СПОСОБСТВУЕТ ЛИ КУЛЬТУРА ОБРЕТЕНИЮ СЧАСТЬЯ?

Гуреев Максим Вячеславович

Дата публикации: 29.09.2016

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 02.00.00 Философия, 13.00.00 Культура. Культурология, 15.00.00 Психология

Ключевые слова: , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Гуреев М.В. Способствует ли Культура обретению Счастья? // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/09/3687 (дата обращения: 21.11.2023)

Поставленный в заголовке вопрос в несколько проблемном ключе был предложен аспирантом Кириллом Аленевским на моей первой публичной лекции в интеллектуальном клубе «Скворешня» (Культурный Центр «Диалог» в Великом Новгороде). Данная формулировка, на самом деле, весьма актуальна для современного человека, живущего в мире, который как будто разделился на два полярных идеологических лагеря: тех, кто ориентирует свою Жизнь на лучшие традиции Гуманизма, и тех, кто вопреки всем кантовским и прочим моральным мáксимам, пытается всех и всё эксплуатировать в своих узких, подчас бесчеловечных, интересах. Для того, чтобы на поставленный вопрос ответить, мы оттолкнёмся от тех двух ключевых определений Культуры, которые дали на нашей первой встрече. Имеются ввиду сущностная и системно-функциональная дефиниции.

Напомню вкратце, что сущностная дефиниция заключается в том, что Культура – и это напрямую согласуется с самой этимологией данного слова латинского происхождения! – это всё то, что способствует или может способствовать облагораживанию, совершенствованию и возвышению (прежде всего, над самим собой) как общества в целом, так и конкретной Личности в частности. Во втором же определении подразумевается то, что Культура – это система, то есть множество взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимно влияющих друг на друга элементов, каждый из которых выполняет свои специфические или интегративные по отношению к другим элементам функции, – таких, как мораль, нравственность, религия, искусство, наука и т.д.

Многочисленные, встречающиеся нам в СМИ, определения Счастья (как научно-философские концепты, так и литературно-художественные дефиниции и даже бытовые маркировки; как принадлежащие перу различных классиков, так и созданные в социокультурном пространстве Нового и Новейшего времени; как общеизвестные и популярные, так и практически неизвестные массовому читателю) мне хочется подразделить на несколько основных типов.

Первый тип – определения явно, очевидно неполные, то есть требующие уточнений, детализации, описания и анализа нюансов.

Например:

1) «Счастье – на стороне того, кто доволен» (Аристотель).

2) «Счастье – это полёт Души в определённом аспекте жизненных обстоятельств» (Венедикт Немов).

3) «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать» (Маргарет Ранбек).

Указанные три примера описывают лишь какие-то частичные, фрагментарные свойства Счастья как такового, но точно не исчерпывающие сути вопроса. К тому же, можно без труда заметить некоторую подмену понятий: при всём моём уважении к творчеству древнего грека Аристотеля (или Стагирита) я бы не поставил даже относительный знак равенства между довольством чем-либо и Счастьем. Хотя предложенный афоризм можно раскрутить и под другим, более тонким «соусом»: уметь довольствоваться меньшим, извлекать пользу и удовольствие из незначительного, чтобы научиться достигать большего и грандиозного; ибо неудовлетворённость – это точно антоним счастья, даже прописанного со строчной буквы.

Второй тип – дефиниции, нелепо вторящие стереотипам и косности мышления; определения в некоторой степени ошибочные:

1) «В свете встречаешь людей четырёх разрядов: влюблённых, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки» (Ипполит Тэн).

2) «Секрет наших несчастий в том, что у нас есть время размышлять, счастливы мы или нет» (Бернард Шоу).

3) «Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его» (Виктор Гюго).

Третий тип – определения «парадоксальные», с «подковыркой»:

1) «Чтобы поймать счастье, надо уметь бегать» (Уильям Шекспир).

