АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА АПК И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ханипов Иван Фаннурович

Дата публикации: 07.12.2019

Опубликовано пользователем: Ханипов Иван Фаннурович

Рубрика ГРНТИ: 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Библиографическая ссылка:
Ханипов И.Ф. Антикоррупционная деятельность: основные направления и мероприятия (на примере Министерства АПК и продовольствия Свердловской области) // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2019/12/10598 (дата обращения: 22.11.2023)

Актуальность проблемы противодействия коррупции обусловлена крайне высокой степенью ее общественной опасности. Организация антикоррупционной деятельности необходима для борьбы с этим негативным явлением. Размеры коррупционной угрозы, нависшей над российским обществом и государством огромны. Коррупционные проявления в России признают и на самом высоком уровне

В данное время во всем мире происходит активное обсуждение важных аспектов стратегии и методов борьбы с коррупцией, которая отрицательно воздействует на функционирование полноценного государственного механизма. Антикоррупционная деятельность должна проводиться во всех структурах, включая и агропромышленный комплекс страны. Только при комплексном подходе можно добиться поставленной цели, справиться с этой проблемой.

В сфере агропромышленного комплекса Свердловской области, как и в целом по стране, проблема коррупции является особенно актуальной. Она препятствует проведению важных политических и экономических преобразований и подрывает авторитет власти. Данное явление мешает нормальному развитию торговых и экономических отношений, развитию агропромышленного комплекса в целом.

План антикоррупционной деятельности разрабатывается на основе Указа Президента РФ, предполагает указание мероприятий, способствующих искоренению данного явления. Губернатор Евгений Куйвашев подписал распоряжение об утверждении Плана работы органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы.

На основе этих документов План мероприятий по антикоррупционной деятельности составляется в каждом Министерстве, при этом в нем обязательно учитывается специфика его деятельности. План мероприятий Министерства АПК и продовольствия Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы был утвержден Приказом Министерства АПК и продовольствия Свердловской области от 22.12.2017 № 540 [6].  Утвержденный план мероприятий включает в себя несколько основных направлений. Отдельный блок посвящен работе по предотвращению конфликтов интересов на госслужбе. В ближайшие два года в Свердловской области будет создана база со сведениями обо всех госслужащих, их предыдущим местом работы, а также информацией о социальном статусе их ближайших родственников. Таким образом, Министерство АПК и продовольствия сможет должным образом оценивать ситуацию, что и не позволит допускать возникновения конфликта интересов на ранней стадии.

Комиссию по борьбе с коррупционными проявлениями в Свердловской области возглавляет губернатор Евгений Куйвашев. По мнению губернатора, антикоррупционная деятельность должна являться повседневной задачей региональной власти, в т.ч. Министерства АПК и продовольствия, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти – управления АПК и продовольствия. Для реализации государственной антикоррупционной политики  в Министерстве АПК и продовольствия сформирована вся необходимая нормативно-правовая база.

В соответствии с утвержденным Руководителем Администрации Губернатора области графиком проверок соблюдения требований законодательства о госслужбе и противодействии коррупции в государственных органах в 2017 году Департаментом кадровой политики Губернатора было проведено 5 проверок в государственных органах Свердловской области, в т.ч. и в Министерстве АПК и продовольствия.

Проверки проводились на основании утвержденной программы по вопросам организации кадровой работы в государственном органе, формирования, оценки и профессионального совершенствования кадрового состава и противодействия коррупции на гражданской службе.

В 2017 году значительный объем работы подразделений по вопросам госслужбы и кадров государственных органов посвящен корректировке должностных регламентов госслужащих с учетом положений распоряжения Администрации Губернатора от 24.03.2017 № 1-РАГ «О внесении изменений в распоряжение Руководителя Администрации Губернатора Свердловской области от 22.06.2010 № 216-РРАГ «О примерном должностном регламенте государственного гражданского служащего Свердловской области» [5].

Вместе с тем, в данном разделе проверочных мероприятий распространенными недостатками/замечаниями являются:

- отсутствие должной работы по анализу положений о структурных подразделениях на предмет соответствия задач и функций  полномочиям и функциям, включенным в положение о государственном органе, что влечет за собой дублирование функций подразделений и, наоборот, отсутствие закрепления реализации отдельных полномочий государственного органа за соответствующим подразделением;

- наличие отдельных некорректных формулировок функций, не в полной мере соответствующих задачам структурных подразделений;

- некорректное отражение в должностных регламентах перечня должностных обязанностей, исполняемых в соответствии с задачами структурных подразделений:

- в должностном регламенте руководителя структурного подразделения не отражаются обязанности по организации работы по всем функциям структурного подразделения.

