ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТА

Рябова Татьяна Владимировна, Новикова Татьяна Борисовна, Шевцов Алексей Сергеевич

Дата публикации: 12.06.2014

Опубликовано пользователем: Рябова Татьяна

Рубрика ГРНТИ: 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Корпоративные информационные системы

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Рябова Т.В., Новикова Т.Б., Шевцов А.С. Формирование требований к разработке системы автоматизации процесса технического обслуживания и ремонта автотранспорта // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2014/06/2029 (дата обращения: 22.11.2023)

Рябова Татьяна Владимировна1, Новикова Татьяна Борисовна2, Шевцов Алексей Сергеевич3

1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 5 курса института Энергетики и автоматизированных систем
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем
3ООО «Корпоративные системы Плюс», начальник отдела «Автопарк»

Аннотация

На российском рынке на данный момент существует довольно небольшое количество систем автоматизирующих процесс технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств в полной мере. Наиболее функционально богатые системы этой области недоступны большому количеству потенциальных покупателей в виду своей большой стоимости. Поэтому разработка новой системы в этой области для реализации в низкой и средней ценовой категории будет являться достаточно прибыльным и эффективным вложением денежных средств. 

В рамках данной публикации мы рассмотрим основные требования к разработке программного средства по автоматизации технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

Для начала рассмотрим процесс технического обслуживания и ремонта (ТО и ремонта) автотранспортных средств на предприятии.

Процесс ТО и ремонта машин на предприятии осуществляется в соответствии с функциональной схемой производственного процесса (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Функциональная схема ТО и ремонта на предприятия

Согласно схеме, все возвращающиеся с линии машины проходят КТП (контрольно-технический пункт), на котором их осматривает дежурный механик.

Дежурный механик принимает машины с линии и направляет исправные машины в зоны ЕО (ежедневного обслуживания) и хранения. Подлежащие очередному ТО машины дежурный механик по указанию диспетчера Центра управления направляет на соответствующие посты диагностики, ТО и ремонт или в зону ожидания, если посты заняты. При этом дежурный механик на основании осмотра машины оформляет ремонтный лист (РЛ), уточняет содержание заявки и отправляет его в Центр управления. Возможен вариант, когда РЛ заполняет техник-оператор Центра управления на основании информации, переданной механиком КТП по линиям связи.

Перед выездом машины на линию водитель должен провести ее осмотр, убедиться в исправности машины и выполнить операции ЕО, связанные с осмотром машины. При выезде с территории предприятия он предъявляет путевой лист, наличие которого является разрешением на выезд.

При обнаружении неисправности в процессе выпуска подвижного состава на линию дежурный механик выписывает ремонтный листок, передает его в Центр управления, а машину направляет в зону ремонта или ожидания.

Исходя из условия задачи, можно выделить следующие основные функции моделируемого бизнес-процесса:

  • учет данных о техническом обслуживании автотранспорта;
  • формирование графиков технического обслуживания автотранспорта (планирование ТО и ремонтов);
  • контроль исполнения графиков ТО и ремонтов;
  • учет используемых запасных частей и материалов;
  •  учет затрат на проведения ТО и ремонтов;
  • планирование потребности в МТР;
  • учет ремонтов;
  • контроль исполнения ТО и ремонтов;
  • планирование бюджета;
  • формирование отчетной документации.

Построение модели «as-is» («как есть») бизнес-процесса ТО и ремонта автотранспорта

Изобразим наглядно описанный процесс с помощью методологии структурного моделирования DFD. Модель «as-is» или модель «как есть» представляет собой модель бизнес-процесса на момент обследования предметной области и строится с целью понять, как функционирует данный бизнес-процесс с позиции системного анализа.

Рисунок 2 – Контекстная диаграмма процесса техобслуживания и ремонта автотранспорта (DFD)

Рисунок 3 – Декомпозиция процесса техобслуживания и ремонта автотранспорта (DFD)

Как видно из представленных выше диаграмм процесс технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств включает достаточно большое количество различных документов и потоков данных. Любая поступающая в систему ТО и ремонта информация, поступает туда из определенного хранилища (базы) данных, доступ к которому зачастую осуществляется вручную. Автоматизация данного процесса позволит сократить количество «хранилищ», увеличить скорость получения информации по запросам и уменьшить процент возникновения так называемого «человеческого фактора» – ошибок в системе, возникающих по невнимательности или некомпетентности (в лучшем случае) работающих с ней сотрудников.