2) «Хронического счастья так же нет, как нет нетающего льда» (Александр Иванович Герцен).

3) «Есть только один путь к счастью: преодолеть беспокойство о том, что мы не в силах изменить» (Эпиктет).

Четвёртый тип определений – глубокие, сущностные.

Примеры:

1) «Счастье – это не жизнь без печалей и забот, счастье – это состояние души» (Феликс Эдмундович Дзержинский).

2) «Счастье – это гармония с Жизнью», «Счастье – это когда твоя жизнь похожа на то, как ты хотел бы жить» (Дина Дин).

3) «Найти Смысл Жизни – это Счастье, найти Счастье в Жизни – это Смысл» (Владимир Колечицкий).

Подытоживая различные версии и вычленяя из них определённую квинтэссенцию, приходим к следующему Определению:

СЧАСТЬЕ – это Синтез ЧАСТЕй представлений о Гармонии с Самим Собой и Миром, об удовольствии Великого Самосовершенствования; СоприЧАСТностЬ Единому Смыслу Жизни и Мироздания.

Теперь предложим ряд тезисов, которые помогут нам лучше понять сам «механизм» проблематизации наших взаимоотношений со сферой или пространством Культуры.

1. В качестве самого первого следует предложить коммуникативный тезис. Язык – это стратегический элемент как Культуры в целом, связывающий в более-менее гармоничном единстве все остальные элементы, так и конкретно процесса любой коммуникации. Благодаря использованию, как минимум, базовых образований языка (как в его вербальных, так и в невербальных проявлениях) каждый из нас имеет уникальную возможность не просто обмениваться определённой информацией с себе подобными и неподобными, но и делать это максимально ЭФФЕКТИВНО. Главная суть любого общения сквозь призму знаков, символов и т.д. заключается именно в нахождении ВЗАИМОпонимания между участвующими в этом процессе субъектами. В противном случае любой диалог или полилог назвать иначе как болтовнёй или несвязным бредом представляется вряд ли уместным и правомерным. С помощью грамотного владения языком (как минимум, в его национальных, отечественных ориентирах) мы можем также вести и так называемый ВД – Внутренний Диалог, заниматься углубленной рефлексией. Умение правильно (то есть гармонично с внешней средой и внутренним психологическим пространством) общаться в современном мире является одним из наиболее важных, принципиальных и можно даже сказать – стратегических.

В качестве подтверждения можно привести простой пример: если у вас, выражаясь по-простому, «хорошо подвешен язык», а кроме того, вы умеете интуитивно ощущать правильную дипломатическую дистанцию в общении с самыми разными людьми, то вы точно не пропадёте в городском пространстве, даже если у вас нет никакого высшего специализированного образования. Постоянная языковая практика, даже если она изначально не отличается какими-то филигранными оборотами академически правильной речи, повышает уровень доверия между людьми, помогает находить общие ориентиры для совместной деятельности практически с первого раза, без затяжных и выматывающих переговоров, а также мало-помалу подводит каждого МЫСЛЯЩЕГО субъекта к тому выводу, что Слово, помимо его прочих функций, ещё и Энергийно, программирует определённую Реальность в потенциальном Будущем. В последнем случае можно анализировать дополнительные примеры молитв, аффирмаций, визуализаций и т.д. Чем бóльшим количеством видов и стилей речи вы владеете (от полуакадемических азов до определённых версий жаргона), тем с бóльшим количеством людей вы при обоюдном желании можете найти общий язык. С другой стороны, чем больше в вашем актуальном лексиконе (который, как и любой другой инструмент человеческого познания, необходимо шлифовать до бесконечности) положительных по смыслу и художественно-образному наполению слов, тем качественнее ваши коммуникации и Жизнь в целом.

