ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ АС «ПРОФНАВИГАТОР»

Вашев С.В., Давлеткиреева Л.З., Гиляжева Г.З.

Дата публикации: 15.11.2013

Опубликовано пользователем: Сергей Вашев

Рубрика ГРНТИ: 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Корпоративные информационные системы

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Вашев С.В., Давлеткиреева Л.З., Гиляжева Г.З. Обоснование необходимости модернизации АС «ПрофНавигатор» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2013/11/1230 (дата обращения: 22.11.2023)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ  АС «ПРОФНАВИГАТОР»
Вашев С.В.1, Давлеткиреева Л.З.1, Гиляжева Г.З.1
1Магнитогорский Государственный Университет

Аннотация

Данная статья посвящена обзору АС «ПрофНавигатор», использующейся на базе МОУ УДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска. Система «ПрофНавигатор» предназначена для помощи в определении будущего профессионального пути подростков, а так же призвана облегчить выбор подходящего учебного заведения.


JUSTIFICATION OF NECESSITY MODERNIZATION OF THE AUTOMATIC SYSTEM «PROFNAVIGATION»
Vashev S.V.1, Davletkireeva L.Z.1, Gilyazheva G.Z.1
1Magnitogorsk State University

Abstract

The article contemplates an overview of the AS “ProfNavigator” is used based on the “Children’s Creative Center Ordzhonikidze district” of the city of Magnitogorsk. The system “ProfNavigator” is intended to help identify future career path adolescents, as well as designed to facilitate the selection of the appropriate institution.


По данным опроса, проведенного аналитическим центром “ТАСС-Урал”[1], студенты престижных специальностей часто понимают, что после окончания вуза они не будут востребованы на рынке труда. Несмотря на это, конкурс на некоторые специальности не снижается. Более 50% опрошенных признались, что во время учебы поняли, что им интересен другой вид деятельности.

В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Разрыв между представлениями подростков и реальностью усугубляется отсутствием у подростков способностей порождать для себя новые онтологии, а тем более, действовать в неопределенной ситуации. Попадая в ловушку собственных неадекватных представлений об окружающих ситуациях и под них строя собственные действия, подростки оказываются «обездвиженными», так как результативность этих действий всегда зависит от адекватного видения реальности [2].

Разрушение стереотипов естественно-эволюционного воспроизводства устойчивых форм общественной жизнедеятельности делает недостаточными средства и методы реализации классических профориентационных программ. В ситуации расплывчатости нормообразующих систем, формирование представлений путем естественного заимствования их в социо-культурной среде приводит к неспособности подростков к осуществлению какой-либо практической деятельности из-за несовпадения представлений с реальной ситуацией, окружающей действительностью и происходящими процессами. Актуальной становится проблема выращивания у подростков способности самостоятельно формировать представления о мире профессий, строить новые онтологии, действовать в ситуации неопределенности [3].

Подход, который предлагается к решению проблемы: профориентация не как узкоспециализированная область психологического знания и образования, а как средство социализации подрастающего поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации на рынке труда. В ситуации социальной нестабильности трансляции знаний, умений и навыков по профессии явно недостаточно. Необходимо демонстрировать подросткам и молодежи условия сегодняшнего дня, при которых можно иметь стабильный заработок на основе высокоэффективного труда.

Слабой стороной данного этапа профориентационной деятельности можно назвать слабое удовлетворение информационных потребностей конкретного подростка, так как в основном эти мероприятия знакомят участников лишь с малой частью необходимых знаний. Зачастую тема занятия интересна лишь нескольким участникам.

В ходе профессионального диагностирования не всегда совпадают выбранные методики с индивидуальными информационными потребностями участников. Этап обработки результатов диагностики представляет собой наиболее трудоемкий процесс, так как организатору необходимо обработать каждый бланк диагностического тестирования в соответствии с требованиями методики. Это также требует большой концентрации внимания, в результате чего увеличивается время работы на данном этапе и повышается риск допущения ошибки.

