АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КРАСНОТУРЬИНСК»)

Ханипов Иван Фаннурович

Дата публикации: 09.12.2018

Опубликовано пользователем: Ханипов Иван Фаннурович

Рубрика ГРНТИ: 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Библиографическая ссылка:
Ханипов И.Ф. Антикоррупционная деятельность в муниципальном образовании: основные направления и мероприятия (на примере муниципального образования «Город Краснотурьинск») // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2018/12/10131 (дата обращения: 21.11.2023)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Президентом страны В. В. Путиным коррупция названа одним из главных препятствий на пути развития Российского государства и борьба с ней является приоритетной задачей всего общества.

В этих условиях принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» [3] является мерой, которую ждали много лет. Характеризуя этот Федеральный закон, можно подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативно-правовой, но и программный документ. Для государственных и муниципальных служащих были установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер [7].

Эффективный механизм реализации антикоррупционного законодательства пока не сформирован, для чего необходимо продолжить соответствующую кадровую, профилактическую работу государственным и муниципальным структурам в направлении выявления, пресечения и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных правонарушений.

Так Департаментом кадровой политики и контроля Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области по итогам анализа информации государственных органов Свердловской области, установлено, что в 19 областных государственных органах и 29 территориальных исполнительных органах государственной власти Свердловской области имеются лица, состоящие в отношениях родства /свойства с другими государственными гражданскими служащими. Всего в отношениях родства/свойства состоят 193 государственных гражданских служащих (в 2016 г. – 173, в 2015 г. – 166), замещающих должности в одном государственном органе. Из них 4 государственных гражданских служащих замещают должности государственной гражданской службы с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому в период исполнения одного из родственников обязанностей руководителя государственного органа. Возможность возникновения конфликта интересов в настоящее время имеет место в Министерстве по управлению государственным имуществом, Министерстве финансов Свердловской области [8].

В остальных случаях факты родства/свойства не влекут нарушений законодательства Российской Федерации, но в дальнейшем при должностном росте служащих не исключают возможности возникновения конфликта интересов, при котором один из родственников извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий/бездействия другого.

Согласно представленным письменным пояснениям сотрудников кадровых служб государственных органов региона во всех представленных случаях родства/свойства между служащими конфликт интересов не установлен ввиду отсутствия прямой подконтрольности и подчиненности. Однако, отсутствие прямого подчинения не является залогом обеспечения мер по предотвращению конфликта интересов. Так, наличие родственных отношений государственного гражданского служащего Департамента ветеринарии Свердловской области и директора подведомственной организации стали поводом для обращения в адрес Губернатора Свердловской области группы граждан о совершении служащими, по мнению заявителей, коррупционных правонарушений [8].

В муниципальном образовании «Город Краснотурьинск», как и в целом по области и стране, проблема коррупции является особенно актуальной.

План антикоррупционной деятельности в Краснотурьинске разработан на основе Указа Президента РФ, предполагает указание мероприятий, способствующих искоренению данного явления. А именно:

- в городском округе Краснотурьинск создана и работает Комиссия по координации работы по противодействию коррупции под руководством Главы городского округа.

- разработан План работы по противодействию коррупции на 2018 – 2019 годы.

- действуют более 35-ти нормативных правовых актов, направленных на регулирование антикоррупционной деятельности, и регулярно проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых документов.

- в городе организовано обучение муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

- в городском округе оперативно выполняются решения заседаний Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.

Так в Краснотурьинске учреждено и работает муниципальное учреждение «Управление по размещению муниципального заказа», основная цель которого – закупка товаров и услуг для муниципальных целей и, при этом, исключение возможностей для должностных лиц злоупотребления своими полномочиями. Главным доводом Администрации городского округа в пользу открытия учреждения было то, что централизация закупок позволит исключить проведение конкурсов и аукционов по завышенным ценам в интересах заранее определенных поставщиков.

