Российская Федерация являясь участницей целого ряда влиятельных международных организаций, региональных структур, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительными ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами и объединениями в различных частях мира в рамках многовекторного внешнеполитического курса, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику в качестве ответственного и конструктивного члена международного сообщества, способствует формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня, решению глобальных и региональных проблем.
Россия — один из ключевых участников международных отношений. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами — членами ООН. Из государств — членов ООН Российская Федерация прекратила дипломатические отношения с Грузией (прекращены 2 сентября 2008 года)
Россия придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН.
Россия входит в «Большую двадцатку» экономически развитых государств, ранее также входила в «Большую восьмёрку» (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), СНГ, ЕАЭС (Евразийское экономический союз), ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности).
Своими высокими темпами экономического роста, основанного на стабильном экспортном и расширяющемся внутреннем спросе, уникальными природными и накопленными финансовыми ресурсами, ответственной социально-экономической политикой Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов, участвует в международных усилиях по предотвращению и преодолению кризисных явлений. Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры, определению ориентиров международного развития, исходя из того, что общность модернизационных вызовов открывает дополнительные перспективы углубления международного экономического сотрудничества [1].
Россия входит в такие организации, как: ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ВЭФ(Всемирный экономический форум), МВФ (Международный валютный фонд), ВБ (Всемирный банк), МБРР (Международный банк реконструкции и развития), Лондонский и Парижский клубы кредиторов, Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ), МАГИ (Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), МФК (Международная финансовая корпорация), ЧБТР (Черноморский банк торговли и развития), АзБР (Азиатский банк развития), Организация черноморского экономического сотрудничества, Европейский деловой клуб, Форум Кран-Монтана.
К отраслевым организациям, в которых Россия также принимает активное участие, можно отнести: ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), МЭА (Международное энергетическое агентство), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), Общий фонд для сырьевых товаров, МОТ (Международная организация труда), Кимберлийский процесс, МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения), Европейская энергетическая хартия, Дунайская комиссия, ISO (Международная организация по стандартизации), Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро.
В истекшем году ориентировались на закрепление позиций России в качестве влиятельного государства, активно участвующего в формировании объединительной повестки дня международных отношений, выстраивании коллективных усилий в интересах поиска путей решения фундаментальных проблем современности. С учетом опасности соскальзывания ситуации в мире в сторону дестабилизации, в том числе на фоне глубинных потрясений на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, твердо отстаивали принципы верховенства права, демократические нормы и коллективные начала в международных отношениях, безальтернативность центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и стабильности.
Единогласное принятие, в развитие российской инициативы и Женевских российско-американских договоренностей от 14 сентября 2013 г., резолюции 2118 Совета Безопасности ООН позволило вернуть обсуждение сирийского вопроса в русло политико-дипломатической работы. Согласованные действия мирового сообщества способствовали запуску процесса уничтожения запасов сирийского химического оружия, что предотвратило его попадание в руки международных террористов. Россия оказала активное, в том числе финансовое, содействие процессу подготовки и проведения операции по вывозу с территории Сирии компонентов химического оружия [2].
В русле российско-американской инициативы (7 мая 2013 г.) активно работали в пользу созыва международной конференции по Сирии, призванной на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. способствовать созданию условий для преодоления кровопролитного, разрушительного конфликта в этой стране политическим путем, через инклюзивный межсирийский диалог.
Результатом целенаправленных усилий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стало достижение сбалансированной договоренности между «шестеркой» и Ираном (Женева, ноябрь 2013 г.), позволяющей заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых длительных проблем в новейшей истории мировой политики. Женевская договоренность базируется на концепции, выдвинутой Президентом Российской Федерации, и подразумевает признание права Тегерана на мирный атом, включая право на обогащение урана, при условии прояснения всех остающихся у международного сообщества вопросов и после постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ. Не менее важным считаем закрепленное по итогам переговоров понимание сторон о необходимости окончательного разрешения ситуации на основе принципов поэтапности и взаимности.
Наращивали усилия в рамках многосторонней сетевой дипломатии. Успешным было российское председательство в «Группе двадцати». По итогам саммита «двадцатки» (Санкт-Петербург, 5-6 сентября 2013 г.) одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, содействия международному развитию, отраженных в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года, по квотам и реформе управления МВФ. Итоги встречи в верхах свидетельствуют о востребованности «двадцатки» не только для участвующих в ней государств, но и для всего международного сообщества. В целом, председательство нашей страны в «Группе двадцати» подтвердило способность России играть весомую роль в решении фундаментальных проблем современного развития.
Активно способствовали укреплению роли БРИКС в системе международных отношений. На саммите в Дурбане (март 2013 г.) зафиксирована общность позиций партнеров по наиболее острым вопросам мировой политики – сирийскому кризису, иранской ядерной программе, международной информационной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения. По российской инициативе разработан первый вариант проекта международной стратегии развития Объединения.