Теперь вполне закономерно зададимся вопросом: «Какое отношение раскрытый тезис имеет к обретению Человеком Счастья?». Вопрос, как вы, наверное, уже догадались, сугубо риторический; поэтому просто подытожим в более лаконичных и функциональных формах или даже формулах:

а) чем тоньше наш язык, тем тоньше мы понимаем других людей (и не только людей, но и живых существ вообще), а они, соответственно, – лучше понимают нас. Чем быстрее это ВЗАИМОпонимание мы находим, тем скорее мы приближаемся к нашему Счастью, ибо приучаем себя и других к разумной экономии времени и сил, а также к избеганию излишних конфликтов. Общеизвестно, например, что влюблённые друг в друга люди не всегда, но временами точно, понимают друг друга практически без слов, словно считывают мысли и желания друг друга и, соответственно, учитывают таковые;

б) коль скоро человек – это, согласно определениям многих классиков общественно-научной мысли, существо социальное, то гораздо бóльших и стремительных результатов он достигает именно тогда, когда полным ходом использует данный ему многотысячелетней эволюцией «Homo Sapiens» уникальный инструмент. Чем лучше ты владеешь языком, тем ты адаптивнее в социокультурной среде; чем ты адаптивнее, тем быстрее ты получаешь то, что хочешь. С одной лишь оговоркой: если это не противоречит ключевым потребностям, в частности безопасности, других людей;

в) грамотно владея Языком как элементом Культуры, можно научиться с пользой для себя распутывать собственные клубки мысленных и чувственных противоречий, успешно решать внутренние диссонансы и организовывать здоровую логику мышления. Согласитесь, если вы сами для себя не в состоянии сформулировать, в чём же КОНКРЕТНО ДЛЯ ВАС состоит Счастье, то каким тогда вообще образом можно стремиться к Его обретению? Мы говорим в данном случае о максимально визуализированных Его вариантах, не залезая в тонкие материи по поводу того, что наличие у нас самой Жизни – это уже Счастье, Великий Дар от Бога, который человечество в целом, к сожалению, во многом разучилось толком ценить.

 

2. В качестве второго мы заявим образовательный тезис. Разумеется, можно долго и упорно обсуждать проблемы и системные перекосы развития современного образования в нашей стране; брать и некоторые положительные новшества в этой сфере, и очевидно ущербные реформы, которые самим фактом своей реализации напрашиваются на здоровый экспертный скепсис. Однако, я предлагаю смотреть на Образование как элемент Культуры гораздо шире. Начнём с того, что вся наша Человеческая Жизнь на уровне метафор напоминает одну большую Школу, на каждом этапе обучения в которой мы проходим определённые уроки, преодолеваем зачётные и прочие испытания и т.д. Само выражение «Школа Жизни» уже давно стало крылатым. Вспоминая автобиографии классиков художественной и философской литературы, мы обязательно восстанавливаем в своей памяти, помимо различной прочей лирики, их так называемые «Университеты Жизни». Если раскрутить данный тезис с другой стороны, то, помимо условий и обстоятельств внешней среды, мы, разумеется, должны обращать особое внимание на те ориентиры, которые САМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО или бессознательно формируем с помощью своих Души, Духа и Интеллекта. Сколько бы у вас ни было дипломов о высшем образовании или учёных степеней, в любом случае гораздо важнее не их количество, а качество их апробации на практике, в реальных взаимоотношениях каждого из нас с этим Миром и с самими собой. Самообразование начинается, как минимум, с досугового интереса личности к чтению каких-либо письменных источников. Литература – это в определённом смысле транзитивный элемент Культуры, который связывает и Язык, и Искусство (то есть Художественные версии Культуры), и Науку.

