организационно-педагогических действиях приводит к отсутствию целостного процесса патриотического воспитания.
Актуальность данной проблемы обосновывается, с одной стороны, – растущими требованиями по построению гражданского демократического общества, осуществить которое невозможно без деятельной личности, патриота своего Отечества, активно воспитывается в подростковом возрасте, а с другой – существующей несоответствием между потребностью общества в активных субъектах жизнедеятельности и уровнем патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. Следовательно, актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор данного направления работы в нашем заведении и необходимость создания клуба организаторов патриотического досуга где подростки и юноши с новыми взглядами в различных инновационных, активных формах (сами, и при участии квалифицированных педагогов) смогут принять активное участие в формировании патриотического сознания общества.
Педагогическая целесообразность.
Цель: сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры, а также содействие общественной активной жизненной позиции воспитанников, психологической и физической готовности к добровольному поступления на государственную, военную службу и образцовое выполнение служебных обязанностей.
Основные задачи:
- обучающие, ознакомление учащихся с основами нормативно-правового обеспечения защиты Отечества, гражданской защиты и здравоохранения;
- систематизация знаний о способах и средствах индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социально-политического происхождения, во время проведения спасательных и неотложных работ при химическом, биологическом и радиационном загрязнении;
- приобретение знаний о функциях Вооруженных Сил Республики, их характерные особенности;
- усвоение основ защиты Отечества, гражданской защиты, медико-санитарной подготовки;
- обеспечение благоприятных условий для самореализации личности воспитанников в соответствии с их интересами и возможностями;
- развивающие, формирование психологической и физической готовности, воспитанников, к исполнение гражданского и конституционного долга по отстаиванию национальных интересов и независимости государства, повышения престижа и развитие мотивации молодежи к государственной и военной службе;
- содействие развитию физического, психического и духовного здоровья, удовлетворению эстетических и культурных потребностей личности;
- осуществление психологической подготовки к защите Отечества;
- формирование и совершенствование жизненно необходимых компетенций учащихся по защите Отечества и военно-патриотического воспитания.
- воспитательные, воспитание правовой культуры, уважения к Конституции, Законов Донецкой Народной Республики, государственной символики – герба, флага, гимна и исторических святынь;
- содействие приобретению воспитанниками социального опыта, наследования духовных и культурных ценностей народа;
- формирование духовных ценностей патриота: чувство патриотизма, сознательности, любви к народу, его истории, родной земли, семьи, гордости за прошлое и настоящее на примерах героической истории народа и лучших образцов культурного наследия;
- утверждение в сознании воспитанников объективной оценки роли Вооруженных Сил в отстаивании идеалов свободы и государственности;
- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, старикам, забота о младших и людях с особыми потребностями;
- воспитание способности противодействовать проявлениям безнравственности, правонарушений, бездуховности, антиобщественной деятельности;
Программа авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть
присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.
Программа рассчитана на воспитанников от 14 до 20 лет, в количестве 8 -15 человек.
Продолжительность занятий:
первый год обучения – 4 часа в неделю, в год 144 часов.
второй год обучения – 6 часов в неделю, в год 216 часов.
Формы организации занятий: коллективные, группой и индивидуально, которые организовываются соответственно стандартов дополнительного образования.
Формы подведения итогов: итоговое занятие, участие в патриотических конкурсах, играх.
Формы занятий:
информационно-массовые: дискуссии, диспуты, конференции, «круглый стол», «открытая кафедра», интеллектуальные аукционы, ринги, викторины, вечера, путешествия к истокам родной культуры, истории государства и права, «живая газета», создание книг, альманахов;
деятельно-практические: творческие группы, ячейки, экскурсии, праздники, театр-экспромт, смотры-конкурсы, спортивно-тактическая игра «Знамя», военно-патриотическая игра «Зарница», «Будущий воин», соревнования, пейнтбольные игры, тир, эстафеты, сценарные игры, туристические походы и т.д.;
интегративные: сотрудничество со школами города, совместные фестивали, ассамблеи;
диалогические: беседа, между ролевое общение;
индивидуальные: доверенности, творческие задания, рефераты, индивидуальная работа и т.д.;
наглядные: фотогалереи, видеоматериал, выставки детского творчества, книжные выставки, тематические стенды и тому подобное;
коррекционно-развивающие: тренинги, коррекционно-развивающие занятия, игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№
|
Раздел, тема | Количество часов | ||
вместе | теоретических | практических | ||
1. | Вступительное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества | 24 | 20 | 4 |
3. | Основы гражданской защиты | 32 | 28 | 4 |
4. | Основы медико-санитарной подготовки | 20 | 14 | 6 |
5. | Деятельно-практический блок | 62 | - | 62 |
6. | Итоговое занятие | 4 | - | 4 |
Всего | 144 | 64 | 80 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие. Правила внутреннего распорядка (2 ч.) Значение патриотического воспитания и досуга. Ознакомление с порядком и планом работы клуба. Правила внутреннего распорядка.