Для определения поставщиков товаров и исполнителей услуг, которые приобретаются на средства субсидий областного бюджета, между Администрацией городского округа и Департаментом государственных закупок Свердловской области заключено Соглашение о передаче полномочий.

Решением  Думы  создано Управление муниципального контроля Администрации городского округа Краснотурьинск, которое осуществляет функции по видам муниципального контроля, установленными Уставом городского округа Краснотурьинск.

В городском округе Краснотурьинск организована работа по внесению изменений в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг. В административных регламентах предусмотрена возможность предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» через Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

В местах предоставления муниципальных, государственных услуг вывешены объявления с текстом: «Информация для заявителей. Дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы. Предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки» [6].

Обеспечен контроль соблюдения законности при привлечении денежных средств родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в муниципальных общеобразовательных организациях и муниципальных дошкольных образовательных организациях. Работа проводится в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Организованы мероприятия по освещению в средствах массовой информации принимаемых антикоррупционных мер в городском округе.

Печатается и распространяется полиграфическая продукция: памятки, листовки, сняты видеоролики по антикоррупционной тематике.

Ежеквартально проводятся руководителями органов местного самоуправления «прямые линии» с гражданами городского округа Краснотурьинск по вопросам противодействия коррупции.

В рамках проведения Международного дня борьбы с коррупцией ежегодно на территории городского округа Краснотурьинск, с привлечением представителей институтов гражданского общества, проводятся творческие конкурсы, Круглые столы, в школах классные часы по вопросам антикоррупционного просвещения.

В городе работает «Телефон доверия», по которому любой житель города может оставить сообщение о фактах коррупционных нарушений со стороны служащих и работников муниципальных учреждений.

Проводится мониторинг состояния и противодействия коррупции, результаты которого рассматривается ежеквартально на заседаниях комиссии по противодействию коррупции.

По результатам проведения социологического опроса на территории городского округа Краснотурьинск рассчитаны индексы восприятия коррупции. Индекс восприятия бытовой коррупции населением городского округа Краснотурьинск составляет 3,9 баллов, что соответствует понятию «ниже среднего уровня коррупции» [6].

Таким образом, перед городским округом Краснотурьинск стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать задачи, направленные на предотвращение коррупционных проявлений во всех сферах и ликвидации питательной среды для этого негативного явления.

Практика по реализации поставленных задач показывает, что в первую очередь необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности муниципальных органов власти, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества городского округа.

Хочется отметить, что готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

 

Список использованных источников

1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/;

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ : (последняя редакция). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

3. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ : (ред. от 03.08.2018) : (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018). – Режим доступа: http://legalacts.ru;

4. План мероприятий органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы [Электронный ресурс] : утвержден распоряжением Губернатора Свердловской области от 27.02.2018 № 32-РГ «Об утверждении Плана мероприятий органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2018-2019 годы и Перечня целевых показателей  реализации Плана мероприятий государственной власти Свердловской области по противодействию  коррупции на 2018-2019 годы». – Режим доступа: https://mcxso.midural.ru;

5. О противодействии коррупции в Свердловской области [Электронный ресурс] : Закон Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ : (с изменениями на 28 мая 2018 года) : Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819089461;

6. Об утверждении плана мероприятий городского округа Краснотурьинск по противодействию коррупции на 2018 -2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации городского округа Краснотурьинск : распоряжение Главы городского округа Краснотурьинск от  06.09.2018  № 64 – р. – Режим доступа: http://krasnoturinsk-ppi.ru/documents/item/1115;

7. О противодействии коррупции : комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ : (постатейный) / отв. ред. и рук. авт. кол. С. Ю. Наумов ; науч. ред. С. В. Чаннов. – Москва: Юстицинформ, 2009.- 350 с.

8. Аналитическая справка о лицах, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области, состоящих в близком родстве (свойстве) с государственными гражданскими служащими в одном государственном органе Свердловской области / Департаментом кадровой политики и контроля Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.