КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КРАСНОТУРЬИНСК»

Ханипов Иван Фаннурович

Дата публикации: 10.08.2018

Опубликовано пользователем: Ханипов Иван Фаннурович

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом

Библиографическая ссылка:
Ханипов И.Ф. Конкурентоспособность монофункциональной территории на примере муниципального образования «Город Краснотурьинск» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2018/08/10062 (дата обращения: 23.11.2023)

Ханипов Иван Фаннурович

Уральский государственный экономический университет

Аннотация

Потенциал конкурентоспособности муниципального образования «Город Краснотурьинск». Объект моего исследования достаточно сложный, т.к. МО «Город Краснотурьинск» – это моногород с градообразующим предприятием Богословский алюминиевый завод (БАЗ-РУСАЛ). Для исследователей оценка конкурентоспособности монопрофильных территорий вызывает определенные трудности, в первую очередь связанных с низким уровнем информационной открытости органов местного самоуправления и неудовлетворительным состоянием муниципальной статистики.


Конкурентоспособность территории – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение территории, ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели/индикаторы, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Актуальность исследования конкурентоспособности территории в статье обусловлена условиями монофункционального города, динамика развития которого зависит от эффективности функционирования градообразующего предприятия. В связи с этим аспектом возникает понимание конкурентоспособности города как уровня развития экономики, экономической мощи, способности города защищать долю рынка

Конкурентные позиции, характеризующие эффективность функционирования территории как системы – это оценки конкурентоспособности: инвестиционная привлекательность территории, уровень жизни населения, эффективность использования ресурсов, имидж территории. Данный подход широко распространен и в мировой практике.

Существует много индикаторов конкурентоспособности территории, я считаю, что для моего исследования основными, наиболее приемлемыми для измерения конкурентоспособности территории моего моногорода  могут считаться индикаторы: имидж территории, уровень инвестиций, уровень занятости, уровень/качество жизни.

Потенциал конкурентоспособности муниципального образования «Город Краснотурьинск». Объект моего исследования достаточно сложный, т.к. МО «Город Краснотурьинск» – это моногород с градообразующим предприятием Богословский алюминиевый завод (БАЗ-РУСАЛ). Для исследователей оценка конкурентоспособности монопрофильных территорий вызывает определенные трудности, в первую очередь связанных с низким уровнем информационной открытости органов местного самоуправления и неудовлетворительным состоянием муниципальной статистики.

Сложившаяся монопрофильность города создает риски, связанные с развитием соответствующих отраслей и оказывать сдерживающее влияние на экономику городского округа. Существуют и другие острые проблемы, способные негативно повлиять на устойчивость экономики городского округа Краснотурьинск. Среди них: высокий износ основных фондов, который в целом по промышленности превышает 50%; износ активной части основных фондов (машины и оборудование) -     более 60%; высокая техногенная нагрузка на природную среду.

Демография. В настоящее время в городском округе в целом сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, для которой характерны общероссийские тенденции: сокращение численности населения, низкая рождаемость и высокий уровень смертности.

Отток социально активного населения. Динамика численности населения городского округа за 2002-2017 гг. показывает, что население сократилось на 8 092 жителя. На 1 января 2018 г. население города имеет численность 62602 чел. (70 694чел. в 2002 г.).

Безработица. По состоянию на начало 2018 года уровень безработицы в Краснотурьинске составил 2,22%. За анализируемый период часть трудоспособного населения перешла работать вахтовым методом, а другая часть сотрудничает с работодателями на условиях неформальных отношений. С развитием ТОСЭР задача органов власти вывести данные социально-трудовые отношения из теневого сектора экономики и обеспечить их новыми рабочими местами. Динамика безработицы в Краснотурьиске за 2013-2017 гг. показывает, что самый высокий уровень безработицы был в 2014 г.- 2,49%, немного ниже в 2016 г. – 2,39%. Самый низкий уровень безработицы был в 2015 г. – 1,94%.

