ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА?

Гуреев Максим Вячеславович

Дата публикации: 19.03.2019

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 13.00.00 Культура. Культурология, 17.00.00 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество, 18.00.00 Искусство. Искусствоведение

Библиографическая ссылка:
Гуреев М.В. Что такое художественная критика? // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2019/03/10248 (дата обращения: 20.11.2023)

Нет смысла мудрствовать лукаво или лезть из кожи вон для того, чтобы казаться (но быть ли?) оригинальными, поэтому сразу же начнём с нашего понимания самого термина «художественная критика», без лишних псевдофилософских прелюдий.

Художественная критика – это, по определению, такая отрасль культурной деятельности человека, которая должна быть ориентирована на разносторонний анализ дифференцированной продукции художественной культуры, то бишь искусства. Критика – то, чем занимаются критики, сопоставляя своё ви′дение Идеала художественного произведения и реального образца, взятого ими для анализа, в соответствии с определёнными, заранее известными этим людям критериями. Критика без критериев – это либо жуткое профанство («отсебятина» и «мракобесие» без какой-либо здоровой внутренней логики), либо профессионализм высшей пробы, который уже преодолел личностные горизонты развития Души и познал Атмана (Мировую Душу, что есть в каждом), научился выражать себя Сердцем, а не рассудком. Второе, однако, встречается крайне редко, поскольку люди, достигшие Просветления, зачастую воздерживаются от какой-либо критики.

 

Безымянный

Современные литературные критики В.В. Шадурский и В.Р. Исаков VS классик В.Г. Белинский.

Фото из открытых интернет-источников.

 

Прилагательное «художественная» обозначает двойственность смысла разбираемой нами конструкции: с одной стороны, критик анализирует художественные образцы (или образчики – это уж как «повезёт»!) конкретной разновидности системы культуры; с другой стороны, он сам морально обязан выражать свои оценки и суждения в художественных, а не излишне фривольных (к примеру, хулиганских и крайне нетолерантных), формах. Требуешь образец от другого, как слесарь на заводе от своих подмастерьев, – будь добр САМ показать пример! Соответственно, получается, что, вопреки массово тиражируемым стереотипам, художественным критиком способен быть отнюдь не каждый реципиент, а только тот, кто научился грамотно выражать себя сразу в нескольких ролях: а) творца, б) внимательно воспринимающего и в) гуру, способного дать ценные рекомендации для дальнейшего творческого развития других авторов либо для переориентации их внимания на другие отрасли деятельности (бывает и такое, что человек иной раз берётся не за своё дело, на почве чего возникает, к примеру, такой феномен, как графоманство).

Художественная критика – это перманентно обновляемый процесс, поскольку реорганизуется и модернизируется вся сфера культуры, причём постоянно. Те произведения, которые полстолетия назад представлялись незыблемыми образцами пролеткульта, сейчас у кого-то вызывают жуткий скепсис и моральное отторжение; тот сатирический стёб, который доминировал в «Аншлаге» 90-ых и в КВН, сейчас может вызывать рвотный рефлекс и более-менее обоснованные обвинения в примитивизме на фоне экономически и культурно деградировавшей Страны … С другой стороны, если направлять острие своей художественной критики на современные образцы так называемой массовой культуры (в которую чаще всего, всё-таки, пытается рядиться китч, для которого вообще нет ничего святого!), то основную рекомендацию можно сформулировать следующим образом: «Выруби зомбоящик и читай классику, либо иди на Природу!». Даже обывателю, осмелившемуся ретроспективно сравнить пост-пост-модерн (или как там ещё обозначить современный псевдохудожественный дурдом?!) и деяния наших предшественников, довольно быстро становится понятно, что критерии прапрадедов к культуре, даже если они кормились от сохи, а не от печатной машинки, были гораздо более объективными и оправданно строгими, чем у нынешних холуёв «бакса».

 

Апрель 2018


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.