СЕКРЕТЫ ТРЮКОВ В ИЛЛЮЗИОНИЗМЕ

Свечников Владимир Серафимович, Хитёв Дмитрий Анатольевич

Дата публикации: 29.04.2015

Опубликовано пользователем: Свечников Владимир Серафимович

Рубрика ГРНТИ: 18.00.00 Искусство. Искусствоведение

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Свечников В.С., Хитёв Д.А. Секреты трюков в иллюзионизме // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/04/2579 (дата обращения: 30.11.2023)

Наверное, тема разоблачения секретов фокусов – «святая-святых» для фокусников, так и останется для большинства представителей «волшебной гильдии» самой важной и принципиальной. Именно отношение к этой проблеме на протяжении всего времени существования иллюзионизма, как вида искусства, как творческой профессии, определяло, прежде всего, социальный статус самого артиста: кто ты такой? По какую сторону баррикады ты находишься? Ты с нами или ты против нас? Ты – «тупой» обыватель, поражающийся нашим «чудесам», или продвинутый мастер, зарабатывающий, как и мы на хлеб насущный ловкостью рук?

Вот такие вопросы и возводили самую главную баррикаду между фокусниками и зрителями. Ведь, как правильно замечено, во всех книгах по искусству иллюзии, много раз написано: никогда не разоблачайте секретов фокусов. Этот принцип как бы венчает собой пирамиду всего искусства иллюзионизма. Скорее всего и сами исполнители и зрители понимают – все трюки базируются, прежде всего, на обмане. И когда обман раскрыт, чудо, по крайней мере, для зрителя теряет всё свое обаяние и таинственность. И артист, которому только что рукоплескала толпа зрителей, потому что, как маг он был выше, мудрее, значительнее всех, будет освистан теми же своими почитателями. Освистан потому, что никто не хочет быть обманутым, никто не хочет оказаться глупее обманщика. Зритель в этом отношении весьма коварен, непредсказуем и непоследователен: он, открыв рот, следит за горошиной и за её перемещениями под ореховыми скорлупками или наперстками, удивляется и восхищается, когда она, непостижимым образом, перемещается под другую скорлупку. Но через мгновение, когда обман вдруг раскрыт, готов убить фокусника, чтобы отомстить за свою тупость и непонятливость. Возможно, когда-то и убивали…

Так вот и появилось это главное правило: не хочешь, чтобы тебя освистали, не разоблачай секретов перед зрителями. И возразить этому незыблемому закону просто нечем. Именно так это правило и преподносится всем зрителям. Но, как нам это представляется, фокусники немного лукавят, когда, отведя глаза в сторону, упрямо повторяют эту аксиому.

В этом правиле есть несколько исключений.

И главное исключение таково, что может вызвать ещё большее негодование у тех, кто считает себя фокусниками-профессионалами. Попробуем его сформулировать.

Можно ли, а, главное, нужно ли раскрывать секреты фокусов своим коллегам-фокусникам? И отношение к этому принципу, на наш взгляд, и выстраивает новую баррикаду. Баррикаду уже внутри крепости, возведенной для охраны своих внутренних секретов фокусниками от обывателей. Закрывшись внутри такой профессиональной крепости, фокусники начинают разрабатывать свою корпоративную этику взаимоотношений уже между собой.

Эта этика прагматична, лукава, коварна и плутовата. Поскольку в ней высокопарными словами и требованиями прикрываются совершенно иные принципы. На наш взгляд, на первое место здесь выдвигается принцип исключительности, а, соответственно, и самых высоких гонораров. Сохраняя свою исключительность в знании секретов, артист, тем самым, гарантирует и свои высокие гонорары, поскольку он не будет иметь конкурентов. Но, пожалуй, это самое простое объяснение. Хотя, возможно, именно поэтому и правильное.

Ведь до сих пор самой главной проблемой талантливых изобретателей и демонстраторов остается проблема копирования. Они, возможно, и хотели бы рассказать о своем изобретении, хотели бы заслуженно получить лавры гениального выдумщика от своих же коллег (ну не раскрывать же свои секреты обывателям!). Удерживает их от этого шага лишь опасение конкуренции. Конкуренции со стороны не столь талантливых и, не умеющих придумать ничего нового, фокусников. Но, вдруг они, эти «тупые неумейки», узнав секрет, сумеют показать именно этот трюк лучше самого изобретателя?! Этого допустить никак нельзя!

Вот и молчат они, как воды в рот набрали. Отдавать секрет задаром не хочется, ведь он приносит изобретателю какую-то, пусть небольшую, но выгоду. А просить деньги за свой изобретенный трюк как-то с коллег неловко. Да и цену своему изобретению определить трудновато.

Но предприимчивые фокусники начинают с большим финансовым успехом проводить обучающие семинары для тех, кто хочет научиться показывать фокусы. И используют они в своей работе чаще всего чужие фокусы, взятые из других семинаров. Вот и злит эта, развернутая в Интернете деятельность, тех, кто и мог бы поделиться какими-то наработками, но предприимчивости не хватает. А, значит, надо остановить этих фокусников, кто продает чужие секреты.

Но ведь, запущенный предприимчивыми фокусниками уже много лет назад, этот необратимый и совершенно необходимый новичкам, процесс обучения никогда не исчезнет! Он нужен как воздух для жизни! Только благодаря тому, что кто-то покажет восторженному юноше, как может из руки исчезнуть монетка, появляются, совершенствуются и растут новые фокусники. Которые обязательно должны превзойти всех своих учителей! Только так иллюзия будет развиваться, а не вымрет за какие-то полвека.  Обучение может принимать самые разнообразные формы, но оно всегда будет. Ведь профессия учителя – самая древняя профессия. Когда на это возражают, и приводят как пример другую профессию, педагоги возмущаются: ведь должен же был кто-то их научить!

Ну и, наконец, попробуем отделить мух от котлет.

Основное правило: зрителям секреты раскрывать нельзя! Раскрывая секреты простым зрителям, такой «фокусник» не только рубит сук, на котором он сам сидит, но и подпиливает дерево, увешанное другими фокусниками.

Делиться секретами с коллегами нужно обязательно! Это поможет всем участникам такого процесса: происходит взаимное обогащение, даже если другой фокусник знает меньше тебя.

Разумеется, никто не в силах заставить всех фокусников следовать этим правилам. Потому, что они могут просто не признавать этих правил, они могут жить по другим законам. Надо понимать, что в джунглях живут по закону джунглей. Здесь главенствующим является право сильного, по которому все правила устанавливает (и меняет в любой момент) только он сам. А все остальные правила – это для слабых. Чтобы хоть как-то защитить их мифические права. Возможно, именно поэтому начинающие (а поэтому еще слабые) фокусники так хотят вступить в какие-то союзы, чтобы получить хотя бы моральную поддержку. А самое главное, они хотят учиться!


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.