Самые высокие зарплаты предлагают работникам вахтовым методом, чаще всего это работа водителем. Самое большое количество предложений от работодателей с зарплатой в пределах от 15 000 до 25 000 руб. Это вакансии для молодых специалистов без опыта работы, курьеры, помощники. Зарплаты от 25 000 руб. и выше предлагают чаще сотрудникам сферы административного персонала, менеджерам различного звена. От 40 000 начинаются предложения для управленцев, работников производственной сферы и IT индустрии. От 60 000 руб. и выше предлагают зарплаты узкопрофильным специалистам: сварщику, сверловщику, токарю. [13] Динамика средней заработной платы за 2013-2017 гг. показывает, что средняя зарплата в городском округе ниже средней областной и средней по России.

Несмотря на сложившиеся проблемы в социально-экономическом развитии, город формирует приток инвестиций на территорию. Для поддержания необходимого уровня деловой активности этого было недостаточно и подтверждением этому является показатель среднего уровня зарегистрированной безработицы. Он вырос в 1,5 раза и стал выше, чем в целом по стране. Привлечению ресурсов в муниципальное образование способствует благоустройство города, уровень жизни населения, привлекательность территории для квалифицированной рабочей силы и для инвесторов. Все эти моменты позволяют создавать условия для повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности. Проекты развития территории также могут выступать инструментами роста конкурентоспособности городского округа. Проектную деятельность в муниципальном образовании я и хотел бы рассмотреть в своем исследовании.

Начиная с 2009 г. совместно с градообразующими предприятиями Правительство РФ разработало модели модернизации экономики моногородов. Самой востребованной моделью Российской практикой было признано создание индустриальных парков, поскольку снижаются риски, связанные с колебаниями при создании новых рабочих мест и обеспечивают предприятиям всю инфраструктуру для обеспечения их производственной деятельности.

После практически закрывшегося градообразующего алюминиевого завода, сложившаяся экономическая  ситуация в городе негативно отразилась на городском бюджете, т.к. налоговые поступления от БАЗа являлись основным источником доходов. Основные социальные проблемы нашего моногорода: рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, резкое снижение уровня жизни населения, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности.

Для муниципального образования становится характерным сокращение позиций по объему инвестиций в основной капитал. Как следствие этого процесса происходит снижение вложений в будущие: основные фонды, технологии, оборудование. Все это имеет негативную тенденцию для экономического развития моногорода.

Стратегическим направлением развития ГО Краснотурьинск является реализация проекта создания индустриального парка «Богословский» на территории БАЗа. Уникальность проекта заключается в совместном участии собственников градообразующего предприятия, муниципальной и федеральной властей. Цель проекта – привлечение ресурсов и предоставление возможности для комфортной работы новых разнопрофильных современных предприятий. Реализация проекта имеет стратегическое значение для севера области, т.к. позволит создать рабочие места для близлежащих монопрофильных городов.

Реализация стратегических направлений развития моногорода позволит создать условия для развития экономики города и повышения его конкурентоспособности, а именно: диверсифицировать экономику, сделать ее более устойчивой; создать условия для привлечения инвестиций; создать условия для развития бизнеса; создать условия для появления новых рабочих мест. Наиболее эффективным механизмом промышленной диверсификации для нашего моногорода может стать создание индустриального парка.

Важнейшим инструментом формирования и реализации в моногородах новой экономической политики является привлечение к проблеме моногородов всех институтов гражданского общества. Очень важно также создание в моногороде особой зоны благоприятного налогового климата, развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство общественных территорий. Поэтому во всех моногородах Свердловской области, где было проведено исследование, выявлена возможность мобилизации потенциала городских экономик и, соответственно, для них оптимальна модель индустриальной диверсификации – развития малого и среднего бизнеса в сфере промышленности. В Краснотурьинске акцент делается на промышленный потенциал и привлекательный имидж.

