ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В ПОДДЕРЖКУ КУРСА «ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Шамонина И.Ю.

Дата публикации: 12.03.2015

Опубликовано пользователем: shamonina

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Ключевые слова: ,

Библиографическая ссылка:
Шамонина И.Ю. Основные аспекты разработки проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/03/2397 (дата обращения: 25.11.2023)

Шамонина И.Ю. (магистрант ФГБОУ ВПО “МГТУ”), Новикова Т.Б. (канд. пед. наук,  доцент кафедры прикладной информатики ФГБОУ ВПО “МГТУ”

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом в целом ряд сложных проблем. Среди них – динамически ухудшающееся состояние здоровья детей и школьников, что подтверждают медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. На образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи.

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, приводящие к интенсификации умственной деятельности, – все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся, а именно на учащихся начальной школы. Статистика свидетельствует, что наиболее уязвимым возрастом оказывается тот, на который приходится пребывание в школе. Адаптация ребенка к школьному обучению начинается с первого дня посещения школы, поскольку он попадает в новые условия социального существования (коллектив детей, класс, школа, уроки и т.д.). К указанному состоянию присоединяются новые режимные моменты: обязательное посещение школы в определенное время, длительная статическая нагрузка во время урока, сопровождаемая сохранением позы, подавлением желания встать, пройтись по классу или покинуть его. В дальнейшем в процессе приспособления ребенка к школьному обучению у большинства детей поведение и деятельность основных вегетативных систем нормализуется.

С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы здоровьесбережения обусловливается необходимостью решения противоречий между:

-     возрастающими потребностями социальных заказчиков (учащихся, родителей) в получении качественного образования при условии сохранения здоровья школьников и динамически ухудшающимся состоянием их здоровья;

-     необходимостью инновационных преобразований в современной школе с учетом здоровьесбережения детей и неподготовленностью учителей к осуществлению здоровьесбережения;

-     потребностью педагогических вузов в оптимизации процесса подготовки будущего учителя к осуществлению здоровьесбережения и недостаточной теоретической разработанностью и научно-методической обеспеченностью данного процесса в системе высшего педагогического образования.

Целевая установка для создания проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»:

  1. Создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием информационного ресурса, учебных материалов и инструментов организации здоровьесбережения младших школьников.
  2. Использование информационного ресурса с обязательной регистрацией для создания сообществ, поиска единомышленников, размещения текстов и файлов, знакомства с размещенными материалами, комментирования, оценивания, участия в дискуссиях по вопросам здоровьесбережения младших школьников.
  3. Использование информационного ресурса родителями учащихся младших классов, учащимися с целью ознакомления с учебными материалами по здоровьесбережению.

Данный ресурс предназначен для обучения различных категорий работников образования (учителей младших классов, школьных психологов, социальных работников, учителей физической культуры, администрации школы), а также для родителей и самих учащихся. Так как ресурс носит блочный и модульный характер он может быть использован как целостно, так и в виде отдельных модулей и блоков.

Сначала осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме здоровьесбережения в психолого-педагогической и медико-гигиенической литературе, анализировался опыт по здоровьесбережению в школах. Также использовались следующие теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация, моделирование.

Затем мы провели стратегический анализ проекта, дали оценку внешней и внутренней сред проекта, описали средства организации информационного ресурса, разработали примерный путеводитель по сайту в поддержку курса.

В нашей работе была описана теоретическая и практическая значимость, научная новизна проекта, уточнена структура и содержание понятия  «здоровьесбережение», уточнены принципы осуществления здоровьесбережения, выделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень здоровья.

Проанализировав предметную область, внешнюю и внутреннюю среды проекта, сильные и слабые стороны проекта можно сказать о том, что проект может быть реализован вполне успешно. Возможность возникновения рисков минимизирована за счет грамотного построения структуры распределения составляющих проекта.

Данный проект был разработан с целью обучения различных категорий работников образования (учителей младших классов, школьных психологов, социальных работников, учителей физической культуры, администрации школы), а также для родителей и самих учащихся.

Проанализировав работу можно сделать следующие общие выводы:

  1. После изучения, обобщения, систематизации информации по проблеме здоровьесбережения в психолого-педагогической и медико-гигиенической литературе и после анализа опыта по здоровьесбережению в школах было установлено, что проблема здоровьесбережения является одной из актуальных в педагогической теории и практике.

2. Определяя перспективу разработанного нами проекта, мы отмечаем, что выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки решения проблемы здоровьесбережения младших школьников. Наиболее актуальным для достижения поставленной нами цели является создание информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьных»; использование информационного ресурса для создания сообществ, поиска единомышленников, размещения текстов и файлов, знакомства с размещенными материалами, комментирования, оценивания, участия в дискуссиях по вопросам здоровьесбережения младших школьников; разработка рефлексивно-управленческих диагностических программ отслеживания уровней здоровья. В этих направлениях нами и будет продолжена дальнейшая работа.

Проект может быть использован в массовой образовательной практике при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации работников образования (послевузовского образования).

Библиографический список

  1. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие. Издательство: Сибирское университетское издательство, 2010 г.
  2. Артемьева Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
  3. Гликман И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38.
  4. Горохова Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
  5. Залыгин В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин // ОБЖ. – 2010. – № 1. – С. 41-43.
  6. Глоссарий.ru. Информатизационное общество. [Электронный ресурс]  Режим доступа. – URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt%28uwsg.outtul!uh$lxyiu
  7. Instant Display Teaching Resources Website. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.instantdisplay.co.uk/ict.htm
  8. Wikipedia, the free encyclopedia. Information society. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Information_society
  9. Yacob Haliso, PhD. Factors Affecting Information and Communication Technologies (ICTs) Use by Academic Librarians in Southwestern Nigeria // Library Philosophy and Practice 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://unllib.unl.edu/LPP/haliso.htm
  10. Школьное образование. – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/школьное образование
  11. Этапы создания сайта. – Режим доступа: http://vizit.fatal.ru/job.html

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.