Под организационной структурой управления понимается основной состав, взаимодействие, их соподчиненность, а так же распределение задач между органами управления предприятия и его подразделениями, формируя между ними определенные отношения, необходимые для реализации властных полномочий, потоков распоряжений и всей возможной информации предприятия. В основе появления и правильного функционирования того или иного типа структуры управления организации на предприятии, а так же залогом увеличения качества и производительности работы является горизонтальное разделение труда, это вариант, когда весь полный объем работы разбивается на отдельные задания.
Процесс формирования организационной структуры весьма содержателен и достаточно универсален. Обычно он подразумевает: формулировку целей и задач; определение состава каждого подразделения и их места, занимаемого на предприятии; ресурсное обеспечение подразделений (в том числе и человеческий ресурс); разработка регламента организации; утверждение всей документации; положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь процесс формирования и разработки организационной структуры предприятия можно подразделить на три масштабные стадии:
• формирование базовой схемы структуры аппарата управления;
• деление состава предприятия на его основные подразделения и разработка связей между этими подразделениями и отделами;
• составление регламентирующей документации организационной структуры.
В общем своем виде, схема типичного построения предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Переход от целей организации к ее организационной структуре.
У большинства российских организаций и предприятий можно обозначить следующие типовые недостатки управления. Такие как: более чем необходимая централизация власти на предприятии, обособленность структурных подразделений на первых руководителей; наличие огромного количества заместителей генерального директора, полномочия которых пресекаются между собой и не имеют четких границ; чрезмерное уделение внимания краткосрочным результатам деятельности; долгосрочная стратегия не развита или отсутствует вовсе; частые конфликты интересов собственников и менеджеров; отсутствие желания работы с инвесторами; недостаточность информационной поддержки организации; низкоквалифицированный экономический персонал.
Для совершенствования организационной структуры управления субъектов хозяйственной деятельности необходимо учесть все разнообразие факторов, которые диктуют ее тип. Одними из самых значимых факторов являются: степень и разнообразие деятельности хозяйствующего субъекта, его размер, географическое положение, используемые технологии, отношение со стороны руководителя и сотрудников к организации, динамика внешней среды, стратегия развития, реализуемые хозяйствующим субъектом. Любой тип орг. структуры управления может проявить себя в зависимости от имеющихся условий, в которых хозяйствующий субъект находится и функционирует.
Организационная структура управления субъекта хозяйственной деятельности может совершенствоваться согласно следующим этапам:
- Диагностика организационной структуры;
- Разработка новой организационной структуры;
- Проведение организационных изменений.
Для того, что бы быть эффективной, организационная структура, с одной стороны, должна опираться на желания и возможности своего коллектива, а, с другой – полностью соответствовать предъявляемым требованиям того рынка, на котором предприятие реализует свою деятельность. Что бы произвести оценку эффективности управления необходимо провести необходимый уровень реализуемости поставленных заданий, организованности и надежности управленческой системы, оптимальности, которые принимаются на предприятии и скорости их принятия.
Каждая организационная структура должна быть полностью прозрачной. Это означает, что она должна быть понятна и доступна всем сотрудникам организации, менеджерам и владельцам. Она должна быть легко управляемой, то есть все действия администрации предприятия должны осуществляться и анализироваться своевременно и точно. Структура должна быть гибкой, при малейшей необходимости она должна отреагировать и подстроиться под внешнюю среду. Все вышеперечисленное и является целями реорганизации и совершенствования организационной структуры.