Далее проанализируем причинно-следственные связи, согласно которым процесс ТО и ремонта автотранспорта будет осуществляться наиболее эффективным образом.

Рисунок 4 – Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы)

Материальная база:

Процесс ТО и ремонта автотранспортных средств тесно связан с использованием различных типов оборудования как непосредственно участвующего в выполнении процесса (оборудование для проведения диагностики автотранспорта и т.п.), так и оборудования необходимого для осуществления информационного обмена между различными этапами выполнения процесса (ПК, оргтехника, сетевое оборудование, телефоны и пр.). Использование оборудования и тем более в таком большом количестве требует пристального внимания за его состоянием. Только оборудование в исправном состоянии, с установленным на нем необходимым программным обеспечением, при наличии всех необходимых сертификатов, регулярно подвергающееся плановой проверке способно обеспечить эффективное выполнение процесса.

Внешняя среда:

Первоочередное влияние оказывают поставщики материалов, необходимых для выполнения процесса ТО и ремонта. От стоимости этих материалов, своевременности и качества их поставки зависит не только эффективность выполнения процесса, но и сам факт его выполнения.

Аутсорсинговые компании по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств также оказывают большое влияние на выполнение процесса ТО и ремонта на предприятии. Однако, с учетом того, что, как правило, на «внешнее» ТО и ремонт отправляют, прежде всего, специфическое оборудование и транспорт, который проблематично   отремонтировать собственными силами, то и степень влияния аутсорсинговых фирм определяется процентным соотношением специфических машин по отношению к обычным видам транспорта.

Также, естественно, большое влияние оказывает и объем поступившего финансирования на решение проблем направления ТОиР.

Прочие факторы внешней среды – косвенные факторы, особое, значительное влияние имеют только при наступлении некоторых особых событий (принятия новых жестких законов, ЧС, экономический кризис и пр.).

Персонал:

Персонал, как ресурс, имеющий непосредственное отношение к выполнению рассматриваемого процесса, также имеет большое влияние на его эффективность. Грамотно подобранный квалифицированный персонал, не прекращающий развитие и обучение в данном направлении, которого полностью устраивают условия его работы – «рецепт» эффективного выполнения любого процесса предприятия.

Услуги:

Единственный из факторов, на который может оказать влияние не только организация, выполняющая процесс ТО и ремонта, но и организация-разработчик программного средства, оптимизирующего данный процесс. То есть, чем более подробно процесс ТО и ремонта учитывается в АИС, тем более эффективным может быть его планирование и планирование его ресурсов, что в свою очередь непосредственно влияет на объем затрат на выполнение процесса и, следовательно, на эффективность его выполнения.

Теперь перейдем непосредственно к формированию требований на разработку системы автоматизации технического обслуживания и ремонта.

Цели автоматизации:

  1. Уменьшить трудовые, временные и материальные ресурсы сотрудников по учёту ТО и ремонтов автотранспорта.
  2. Увеличить эффективность планирования ТО и ремонтов автотранспорта.
  3. Уменьшить несоответствие выделяемых средств на проведение ТО и ремонтов с реально необходимыми затратами.

Критерии успеха:

  1. Сотрудники должны в течение 2 месяцев после первого выпуска перейти на работу с системой.
  2. Повышение производительности работы сотрудников за счет высвобождения рабочего времени, затрачиваемого ранее на формируемые документы и отчетность.
  3. Отсутствие (малый процент) отказов автотранспортных средств, по причине несвоевременно проведенных мероприятий ТО и ремонта.
  4. Планируемые расходы на проведение ТО и ремонтов соответствуют (с минимальным отклонением) реальным затратам.

Факторы бизнес – риска:

  1. Введение новых форм обработки информации может вызвать трудности в работе с модулем в связи с некомпетентностью персонала. Потребуются временные ресурсы на обучение работников.
  2. Не все сотрудники готовы к работе с новым модулем.
  3. Возможны проблемы при интеграции модуля в основную систему управления предприятием.

