АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Баталин Руслан Александрович

Дата публикации: 08.02.2019

Опубликовано пользователем: Баталин Руслан Александрович

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Баталин Р.А. Авторская образовательная программа по патриотическому воспитанию молодежи // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2019/02/10186 (дата обращения: 23.11.2023)

Образовательная программа «Клуба  патриотического досуга»  имеет спортивно-патриотическую направленность.

 

Новизна. В современных условиях развития Государства дополнительное образование должно создавать предпосылки для формирования сознательного гражданина, развития у подростков и молодежи мировоззренческих позиций и патриотизма. Анализ практики работы учреждений дополнительного образования свидетельствует, что в патриотическом воспитании есть нерешенные проблемы. Снижает эффективность работы учебных заведений однообразие форм, лишнее копирование школьной практики, отсутствие интереса к введению инноваций в процесс воспитания. Подростки не привлекаются к активно-творческой патриотической деятельности, не учитываются их возрастные особенности. Имеющаяся бессистемность в организационно-педагогических действиях приводит к отсутствию целостного процесса патриотического воспитания.

 

Актуальность данной проблемы обосновывается, с одной стороны, – растущими требованиями по построению гражданского демократического общества, осуществить которое невозможно без деятельной личности, патриота своего Отечества, активно воспитывается в подростковом возрасте, а с другой – существующей несоответствием между потребностью общества в активных субъектах жизнедеятельности и уровнем патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. Следовательно, актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор данного направления работы в нашем заведении и необходимость создания клуба организаторов патриотического досуга где подростки и юноши с новыми взглядами в различных инновационных, активных формах (сами, и при участии квалифицированных педагогов) смогут принять активное участие в формировании патриотического сознания общества.

 

Педагогическая целесообразность.

Цель: сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры, а также содействие общественной активной жизненной позиции воспитанников, психологической и физической готовности к добровольному поступления на государственную, военную службу и образцовое выполнение служебных обязанностей.

Основные задачи:

- обучающие, ознакомление учащихся с основами нормативно-правового обеспечения защиты Отечества, гражданской защиты и здравоохранения;

- систематизация знаний о способах и средствах индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социально-политического происхождения, во время проведения спасательных и неотложных работ при химическом, биологическом и радиационном загрязнении;

- приобретение знаний о функциях Вооруженных Сил Республики, их характерные особенности;

- усвоение основ защиты Отечества, гражданской защиты, медико-санитарной подготовки;

- обеспечение благоприятных условий для самореализации личности воспитанников в соответствии с их интересами и возможностями;

- развивающие, формирование психологической и физической готовности, воспитанников, к исполнение гражданского и конституционного долга по отстаиванию национальных интересов и независимости государства, повышения престижа и развитие мотивации молодежи к государственной и военной службе;

- содействие развитию физического, психического и духовного здоровья, удовлетворению эстетических и культурных потребностей личности;

- осуществление психологической подготовки к защите Отечества;

- формирование и совершенствование жизненно необходимых компетенций учащихся по защите Отечества и военно-патриотического воспитания.

- воспитательные, воспитание правовой культуры, уважения к Конституции, Законов Донецкой Народной Республики, государственной символики – герба, флага, гимна и исторических святынь;

- содействие приобретению воспитанниками социального опыта, наследования духовных и культурных ценностей народа;

- формирование духовных ценностей патриота: чувство патриотизма, сознательности, любви к народу, его истории, родной земли, семьи, гордости за прошлое и настоящее на примерах героической истории народа и лучших образцов культурного наследия;

- утверждение в сознании воспитанников объективной оценки роли Вооруженных Сил в отстаивании идеалов свободы и государственности;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, старикам, забота о младших и людях с особыми потребностями;

- воспитание способности противодействовать проявлениям безнравственности, правонарушений, бездуховности, антиобщественной деятельности;

Программа авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть

присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.

Программа рассчитана на воспитанников от 14 до 20 лет, в количестве 8 -15 человек.

Продолжительность занятий:

первый год обучения – 4 часа в неделю, в год  144 часов.

второй год обучения – 6 часов в неделю, в год  216 часов.

Формы организации занятий: коллективные, группой и индивидуально, которые организовываются соответственно стандартов дополнительного образования.

Формы подведения итогов: итоговое занятие, участие в патриотических конкурсах, играх.