При проведении проверок выявлены факты нарушения порядка ведения личных дел госслужащих, установленного Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела», а также законодательства о персональных данных.

Основные замечания проверочных мероприятий раздела «Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей  госслужбы Свердловской области и на включение  в кадровый резерв» сводятся к следующему:

- в состав конкурсной комиссии включены независимые эксперты: представитель Общественного Совета, председатель Департамента без указания  персональных данных, что не позволяет сделать вывод о легитимности состава комиссии, и нарушает требования законодательства;

- выявлены факты не размещения объявления о конкурсе в государственной  информационной системе в области госслужбы;

- имеют место случаи приема документов, представленных кандидатами на замещение вакантных должностей госслужбы, не соответствующих перечню или оформленных с нарушением установленных требований;

- в приказах о назначении на должность победителей отсутствует ссылка на решение комиссии, которое является основанием для назначения его на вакантную должность;

- в тексте объявлений, размещенных на официальном сайте государственного органа, отсутствует информация о квалифицированных требованиях к знаниям и умениям, необходимым для замещения соответствующей должности госслужбы;

- утвержден состав конкурсной комиссии, в котором число независимых экспертов составляет менее ¼ от общего числа членов комиссии.

Также выявлены отдельные замечания в части:

- не соблюдения нормы по численности лиц, включенных в кадровый резерв государственного органа, предусмотренной региональным законодательством;

- наличия в правовых актах государственных органов, принятых по вопросам денежного содержания госслужащих, неправомерных положений об ограничении размера премии либо указания на ее невыплату;

- утверждения состава аттестационной комиссии с нарушением установленной законодательством численности независимых экспертов (менее ¼ от общего числа членов комиссии);

- принятия решения аттестационной комиссии, с участием непосредственного руководителя аттестуемого госслужащего.

По результатам осуществленных проверочных мероприятий в ряде государственных органов сотрудниками управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента выявлены следующие нарушения:

- в части обеспечения открытости мер противодействию коррупции;

- не соблюдены требования к размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также к наполнению подразделов официальных сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции;

- в части заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также осуществления проверки достоверности и полноты сведений, и соблюдения госслужащими требований к служебному поведению.

При осуществлении проверок не соблюдены требования, регламентированные Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [1] , Указом Губернатора Свердловской области от 30.10.2009 № 968-УГ «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению» [2], а именно:

- гражданину, в отношении которого принято решение о проверке, не направлено соответствующее уведомление о начале в отношении его проверки и разъяснение возможности беседы и информирования о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке;

- в материалах проверки отсутствует подтверждение ознакомления госслужащего с результатами проверки;

- доклад по результатам проверки содержит предложения, не предусмотренные Указом Губернатора;

- к личным делам госслужащих, в отношении которых проводились проверки достоверности и полноты представленных сведений, не приобщены копии докладов о результатах таких проверок;

- подготовленное заключение о результатах проверки не соответствует форме доклада;

- справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполнены не в полном объеме.

В части подготовка нормативных правовых и иных актов в сфере противодействия коррупции:

- должностной регламент лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не содержит всех функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- в ряд правовых актов государственных органов, регулирующих создание по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов, порядок ее работы и состав, необходимо внести дополнения в части оснований для заседания комиссии;

- необходимо утвердить перечень должностей, на которые распространяются ограничения, установленные статьей 12 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- по вопросу обеспечения соблюдения госслужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а именно:

а) ответственное лицо за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не прошел обучение по антикоррупционной тематике.

По разделу проверки в части вопросов противодействия коррупции установлено, что в целом работа по названному направлению организована в государственных органах Свердловской области на должном уровне [7].