2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества (24 ч.)
Символика ДНР. История войска. Первая мировая война. Великая Отечественная война. Гражданская война 2014 г. Основы военной этики и психологии.
Практическая работа. Закрепление знаний по истории армии, нормативно-правовой базы, основ военной этики и психологии. Работа с тестами, таблицами.
3. Основы гражданской защиты (32 ч.)
Основные требования безопасности при применении оружия массового поражения, характеристика распространенных опасно-химических веществ, бактериологических (биологических) боеприпасов, ядерного и нейтронного оружия, обычных средств поражения.
Строение, назначение и правила пользования средствами индивидуальной и групповой защиты от ядовитых веществ, сильнодействующих ядов, радиационных веществ и бактериологических средств поражения.
Практическая работа. Закрепление правил личной и групповой безопасности во время стихийных бедствий, военных действий. Пользования (одевание) противогазов и общевойсковых комплектов, выявление очагов поражения, характеризовать их, безопасно действовать в зоне поражения. Сооружение хранилища и противорадиационной укрытия, умение защищать себя от радиационного пыли.
4. Основы медико-санитарной подготовки (20 ч.)
Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях, переломах и вывихах. Правила транспортировки пострадавших в таком состоянии. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, поражении электрическим током, отравлении и предупреждения инфекционных заболеваний. Практическая работа. Оказание первой помощи при различных повреждениях, наложения повязок, транспортировки пострадавших.
5. Деятельностно-практический блок (62 ч.)
Организация, участие и проведение праздников, сценарных игр, спортивно-патриотической игры «Зарница», соревнований, пейнтбольных игр, эстафет, экскурсий, туристических походов и т.д.. Сборка и разборка АК-47, снаряжение магазина патронами, стрельба с пневматической винтовки.
Практическая работа. Работа в творческих группах, организация и проведение мероприятий (в пределах и за пределами города).
6. Итоговое занятие (4 ч.)
Военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования «Будущий воин».
Практическая работа. Организация, участие и проведение военно-патриотической игры «Зарница», соревнований «Будущий воин».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второй год обучения
№
|
Раздел, тема | Количество часов | ||
Вместе | теоретических | практических | ||
1. | Вступительное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества | 36 | 30 | 6 |
3. | Основы гражданской защиты | 48 | 40 | 8 |
4. | Основы медико-санитарной подготовки | 30 | 20 | 10 |
5. | Деятельно-практический блок | 93 | - | 93 |
6. | Итоговое занятие | 6 | - | 6 |
Всего: | 216 | 93 | 120 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие. Правила внутреннего распорядка (3 ч.)
Значение патриотического воспитания и досуга. Ознакомление с порядком и планом работы клуба. Правила внутреннего распорядка.
2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества (36 ч.)
Военная символика. Герои ДНР. Устав Вооруженных сил ДНР. Основы военной этики и психологии.
Практическая работа. Закрепление знаний по истории армии, нормативно-правовой базы, основ военной этики и психологии. Работа с тестами, таблицами.
3. Основы гражданской защиты (48 ч.)
Техническая характеристика приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Основные задачи поста радиационного и химического наблюдения, оповещения и связи.
Строение, назначение и правила пользования средствами индивидуальной и групповой защиты от ядовитых веществ, сильнодействующих ядов, радиационных веществ и бактериологических средств поражения.
Практическая работа. Закрепление правил личной и групповой безопасности во время стихийных бедствий, военных действий. Пользования (одевание) противогазов и общевойсковых комплектов, выявление очагов поражения, характеризовать их, безопасно действовать в зоне поражения. Сооружение хранилища и противорадиационной укрытия, умение защищать себя от радиационного пыли.
4. Основы медико-санитарной подготовки (30 ч.)
Нормативно-правовые документы по защите жизни и здоровья человека. Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях, переломах и вывихах. Правила транспортировки пострадавших в таком состоянии. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, поражении электрическим током, отравлении и предупреждения инфекционных заболеваний. Смерть, признаки клинической и биологической смерти, методы оживления пострадавших.