Продолжая начатую логику рассуждений, отмечу, что, по большому счёту, в эту Жизнь (тем более, если верить в реинкарнации, перевоплощения Души) мы приходим именно для того, чтобы учиться чему-то новому, тому, чему не успели научиться в предыдущих жизнях. Чем больше моральных (основанных на взаимном уважении живых существ), эстетических (основанных на формировании здоровых вкусов и представлений о Красоте) и прочих уроков мы проходим, тем Счастливее мы становимся. Не образованный (применительно к Жизни в целом, а не к каким-то конкретным образовательным структурам) человек по определению не может быть Счастлив в полноценном смысле слова. Счастье он постоянно путает то с примитивным чувственным наслаждением (получаемым в результате беспорядочного секса, употребления алкоголя и т.д.), то с эйфорией (не дай Бог, чтобы, например, интерес молодёжи к наркотикам сохранялся из поколения в поколение), то ещё с чем-либо, напрочь забывая о системных и ЗДОРОВЫХ характеристиках Счастья. Современный язык на уровне трансляции изделий масскульта или вообще китча в буквальном смысле слова пестрит глупыми и абсурдными клише. Например, нередко на открытках, магнитах, календарях и прочей весьма вариативной продукции пишутся поздравления в стиле: «Желаю (желаем) Счастья, радости, удачи!» или «Любви, здоровья, богатства!» и т.п. Аналогичную картину мы очень часто наблюдаем на различных застольях, собирающих вместе людей с очень разным уровнем именно САМОобразования и произносящих не всегда логичные тосты.

На мой взгляд, Счастье в принципе невозможно подравнять под какую-то одну или несколько категорий или ещё большего количества понятий. Счастье – это именно СОВОКУПНОСТЬ и Любви, и Здоровья, и Богатства, и Радости и т.д., и т.п. Совокупность, представленная для каждой Личности в отдельности в более-менее оптимальных КОНКРЕТНО ДЛЯ НЕЁ вариантах. В данном контексте мы, опять же, должны помнить о том, что сущность Истинной Культуры, а не её суррогатов, состоит в сравнении себя вчерашнего с собой Настоящим и в построении проекций целедостижения для себя будущего.

Я не случайно только категорию Настоящего прописываю/проговариваю в данном контексте с большой буквы, поскольку кроме дзэнского, психоаналитического и прочего «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», по большому счёту, ничего и не существует. И здесь отнюдь не следует искать призыв прожигать Жизнь, не заботясь о благополучии своего завтрашнего дня. Нет, речь идёт именно о том, что мы должны (прежде всего, самим себе и Богу, который, ещё раз повторюсь, даровал нам главное условие для Счастья – саму Жизнь!) максимально насыщенно и плодотворно проживать буквально каждый МИГ. Если делаешь какое-либо Дело, то делай его с максимальной концентрацией. Тогда и отдача в виде Успеха и Счастья в целом будет максимально ёмкой и долговременной. Если проводишь время со своим Любимым Человеком, то дари всего себя в эти конкретные минуты и часы только ЕМУ, не вспоминая изжившее себя не всегда приятное прошлое, но и не залезая в дебри бесконечных проекций будущего. Если находишься на рабочем месте, то выполняй свои обязанности максимально качественно не только из линейного расчёта на какие-либо премиальные, но, прежде всего, помня о том, что победа естественным образом лепится к победе, поражение – к поражению.

Речь о победах над своими слабостями, вернее – над слабостями, которые нередко прививаются нам тлетворной средой извне, ибо изначально в каждой Душе есть свой собственный уникальный СТЕРЖЕНЬ, в том числе и своё собственное неповторимое виʹдение Счастья. Самые надёжные инвестиции – это инвестиции в самого себя. Что бы вы в силу различных объективных или субъективных причин ни теряли в этой жизни, Образование (не путаем его с официальным дипломом, «корочками»!) – это то, что останется с вами навсегда. Разумеется, если мы хотя бы минимальным образом следим за своим здоровьем и не спускаем резервы своей безграничной памяти Души в утиль. Ещё раз напомню о том, что мастерство, на самом деле, пропить возможно.