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 23 июня 2017 года все государственные гражданские служащие обязаны выполнять решения данного протокола, а именно:

- информировать прокуратуру Свердловской области, Департамент кадровой политики Губернатора и Правительства Свердловской области, Министерство АПК и продовольствия обо всех фактах склонения госслужащих, проходящих госслужбу в территориальных отраслевых исполнительных органах государственной власти – управлениях АПК и продовольствия Министерства АПК и продовольствия, к совершению коррупционных правонарушений (срок – в течение 3-х рабочих дней со дня поступления уведомления о факте склонения госслужащего к совершению коррупционного правонарушения);

- разработать планы оснащения автоматизированных рабочих мест госслужащих, проходящих госслужбу в управлениях АПК и продовольствия и участвующих в оказании государственных услуг, системами видео- и аудиозаписи в целях предупреждения коррупции;

- разработать и утвердить планы мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2019 годы.

Информацию о выполнении данных мероприятий направить в отдел государственной службы, кадровой и организационной работы Министерства АПК и продовольствия Свердловской области [7].

Огромное внимание в Министерстве АПК и продовольствия, его территориальных органах уделяется работе с гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу.

Так, например, с каждым гражданином, поступающим на госслужбу, проводится индивидуальная беседа, в ходе которой проводится первичный инструктаж на тему «Ограничения, запреты, обязанности и требования, установленные в целях противодействия коррупции». Каждый кандидат проходит ознакомление с Рекомендациями по соблюдению государственными служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, а также Перечнем нормативно-правовых актов, содержащих антикоррупционные нормы, с которыми необходимо ознакомиться гражданам, претендующим на должности государственной гражданской службы [7].

В этом году в Министерстве столкнулись с рядом нововведений, и поступить на госслужбу стало сложнее. Для прохождения процедуры конкурса необходимо предоставлять в отдел кадров сведения об адресах сайтов, на которых кандидат размещает общедоступную информацию. Теперь гражданам, претендующим на замещение должности гражданской службы, нужно предоставлять сведения о своих социальных сетях за три календарных предшествующих года. Это касается информации в социальных сетях, чатах, на форумах.

Доступ представителя нанимателя к информации в интернете позволит не только принять окончательное решение о приеме гражданина на должность госслужащего, но и минимизирует коррупционные риски и обеспечит соблюдение правил профессиональной этики.

Госслужащим – ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Важным направлением в Министерстве АПК и продовольствия является организации проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений. При анализе сведений об источниках средств, направленных на приобретение объектов недвижимого и движимого имущества, особое внимание уделяется сопоставлению цены сделки с общедоступными данными аналогичного имущества.

Кроме того, в Министерстве организовано консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы.

Следует отметить, что обозначенные проблемы являются далеко не единственными, которые предстоит решить Министерству АПК и продовольствия Свердловской области. Однако в последнее время созданы необходимые предпосылки для того, чтобы антикоррупционная деятельность под руководством Министерства АПК и продовольствия была более динамичной и скоординированной.

Перед агропромышленным комплексом стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать задачи, направленные на предотвращение коррупционных проявлений во всех сферах и ликвидации питательной среды для этого негативного явления. Практика по реализации поставленных задач показывает, что в первую очередь необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества.

Хочу отметить, что готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

 

Список использованной литературы

1. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению” [Электронный ресурс] : (вместе с “Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению») : Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 : (ред. от 09.08.2018). -  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91754/;

2. Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению [Электронный ресурс] : Указ Губернатора Свердловской области от 30.10.2009 № 968-УГ. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895225281;

3. План мероприятий органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы [Электронный ресурс] : утвержден распоряжением Губернатора Свердловской области от 27.02.2018 № 32-РГ «Об утверждении Плана мероприятий органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы и Перечня целевых показателей  реализации Плана мероприятий государственной власти Свердловской области по противодействию  коррупции на 2018-2019 годы». – Режим доступа: https://mcxso.midural.ru;

4. О противодействии коррупции в Свердловской области [Электронный ресурс] : Закон Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ : (с изменениями на 28 мая 2018 года) : Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819089461;

5. О внесении изменений в распоряжение Руководителя Администрации Губернатора Свердловской области от 22.06.2010 № 216-РРАГ «О примерном должностном регламенте государственного гражданского служащего Свердловской области» [Электронный ресурс] : распоряжение Администрации Губернатора Свердловской области от 24.03.2017 № 1-РАГ. – Режим доступа: pravo.gov66.ru;

6. План мероприятий Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 22.12.2017 № 540 «О Плане мероприятий Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446470331;

Интернет-сайты

7. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. – Электронный режим доступа: https://mcxso.midural.ru


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.