«Либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также экономически. Либо погибнуть, либо на всех парах устремиться вперед. Так поставлен вопрос историей!» – кричал советский плакат, вдохновляя народные массы на непосильный труд, а красный поезд с яркой звездой, обгоняющий маленький зеленый паровозик Запада, красочно иллюстрировал этот призыв. Таков был план, установленный государством. Государственный План.
К началу 90-ых годов любая централизация вызывала у людей отторжение. Десятилетия полного подчинения государству сделали свое дело: люди хватались за любую свободу, как за соломинку хватается утопающий, не задумываясь о последствиях. Процесс перехода к рыночной экономике не стал исключением: были уничтожены почти все институты государственного планирования, включая и один из наиболее важных – планирование производственно-хозяйственной деятельности субъектов рынка. Не многие понимали, что без такого планирования может не функционировать и рыночная экономика в целом.
К началу ХХӀ века центральное место заняло микропланирование, то есть планирование на микроуровне (например, бизнес-планирование), однако и на сегодняшний день существует пропасть между планированием деятельности и непосредственным управлением хозяйствующими субъектами. Но важно другое. Микропланирование, лишившись своего «рулевого» – планирования на макроуровне, осталось без ориентиров и бороздит океан рыночной экономики вслепую. Поэтому, очень важной задачей для современного планирования является разработать такую интегрированную систему планирования, которая бы не только была стратегически направленной, но и охватывала все уровни народного хозяйства. Вот тут и возникает вопрос о необходимости создания специальной государственной организации, которая будет осуществлять руководство и контроль за стратегическим управлением в России.
Такую организацию в современных публикациях ученых принято называть Роспланом.
Государственное планирование в России – это не что-то противоестественное и пугающее, а ровно наоборот, закономерное и необходимое. Вспомним, что именно в нашей стране впервые стали использовать Государственный план для увеличения показателей в различных отраслях хозяйства. Уже первый Госплан ГОЭРЛО стал мощным проектом, который послужил толчком для развития не только электроэнергетики, но и других отраслей хозяйства и вывел Советский Союз на путь промышленного развития. А если взглянуть на цифры! Благодаря этому и другим Госпланам производство электроэнергии за 15 лет увеличилось в 56 раз, добыча угля – в 12 раз, а производство стали в 66 раз! Плакатные лозунги действительно вдохновляли людей!
Безусловно, кто-то объявит такие высокие показатели обычной советской пропагандой, скажет, что реальные цифры на много ниже и верить подобным данным – попусту обманывать себя. Можно сколько угодно списывать достижения СССР на работу пропагандистов и обман, но истина в том, что о грандиозном промышленном рывке благодаря использованию Государственных планов очень много говорили и писали заграницей, иностранные эксперты официально заявляли, что рост советской промышленности поражает воображение и, в конце концов, многие западные страны хотели перенять эту «волшебную» (как писали в то время в Европе) стратегию перспективного планирования.
Этот маленький исторический экскурс показывает, что наша страна очень тесно связана с Госпланом, теснее, чем другие страны.
Не стоит забывать и про самобытность России, уникальный путь ее развития. Г.Б. Клейнер, член-корреспондент РАН, в своем докладе «Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России» отмечает, что в России сформировался «особый «средовой» тип цивилизации». Под этим он понимает, что наша страна, как огромный сосуд, содержит в себе самые разные объекты и явления, бережно храня их. Действительно, в этом «сосуде» можно найти и различные культуры, и крайне высокую дифференциацию доходов граждан, и различные пути развития отдельных территорий и отраслей хозяйства. Поэтому вполне закономерным является именно смешанная экономика, и вполне закономерным должно являться качественное многоуровневое планирование.
На сегодняшний день качественное планирование необходимо. Проведенные опросы показывают, что имеется реальный спрос на стратегическое управление на всех уровнях управления.
Таблица 1
Спрос на промышленную политику со стороны руководителей промышленных предприятий
Вопрос 2.3. Необходима ли разработка и реализация промышленной политики: |
|||||
Доля ответов, % |
Итого, % |
||||
да |
нет |
не знаю |
нет данных |
||
на федеральном уровне |
91,89 |
1,80 |
4,50 |
1,80 |
100,00 |
на региональном уровне |
88,29 |
4,50 |
5,41 |
1,80 |
100,00 |
на муниципальном уровне |
72,07 |
16,22 |
9,91 |
1,80 |
100,00 |
Из таблицы 1 видно, что практически все опрошенные руководители промышленных предприятий уверены в том, что как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должна проводится промышленная политика.