Таким образом, подытоживая данный тезис, ещё раз заострю ваше внимание на том, что без образования, в частности, самообразования, в принципе невозможно видеть и достигать Счастья в его СИСТЕМНЫХ, СОВОКУПНЫХ характеристиках. В каждый конкретный момент нашего бытия мы можем ощущать Счастье в одной или нескольких из таковых характеристик (по поводу актуального ощущения Истинной, ВЗАИМНОЙ, Любви; в связи с достижением долгожданного карьерного успеха; применительно к получению какого-то очередного высокого витка материального богатства и т.д.), но на уровне своих идеальных представлений более-менее смело мечтаем обо всех ипостасях Счастья сразу. Кстати, слова «Счастливый» и «Богатый» я считаю необходимым оценивать именно как синонимы по отношению друг к другу. Слово «Богатый» в Русской Культуре означает «Любимый Богом»; а тот, кто любим Богом, тот реально или потенциально Счастлив ВО ВСЁМ, а не только в меркантильно-утилитарных ориентирах развития цивилизации.

3. В качестве третьего тезиса я заявлю тезис эстетический – тот, который может быть непосредственно связан с местом, в котором мы с вами и встречаемся (Новгородский Центр Современного Искусства). Разумеется, наши эстетически ориентированные восприятие, творчество и интерпретации связаны не только с социальным, но и с природным Миром; но именно Искусство как элемент Культуры даёт нам возможность максимально филигранного и окрылённого полёта для нашей Фантазии. Мы по-настоящему Счастливы, когда умеем видеть, слышать и вообще всячески воспринимать Красоту. Простой акт любования (заметьте, что и здесь в корне слова мы видим Любовь!) способен давать незабываемый заряд бодрости, радости, стимулирует нас на новые свершения. Тот, кто умеет тонко чувствовать, ощущать Красоту этого Мира в разных его ипостасях (в видах Природы, в обликах конкретных людей, в художественно выполняемых действиях какого-либо танца, в прослушивании утончённых образцов Музыки и т.д.), пытается подходить к очень многим объектам и субъектам не с позиции потребителя и узурпатора чужих прав и свобод, а с позиции Влюблённого в Жизнь реципиента, то есть зрителя, слушателя, читателя и т.д. Чем больше органов познания задействовано в процессе эстетического восприятия чего-либо, тем объёмнее и совокупное ощущение Счастья в эти моменты. Оно в данном случае находится словно на стыках и переплетениях внутреннего пространства и внешнего Мира.

Разумеется, огромное значение здесь имеют и ресурсы наших памяти и воображения. Мы СОБСТВЕННЫМИ представлениями можем улучшать качественную природу того, что воспринимали когда-либо, идеализировать внешние объекты, а попутно прокручивать в голове наиболее приятные воспоминания. Главное при этом, опять же, – быть постоянно на связи с Настоящим. Из прошлого берём и совершенствуем только лучшее, всё остальное загоняем в архивы долговременной памяти. Избавляемся от излишних привязок к негативным переживаниям по поводу достижения или недостижения чего-либо. Только тогда «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» откроет для нас сокровенные воображаемые двери того самого заветного Ларчика из различных сказок народов Мира.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Один комментарий к “Способствует ли Культура обретению Счастья?”

  1. 28 февраля 2015 года в интеллектуальном клубе «Скворешня» (Культурный Центр «Диалог», Новгородский Центр Современного Искусства) была проведена публичная лекция на тему «Способствует ли Культура обретению Счастья?».
    Данное мероприятие продолжило начатый в январе этого года цикл лекций о проблемах и перспективах развития культурной личности в современном социальном пространстве. На сей раз, вопреки передающимся через различные деструктивные сообщества и СМИ расхожим суждениям, была аргументирована оптимистическая мировоззренческая позиция и ответ на сформулированный в заголовке темы вопрос озвучен в утвердительной форме. Аргументация была развёрнута сквозь призму коммуникативного, образовательного, эстетического и других тезисов.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.