В настоящее время в нашей стране обширно применяется система дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это обучение с использованием телекоммуникационных и информационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между обучаемым и преподавателем, а также не регламентирующего территориальных и временных требований к реализации учебного процесса (5).
Дистанционная форма обучения дает обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер, необходимое программное обеспечение и выход в глобальную сеть Интернет.
Дистанционное обучение является одним из важнейших видов образовательного процесса, появившееся благодаря внедрению в образовательные учреждения современных средств информационно-коммуникационных технологий (1).
Дистанционная форма обучение является компонентом системы непрерывного образования. Представляет собой совокупность современных телекоммуникационных, компьютерных и педагогических технологий, средств и методов, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с систематическими консультациями у преподавателей. Рассмотрим основные характеристики дистанционного обучения (3):
- Подробное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебного материала);
- Интерактивность (взаимодействие между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение);
- Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности);
- Модульная структура дистанционного обучения (обучение должно иметь возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю).
Дистанционное обучение как одна из форм образовательного процесса имеет ряд особенностей.
К одним из основных особенностей дистанционного обучения можно отнести то, что источники знаний это информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде (программное обеспечение).
Характерные особенности дистанционного обучения представлены в следующей схеме №1:
Характерные особенности дистанционного обучения - Схема №1
- гибкость обучения – любой обучающийся может выбрать то количество времени, кторое ему необходимо для освоения курса дисциплины по выбранной специальности;
- модульность обучения – обучение выбранной дисциплины модулями (блоками);
- рентабельность - экономическая результативность дистанционного обучения;
- новая роль преподавателя – в данной сфере он контролирует и регулирует процесс обучения, а также преподаваемый курс, проводит консультирование обучающихся;
- параллельность - обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
- новые информационные технологии – в системе дистанционного обучения используются, преимущественно, новые информационные технологии;
- географическое положение – расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
- массовость - количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (базам данных, электронным библиотекам), а также могут общаться с преподавателем и друг с другом через сети связи или с помощью других средств ИТ (2,4,5).
Однако самостоятельное обучение лежит в основе и является главной особенностью дистанционного обучения. Обучающиеся должны самостоятельно уметь работать с предоставляемой им информацией. При получении образования по этой форме и преподаватели, и студенты должны владеть интернет технологиями (5).
В настоящее время дистанционное обучение уже заняло свое место в системе образование, которое в перспективе будет укрепляться. Поскольку ДО может обеспечить качественное образование.
Список литературы
- Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. – 2003. – №4.
- Сайт «Сайт педагога-исследователя»[Электронный ресурс] – Режим доступа http://si-sv.com/publ/6-1-0-164
- Сайт «Открытый класс»[Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.openclass.ru/
- Сайт «Система организации дистанционного обучения»[Электронный ресурс] – Режим доступа http://milkprograms.spb.ru/
- Сайт «Заочное дистанционное образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://vfmgiu.ru/