Тем не менее, такая политика не проводится. Все руководители, как показано в таблице 2, в один голос говорят, что ни на одном уровне нет должной промышленной политики.
Данная ситуация говорит о том, что существует реальная проблема, возникающая в сфере планирования, которую необходимо решать.
Таблица 2. Наличие промышленной политики у властей различных уровней, по мнению руководителей промышленных предприятий
Вопрос 2.2. Есть ли, по Вашему мнению, значимая промышленная политика: |
|||||
Доля ответов, % |
Итого, % |
||||
да |
нет |
не знаю |
нет данных |
||
на федеральном уровне |
12,61 |
54,95 |
30,63 |
1,80 |
100,00 |
на региональном уровне |
17,12 |
54,95 |
24,32 |
3,60 |
100,00 |
на муниципальном уровне |
8,11 |
64,86 |
23,42 |
3,60 |
100,00 |
Из всего сказанного становится понятно, что России необходимо многоуровневое, многоцелевое и многоаспектное стратегическое управление, которое будет охватывать всю социально-экономическую сферу. В создании и осуществлении такого управления участвовать все уровни, все заинтересованные хозяйствующие субъекты и органы власти: федеральный, региональный и муниципальный уровень, ведомства и министерства, ассоциации и союзы хозяйствующий субъектов, общественные организации и, в конечном счете, отдельные граждане.
Такая система стратегического планирования создается с целью разработки, согласования и координации плановых документов, концепций, целевых программ, бизнес-планов всех самостоятельных участников экономический отношений. Согласование должно проходить с привлечением информационных, переговорных и подобных методов.
В рамках такой системы необходимо создавать единый орган планирования в России, который и будет заниматься разработкой комплексной стратегии всей страны. Нужно понимать, что создание такого органа без предыдущей подготовки, без тщательной разработки, обсуждения и утверждения методологии и методики стратегического планирования, обречено на провал. Росплан – это орган, который является всего лишь стадией становления института стратегического планирования.
Госплан – это эффективный метод управления экономикой, который в полной мере может осуществляться только в рамках института стратегического планирования и никак вне его.
Система стратегического планирования потребует огромного количества совершенно новых институтов, связанных с обсуждением и принятием стратегических планов, контролем и проверкой принимаемых решений, мониторингом и корректировки стратегий, согласованием различного рода решений и так далее. Но стратегия страны и планирование на государственном уровне – это сильный толчок для развития экономики, важный импульс, наплавленный на достижение глобальных целей, способный в разы улучшить и модернизировать социально-экономическую сферу нашей страны.
В настоящее время можно говорить о том, что правительство обдумывает возвращение в госпланам. Полное возрождение государственных планов пока невозможно, да впринципе и не нужно. Особое внимание необходимо обратить на две отрасли, в которых внедрение госплана будет оправдано – оборона страны и экономика. Это продиктовано сложившейся обстановкой в мире: экономическими санкциями, войной на Украине, негативным отношением иностранных государств к нашей стране. Как никогда важно увеличивать показатели национальной экономики и обороноспособности страны.
Сегодня как никогда важно уйти от устоявшего стереотипа про то, что развитие экономической сферы возможно лишь при условии невмешательства государственных структур в финансовую сферу и отсутствии планирования. Теория о том, что экономические механизмы сами способны вывести экономику страны на новый уровень без вмешательства правительства, не оправдывает себя.
С этим согласен бывший председатель Госплана СССР Николай Байбаков. В одном из интервью он сказал, что «нужно правильно регулировать все хозяйство, и именно государство должно взять на себя эту функцию. И стесняться того, что новый Госплан будет вмешиваться в вопросы всех отраслей народного хозяйства, даже в условиях рынка не стоит. Российскому правительству сейчас просто необходимо заняться вопросом планирования экономики, ее развития с учетом рыночных технологий»
В заключении хочется сказать, что вопрос о необходимости Государственных планов остается очень спорным. Существует множество как почитателей таких планов, так и ярых противников любого планирования со стороны государства. По какому пути ни пошло бы наше государство, дискуссии и споры по этому вопросу вряд ли когда-нибудь утихнут.