Образ решения:

Проект будет представлять собой приложение для ведения учета проведенного технического обслуживания и ремонтов автотранспорта, формирования плана-графика ТО и ремонтов, планирования затрат на будущие ТО и ремонты (финансовых и материальных).

Требования к функциям, выполняемым системой:

Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:

  1. Ввод, редактирование, и удаление информации о проведенных ТО и ремонтах.
  2. Формирование, просмотр и печать отчетов по критериям запроса.
  3. Просмотр справочников по различным видам документов.
  4. Формирование документов по учету ТО и ремонтов.
  5. Формирование плана-графика ТО и ремонтов (с учетом затрат).

Масштабы и ограничения проекта:

  1. На предприятии уже имеются автоматизированные рабочие места сотрудников, ответственных за выполнение процесса ТО и ремонтов.
  2. Имеется сервер, на котором будет установлено необходимое программное обеспечение.

Требования пользователей

Выделим пользователей проектируемой системы. Для каждого пользователя перечислим варианты использования (рисунок 5).

Дежурный механик ответственен за ввод данных о поступившем на ТО и ремонт автотранспорте, а также за распределение по видам обслуживания на основании план-графика, формируемого в системе диспетчером. Диспетчер также формирует итоговую отчетность.

Механик вводит информацию о произведенном обслуживании автотранспорта и планирует использование материалов, на основании полученных со склада данных о материалах, имеющихся в наличии.

Экономист планирует в системе информацию о допустимых затратах на ТО и ремонты и получает данные об уже произведенных затратах.

Снабженец получает информацию о необходимых материалах для формирования плана закупок.

Руководство получает итоговые отчеты.

Рисунок 5 – Варианты использования системы пользователями

Рисунок 5 – Варианты использования системы пользователями

Таким образом, мы наглядно продемонстрировали все основные функции, которые должна выполнять система, за исключением функций создания, редактирования и удаления, которые должны присутствовать в системах подобного рода по умолчанию.

В результате нашей работы мы получили перечень требований, предъявляемых к системе с точки зрения ее будущего пользователя. Полученные данные можно использовать формирования спецификации требований к системе и проектирования концепции системы, а также для составления технического задания на разработку системы.

Библиографический список:

  1. Гагарина, Л.Г. Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Д. В. Киселев, Е. Л. Федотова − М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
  2. Информационная система ТОиР. [Электронный ресурс] / TadViser: Государство. Бизнес. ИТ, 9 мая 2010 (исправлено от 28 мая 2013). – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационная_система_ТОиР
  3. Ипатова Э.Р., Ипатов Ю.В. Проектирование информационных систем:                 Учебное пособие.— Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 187 c.
  4. Ипатова Э.Р., Ипатов Ю.В. Практикум по проектированию информационных систем: Учеб. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 116 с.
  5. Кизим А.В. Постановка и решение задач автоматизации работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования/ А.В.  Кизим //Доклады ТУСУРа. – декабрь 2009. – №2 (20). – Режим доступа: http://www.tusur.ru/filearchive/reports-magazine/2009-2/131-135.pdf
  6. Основные бизнес-процессы управления техническим обслуживанием и ремонтами. [Электронный ресурс] / компания «Деснол Софт Проджект», Танасичук Д., 26 декабря 2012. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru/journal-article.jsp?id=381
  7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – Утверждено Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года
  8. Рябова Т.В. Автоматизация ТО и ремонтов автотранспортных средств / [Интервью с А.С. Шевцовым] // 2014 г.
  9. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностирования автомобилей: Курсовая работа. – Киров, 2009. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/transport/2c0b65635b3bc78b5d53a89421306c27_0.html
  10. Туревский И.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Введение в специальность: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. -192 с.: ил. – (Профессиональное образование).
  11. Шапошников Ю.А., Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: Курс лекций для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство». – Барнаул, 2009. – 274 с.
  12. Яговкин А.И., Организация производства технического обслуживания и ремонта машин: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400 с.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.