Анализ ситуации показывает, что автоматизация процесса проведения и обработки результатов тестирования позволит повысить производительность работы сотрудников и эффективность профорниентационной деятельности в целом. Учитывая тот факт, что при обработке результатов тестирования меняются только исходные данные, а способ обработки идентичен, автоматизация процесса существенно сократит временные и трудовые затраты, а также уменьшит вероятность ошибочного результата.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности .

Автоматизированная система профессионального самоопределения подростков  «ПрофНавигатор» (далее ПрофНавигатор), была разработана на базе МОУ УДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска (далее ЦДТ) – представляет собой локальное приложение для помощи в профессиональном самоопределении подростков, проходящих обучение в ЦДТ.

Принцип функционирования АС «ПрофНавигатор» представлен на рисунке 1.

ЦДТ– функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи, с учетом интересов и потребностей личности ребенка, социума, города, национально-культурных традиций[4].

Основная проблема использования системы «ПрофНавигатор» заключается в ее локальности. ЦДТ не может обеспечить достаточное количество мест даже для близлежащих школ, в связи с нехваткой компьютеров, не говоря уже о целом городе. В идеале система «ПрофНавигатор» должна быть доступна для всех школ города, в любое время, а при необходимости и в других городах.  Еще одна, но не менее важная проблема – не достаточная информационная наполненность системы а так же не актуальность многих данных, в связи с наличием множества копий системы, ни как не связанных друг с другом, установленных локально на разных компьютерах.

Таким образом, эффективность профориентационной деятельности ЦДТ будет тем выше, чем оптимальнее будет взаимодействие между подростками и лабораторией профессионального самоопределения, чем точнее и доступнее будут сформированы результаты тестирований, и главным образом, чем большее количество подростков смогут учувствовать в профориентационных мероприятиях.

Принцип функционирования профессионально ориентационной деятельности представлен на рисунке 2. Принципы функционирования в изменении и доработке не нуждается, однако системе необходимы: более актуальные профессионально ориентационные тесты,  свежая информация об учебных заведениях – предоставляющих необходимые образовательные услуги, а так же изменения дизайна всей системы в соответствии с «брендбуком»  ЦДТ и потребностями пользователей.

Функция «Профессиональная диагностика» представляет собой проведение диагностический тестирований и анкетирований на заданную тематику, а также обработку полученных результатов. Использование АС исключает временные и трудовые затраты на обработку результатов тестирования. Это приводит к снижению времени работы с каждым подростком, в результате чего сотрудник ЦДТ сможет больше времени уделить работе по другим направлениям профориентационной деятельности. При работе с АС подросток сам выбирает интересующее его направление, что повысит эффективность от профориентационной работы и с большей вероятностью приведет к профессиональному самоопределению.

Решение данных проблем – модернизация АС «ПрофНавигатор» представляющая из себя:

1)Перевод всей системы в on-line режим. Данный шаг позволит сделать систему общедоступной в любой момент времени, а так же повысить пропускную ее способность.

2)Наполнение системы актуальной информацией, предающейся напрямую от источников. Например: специальности подходящие тому или иному подростку, ВУЗы позволяющие получить данное образование, количество бюджетных мест и минимальный проходной бал на эти специальности, стоимость обучения на контрактной основе, альтернативные варианты получения необходимых знаний и т.д.

3)Добавление различного вида психологических тестов, позволяющих лучше понять потребности каждого подростка в отдельности, на основе которых будут предлагаться различные варианты подходящих профессий.

4)Добавление возможности создавать свой аккаунт в системе, который позволит сохранять результаты пройденных тестов, для того что бы подростку было проще анализировать свои потребности, и их изменение со временем.

Итогом модернизации АС должна стать более продуктивная система профориентационной деятельности, позволяющая сократить временные и трудовые затраты работников ЦДТ, повысить качество функционирования самой системы, упростить работу конечного пользователя, сделать результаты тестирования более простыми и понятными.

Библиографический список

  1. ИТАР ТАСС Урал, социология. Почему выпускники вузов не работают по специальности? http://www.tass-ural.ru/sociology/737.html
  2. Открытый урок: о важности правильного выбора профессии http://www.o-urok.ru
  3. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой
  4. МОУ УДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска http://www.цдтор.рф/

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.