Практическая работа. Оказание первой помощи при различных повреждениях, наложения повязок, транспортировки пострадавших.
5. Деятельностно-практический блок (93 ч.)
Организация, участие и проведение праздников, сценарных игр, спортивно-патриотической игры «Будущий воин», соревнований, пейнтбольных игр. Одевание ОЗК на время, метание гранат Ф-1, спортивное ориентирование, преодоление полосы препятствий.
Практическая работа. Работа в творческих группах, организация и проведение мероприятий (в пределах и за пределами города).
6. Итоговое занятие (6 ч.)
Военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования «Будущий воин».
Практическая работа. Организация, участие и проведение военно-патриотической игры «Зарница», соревнований «Будущий воин».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1 год обучения:
Воспитанники будут знать:
- условия и принципы самореализации патриотической личности;
- основы правовой культуры, Конституции, государственной символики: герба, флага, гимна и исторических святынь;
- наследование духовных и культурных ценностей народа;
- принципы формирования духовных ценностей патриота: чувство патриотизма, сознательности, любви к народу, его истории, Государства, родной земли, семьи, гордости за прошлое и настоящее на примерах героической истории народа и лучших образцов культурного наследия;
- роль армии в историй, преемственности развития Вооруженных Сил в отстаивании идеалов свободы и государственности.
Воспитанники будут уметь:
- привлекать ребят сверстников к изучению культуры, истории, пропагандировать лучшие достижения культурного и духовного наследия;
- воплощать планы действий, направленные на реализацию молодежью интеллектуальных и творческих проектов на благо Родины, улучшение профессиональной ориентации, развитие мотивации к труду;
- организовывать мероприятия спортивной подготовки, физического воспитания, направленных на утверждение здорового образа жизни.
2 год обучения:
Воспитанники будут знать:
- основы психологической и физической готовности, воспитанников, к исполнению гражданского и конституционного долга по отстаиванию национальных интересов и независимости государства, в необходимости повышения престижа государственной и военной службы;
- значимость развития физического, психического, духовного здоровья и культурных потребностей личности;
- как противодействовать проявлениям безнравственности, правонарушений, бездуховности, антиобщественной деятельности.
Воспитанники будут уметь:
- сотрудничать с деятелями современной культуры, искусства, науки, спортсменами;
- обеспечивать активное участие молодежи – сверстников в мероприятиях патриотической направлености, в том числе, приуроченных общегосударственным праздникам;
- привлекать молодежь к участию в государственно процессе, общественном движении для развития политической культуры;
- проводить мероприятия, направленные на утверждение в сознании граждан объективной оценки роли войска в историй, преемственности развития вооруженных сил в отстаивании идеалов свободы и государственности и ее граждан.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данном разделе указывается:
- правила внутреннего распорядка;
- инструкции по технике безопасности;
- программы, положения по проведению соревнований, игр, конкурсов;
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы.
Виды дидактических материалов:
наглядные пособия:
• объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде;
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Теоретические занятия проводятся в учебной комнате, соответствующей требованиям санитарных норм, пожарной безопасности.
Мебель для занятий: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
Материалы: фото-видео, литература.
Инструменты: спортинвентарь.
Оргтехника: компьютеры, фото-видео аппаратура.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Отражены в программе Республиканских соревнований «Будущий воин» и условиях проведения Республиканской игры «Зарница», которые находятся в свободном доступе в сети интернет.
Список предлагаемой литературы для использования
1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал “История и обществознание в школе”. 2002. № 4.
2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал “Основы государства и права”. 2007. № 2.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Гражданское образование: содержание и методы обучения. /Под ред. С. Шехтера, Н.М. Воскресенской. М., 1997.
5. Гражданское образование – формирование активной жизненной позиции гражданина /Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М., ”Веди-принт”, 2001.
6. Гражданское образование в современной школе. Опыт реализации межпредметной модели. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга. 2001.
7. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Методические приемы в гражданском образовании. Тольятти, 1999.
8. Историческое образование в современной школе. Альманах № 4: Воспитание историей /Глав. редактор Е.Е.Вяземский. – М.: Русское слово, 2004.
9. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.
10. Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.
11. Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.
12. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002.
13. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002.
14. Ходос Е.А. Как принимать решения? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск, 1998.
15. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику гражданского образования. Красноярск, 1998.
Количество просмотров публикации: -