Формы занятий:

информационно-массовые: дискуссии, диспуты, конференции, «круглый стол», «открытая кафедра», интеллектуальные аукционы, ринги, викторины, вечера, путешествия к истокам родной культуры, истории государства и права, «живая газета», создание книг, альманахов;

деятельно-практические: творческие группы, ячейки, экскурсии, праздники, театр-экспромт, смотры-конкурсы, спортивно-тактическая игра «Знамя», военно-патриотическая игра «Зарница», «Будущий воин», соревнования, пейнтбольные игры, тир, эстафеты, сценарные игры, туристические походы и т.д.;

интегративные: сотрудничество со школами города, совместные фестивали, ассамблеи;

диалогические: беседа, между ролевое общение;

индивидуальные: доверенности, творческие задания, рефераты, индивидуальная работа и т.д.;

наглядные: фотогалереи, видеоматериал, выставки детского творчества, книжные выставки, тематические стенды и тому подобное;

коррекционно-развивающие: тренинги, коррекционно-развивающие занятия, игры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

 

Раздел, тема Количество часов
вместе теоретических практических
1. Вступительное  занятие 2 2 -
2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества 24 20 4
3. Основы гражданской защиты 32 28 4
4. Основы медико-санитарной подготовки 20 14 6
5. Деятельно-практический блок 62 - 62
6.  Итоговое занятие 4 - 4
  Всего 144 64 80

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Вступительное занятие. Правила внутреннего распорядка (2 ч.)    Значение патриотического воспитания и досуга. Ознакомление с порядком и планом работы клуба. Правила внутреннего распорядка.

2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества (24 ч.)

Символика ДНР. История войска. Первая мировая война. Великая Отечественная война. Гражданская война 2014 г. Основы военной этики и психологии.

Практическая работа. Закрепление знаний по истории армии, нормативно-правовой базы, основ военной этики и психологии. Работа с тестами, таблицами.

3. Основы гражданской защиты (32 ч.)

Основные требования безопасности при применении оружия массового поражения, характеристика распространенных опасно-химических веществ, бактериологических (биологических) боеприпасов, ядерного и нейтронного оружия, обычных средств поражения.

Строение, назначение и правила пользования средствами индивидуальной и групповой защиты от ядовитых веществ, сильнодействующих ядов, радиационных веществ и бактериологических средств поражения.

Практическая работа. Закрепление правил личной и групповой безопасности во время стихийных бедствий, военных действий. Пользования (одевание) противогазов и общевойсковых комплектов, выявление очагов поражения, характеризовать их, безопасно действовать в зоне поражения. Сооружение хранилища и противорадиационной укрытия, умение защищать себя от радиационного пыли.

4. Основы медико-санитарной подготовки (20 ч.)

Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях, переломах и вывихах. Правила транспортировки пострадавших в таком состоянии. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, поражении электрическим током, отравлении и предупреждения инфекционных заболеваний. Практическая работа. Оказание первой помощи при различных повреждениях, наложения повязок, транспортировки пострадавших.

5. Деятельностно-практический блок (62 ч.)

Организация, участие и проведение праздников, сценарных игр, спортивно-патриотической игры «Зарница», соревнований, пейнтбольных игр, эстафет, экскурсий, туристических походов и т.д.. Сборка и разборка АК-47, снаряжение магазина патронами, стрельба с пневматической винтовки.

Практическая работа. Работа в творческих группах, организация и проведение мероприятий (в пределах и за пределами города).

6. Итоговое занятие (4 ч.)

Военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования «Будущий воин».

Практическая работа. Организация, участие и проведение военно-патриотической игры «Зарница», соревнований «Будущий воин».

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй год обучения

 

 

Раздел, тема Количество часов
Вместе теоретических практических
1. Вступительное  занятие 3 3 -
2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества 36 30 6
3. Основы гражданской защиты 48 40 8
4. Основы медико-санитарной подготовки 30 20 10
5. Деятельно-практический блок 93 - 93
6. Итоговое занятие 6 - 6
  Всего: 216 93 120

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Вступительное занятие. Правила внутреннего распорядка (3 ч.)

Значение патриотического воспитания и досуга. Ознакомление с порядком и планом работы клуба. Правила внутреннего распорядка.

2. Военно-исторические, правовые и политические основы защиты Отечества (36 ч.)

Военная символика. Герои ДНР. Устав Вооруженных сил ДНР. Основы военной этики и психологии.

Практическая работа. Закрепление знаний по истории армии, нормативно-правовой базы, основ военной этики и психологии. Работа с тестами, таблицами.

3. Основы гражданской защиты (48 ч.)

Техническая характеристика приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Основные задачи поста радиационного и химического наблюдения, оповещения и связи.

Строение, назначение и правила пользования средствами индивидуальной и групповой защиты от ядовитых веществ, сильнодействующих ядов, радиационных веществ и бактериологических средств поражения.

Практическая работа. Закрепление правил личной и групповой безопасности во время стихийных бедствий, военных действий. Пользования (одевание) противогазов и общевойсковых комплектов, выявление очагов поражения, характеризовать их, безопасно действовать в зоне поражения. Сооружение хранилища и противорадиационной укрытия, умение защищать себя от радиационного пыли.

4. Основы медико-санитарной подготовки (30 ч.)