Сотрудничество с партнерами по Содружеству Независимых Государств (СНГ) Россия развивала на основе долговременной стратегии, призванной стимулировать многомерные интеграционные процессы. Совместную с партнерами работу в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) выстраивали с прицелом на создание к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На заседаниях Высшего Евразийского экономического совета (Астана, май и Минск, октябрь) главами государств «тройки» ЕЭП (Россия, Белоруссия, Казахстан) согласованы конкретные ориентиры на пути к созданию ЕАЭС, принято решение о структуре и сроках подготовки проекта договора о Евразийском экономическом союзе, достигнуты договоренности об этапах продвижения к полному устранению барьеров в интересах обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Повышенное внимание уделялось реализации положений Договора о зоне свободной торговли (ДЗСТ) от 18 октября 2011 г., который рассматриваем в качестве действенного инструмента активизации торгово-экономической кооперации на пространстве СНГ. Подписан Протокол о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан [2].
На системной основе продолжалась работа по укреплению Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прежде всего в вопросах реагирования на современные вызовы и угрозы, повышения уровня оперативной подготовки воинских контингентов и формирований Организации.
Последовательно действовали в интересах развития сотрудничества с Европейским союзом, не упуская из вида стратегическую цель – формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. В диалоге с ЕС акцентировали внимание на преимуществах устранения неоправданных ограничений, сдерживающих развитие сотрудничества на различных направлениях, а также в контактах между людьми. В ходе саммита Россия-ЕС (Екатеринбург, июнь 2013 г.) и встречи по линии Правительство Российской Федерации – Европейская комиссия (Москва, март 2013 г.) рассматривались приоритетные направления отношений Россия-ЕС, включая разработку нового базового соглашения, взаимодействие в сферах энергетики и торговли, визовую либерализацию. Предпринимались последовательные шаги по развитию двустороннего взаимодействия с государствами-членами Евросоюза.
Отношения России с ЕС осложнились во второй половине года вследствие реализации программы ЕС «Восточное партнерство», ориентированной на создание для ряда государств СНГ ситуации ложного выбора между развитием сотрудничества в западном или восточном направлениях.
Уровень взаимодействия с Организацией Североатлантического договора (НАТО) соизмеряли с ее готовностью учитывать законные интересы России в сфере безопасности, проводя курс на поддержание стабильного и предсказуемого диалога с альянсом. В рамках политического диалога по линии Совета Россия-НАТО (СРН), в том числе в формате заседаний на уровне министров иностранных дел (Брюссель, апрель и декабрь 2013 г.), добивались выполнения решений лиссабонского саммита СРН 2010 г. о выстраивании подлинно стратегического партнерства с целью создания общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. В рамках СРН предметно обсуждались международные проблемы и региональные кризисы (Сирия, Иран, Афганистан), тематика строительства европейского сегмента глобальной системы ПРО США и расширения альянса. Продолжалось осуществление совместных проектов и программ сотрудничества в сфере реагирования на общие вызовы безопасности [2].
Важным элементом усилий по поддержанию стабильности на глобальном и региональном уровнях оставались отношения с США. Их значительный потенциал был подтвержден продуктивной совместной работой на сирийском и иранском направлениях. Несмотря на сохранявшие в двусторонних отношениях раздражители, такие как продолжающееся развертывание элементов глобальной системы ПРО и регулярные попытки экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан и компаний, Россия оставалась открытой для наращивания равноправного партнерства.
Предпринимались шаги по углублению интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в том числе в интересах стимулирования инновационного развития страны, ускоренного подъема Сибири и Дальнего Востока.
Особое значение придавали укреплению стратегического партнерства с Китаем, зримо набирающим вес в мировой экономике и политике. Прорабатывали с Пекином широкий круг вопросов как двусторонней повестки дня, так и международной проблематики, в том числе на площадках ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС. Общность подходов двух стран к узловым проблемам современности определила роль российско-китайского взаимодействия в качестве важнейшего барьера на пути размывания ключевых принципов международного права.
В отношениях с Индией неизменно придерживались курса на укрепление стратегического партнерства. Плотный политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровнях, позволял детально прорабатывать имеющиеся и перспективные области сотрудничества. Согласованные позиции двух стран по международной повестке дня зафиксированы в развернутом Совместном заявлении «Дальнейшее углубление стратегического партнерства в интересах мира и стабильности на планете» (Москва, октябрь 2013 г.).
Заметное развитие получили разноплановые связи с Вьетнамом, Японией и Южной Кореей.
Обеспечивали продвижение российской инициативы о запуске многостороннего диалога по формированию архитектуры безопасности и устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Состоялись первые экспертные консультации по данной тематике (ноябрь 2013 г.).
Многообразие и сложность международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную прогнозную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности действий всех ветвей власти и соответствующих ведомств.
Список литературы
- Маковик Р.С. Международное право: учебное пособие / отв. ред. Маковик Р.С. – СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 455 с.
- Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электр. ресурс] Режим доступа URL : http://www.mid.ru/
Количество просмотров публикации: -