В 2015 году Свердловская область и Фонд развития моногородов заключили соглашение о совместной реализации комплексного проекта по развитию моногорода Краснотурьинска. 26 июня 2015 года заключено соглашение о федеральном и региональном софинансировании объектов инфраструктуры индустриального парка «Богословский». Учредителями управляющей компании индустриального парка выступили: Правительство Свердловской области в лице Корпорации развития Среднего Урала, РУСАЛ и Группа компаний «Энергия». [11]

Большое значение для развития экономических перспектив Краснотурьинска имеет присвоение статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Постановлением Правительства РФ № 942 от 19.09.2016 [2] об образовании в моногороде Краснотурьинске территории опережающего развития – экономической зоны с особыми условиями ведения бизнеса. Параллельно со строительством парковой инфраструктуры резиденты индустриального парка выходили на площадку для создания своих производственных сооружений. После создания первой очереди производственных объектов будет создано более 2 000 рабочих мест, совокупная выручка резидентов составит более 4 млрд руб. В перспективе с вводом в строй всех очередей количество резидентов достигнет 30, общий объем выручки превысит 15 миллиардов рублей, общее количество рабочих мест составит 5 000. [13]

Отрадно отметить, что депутаты профильного комитета Заксобрания Свердловской области одобрили передачу в собственность Краснотурьинского городского округа имущества индустриального парка «Богословский». Муниципалитет получит сети, котельную и объекты недвижимости. Основное направление деятельности рабочих и специалистов парка будет сосредоточено на переработке техногенных отходов. В первую очередь, будут востребованы специальности: механики, энергетики, операторы управления механизмами и оборудованием

У города есть потенциал переобучить людей на эти необходимые специальности. Учебные заведения Краснотурьинска готовы создать программы переобучения и запустить их через два месяца.

Для резидентов ТОР “Краснотурьинск” снижен налог на прибыль с 20% до 5%, обнулены налог на землю и на имущество, установлены льготные страховые взносы от фонда оплаты труда – 7,6% вместо 30%.  У резидентов есть возможность привлечь в проект софинансирование от Фонда развития моногородов по ставке 5% годовых, а также получить содействие Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства – льготные займы, субсидии по затратам на оборудование и поручительства по кредитам от 1 до 70 млн. руб.[11]

Территория парка имеет удачное географическое расположение и хорошую транспортную инфраструктуру. Через округ проходит новая федеральная трасса Екатеринбург – Ханты-Мансийск. Благодаря этой дороге появился более короткий и быстрый путь по доставке товаров из Центральной части России до ХМАО.

Реализация проекта создания индустриального парка «Богословский», направленного на развитие моногорода Краснотурьинска, является примером успешного взаимодействия правительства Свердловской области с Фондом развития моногородов. Заключено соглашение о софинансировании расходов Свердловской области в целях реализации мероприятий по строительству объектов инфраструктуры индустриального парка. В соответствии с условиями соглашения, объем софинансирования мероприятий по строительству инфраструктуры «Богословского» за счет средств фонда составляет 587,7 млн руб. Объем софинансирования указанных мероприятий за счет средств областного бюджета – 339,3 млн руб. [11] Хочу отметить, что все, что делается в нашем городе – это все благодаря эффективной территориальной политике органов муниципальной власти. Наш мэр сумел найти поддержку у регионального правительства, которое стало лоббировать моногород на российском уровне.

Сегодня проект создания индустриального парка «Богословский» находится в активной фазе реализации. Параллельно со строительством парковой инфраструктуры  резиденты тоже приступили к созданию своих производственных сооружений.

Для того чтобы площади индустриального парка были заняты и эффективно использовались, уже сегодня ведется планомерная работа по привлечению резидентов и строительству бизнес-инкубатора. Проект успешно реализуется в тех ключевых направлениях, которые заложены федеральной программой моногородов [1].

Пример развития Краснотурьинска может стать основой для формирования эффективной экономики нового поколения на моно-территориях России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации : от 22 июня 2015 года N 614 : с изменениями на 26 апреля 2017 года. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420284305.
  2. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Краснотурьинск» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. N 942. – Режим доступа: http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-19.09.2016-N-942/.
  3. Индустриальный парк «Богословский» : официальный сайт. – Режим электронного доступа: http://www.bogoslovsky.com/.
  4. Управление конкурентоспособностью : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева ; СПбГЭУ. – Москва : Юрайт, 2018. – 447 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс)

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.