Нормативно-правовые документы по защите жизни и здоровья человека. Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях, переломах и вывихах. Правила транспортировки пострадавших в таком состоянии. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, поражении электрическим током, отравлении и предупреждения инфекционных заболеваний. Смерть, признаки клинической и биологической смерти, методы оживления пострадавших.

Практическая работа. Оказание первой помощи при различных повреждениях, наложения повязок, транспортировки пострадавших.

5. Деятельностно-практический блок (93 ч.)

Организация, участие и проведение праздников, сценарных игр, спортивно-патриотической игры «Будущий воин», соревнований, пейнтбольных игр. Одевание ОЗК на время, метание гранат Ф-1, спортивное ориентирование, преодоление полосы препятствий.

Практическая работа. Работа в творческих группах, организация и проведение мероприятий (в пределах и за пределами города).

6. Итоговое занятие (6 ч.)

Военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования «Будущий воин».

Практическая работа. Организация, участие и проведение военно-патриотической игры «Зарница», соревнований «Будущий воин».

 

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

1 год обучения:

 

Воспитанники будут знать:

- условия и принципы самореализации патриотической личности;

- основы правовой культуры, Конституции, государственной символики: герба, флага, гимна и исторических святынь;

- наследование духовных и культурных ценностей народа;

- принципы формирования духовных ценностей патриота: чувство патриотизма, сознательности, любви к народу, его истории, Государства, родной земли, семьи, гордости за прошлое и настоящее на примерах героической истории народа и лучших образцов культурного наследия;

- роль армии в историй, преемственности развития Вооруженных Сил в отстаивании идеалов свободы и государственности.

Воспитанники будут уметь:

- привлекать ребят сверстников к изучению культуры, истории, пропагандировать лучшие достижения культурного и духовного наследия;

- воплощать планы действий, направленные на реализацию молодежью интеллектуальных и творческих проектов на благо Родины, улучшение профессиональной ориентации, развитие мотивации к труду;

- организовывать мероприятия спортивной подготовки, физического воспитания, направленных на утверждение здорового образа жизни.

 

2 год обучения:

 

Воспитанники будут знать:

- основы психологической и физической готовности, воспитанников, к исполнению гражданского и конституционного долга по отстаиванию национальных интересов и независимости государства, в необходимости повышения престижа государственной и военной службы;

- значимость развития физического, психического, духовного здоровья и культурных потребностей личности;

- как противодействовать проявлениям безнравственности, правонарушений, бездуховности, антиобщественной деятельности.

Воспитанники будут уметь:

- сотрудничать с деятелями современной культуры, искусства, науки, спортсменами;

- обеспечивать активное участие молодежи – сверстников в мероприятиях патриотической направлености, в том числе, приуроченных общегосударственным праздникам;

- привлекать молодежь к участию в государственно процессе, общественном движении для развития политической культуры;

- проводить мероприятия, направленные на утверждение в сознании граждан объективной оценки роли войска в историй, преемственности развития вооруженных сил в отстаивании идеалов свободы и государственности и ее граждан.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

В данном разделе указывается:

- правила внутреннего распорядка;

- инструкции по технике безопасности;

- программы, положения по проведению соревнований, игр, конкурсов;

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы.

 

Виды дидактических материалов:

наглядные пособия:

объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи технических установок и сооружений, образцы изделий);

схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

картинный и картинно-динамический (иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);

звуковой (аудиозаписи);

смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

дидактические пособия (раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

обучающие прикладные программы в электронном виде;

учебники, учебные пособия, журналы, книги;

тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Теоретические занятия проводятся в учебной комнате, соответствующей требованиям санитарных норм, пожарной безопасности.

Мебель для занятий: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.

Материалы: фото-видео, литература.

Инструменты: спортинвентарь.

Оргтехника: компьютеры, фото-видео аппаратура.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

 

Отражены в программе Республиканских соревнований «Будущий воин» и условиях проведения Республиканской игры «Зарница», которые находятся в свободном доступе в сети интернет.

 

 

Список предлагаемой литературы для использования 

1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал “История и обществознание в школе”. 2002. № 4.

2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал “Основы государства и права”. 2007. № 2.

3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Гражданское образование: содержание и методы обучения. /Под ред. С. Шехтера,  Н.М. Воскресенской. М., 1997.

5. Гражданское образование – формирование активной жизненной позиции гражданина  /Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М.,  ”Веди-принт”, 2001.

6. Гражданское образование в современной школе. Опыт реализации межпредметной модели. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга. 2001.

7. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Методические приемы в гражданском образовании. Тольятти, 1999.

8. Историческое образование в современной школе. Альманах № 4: Воспитание историей  /Глав. редактор Е.Е.Вяземский. – М.: Русское слово, 2004.

9. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.

10. Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.

11. Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.

12. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. Учебно-методическое пособие.  М.: МИРОС, 2002.

13. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров.  Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002.

14. Ходос Е.А. Как принимать решения? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск, 1998.

15. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику гражданского образования. Красноярск, 1998.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.