АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА

Садыков Ильдар Шамилевич

Дата публикации: 02.03.2016

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 82.00.00 Организация и управление

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Садыков И.Ш. Актуальные проблемы совершенствования механизмов антикризисного управления региона // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/03/3236 (дата обращения: 07.12.2023)

Одной из наиболее острых проблем развития нашей страны сегодня является экономический кризис, который каждому отдельно взятому региону приходится зачастую преодолевать самостоятельно. При этом не происходит какого-то детального анализа и учета всех факторов сложившейся ситуации, которые обеспечивают дальнейшее развитие субъектов РФ, в которых кризис проявляется наиболее остро. Некоторые регионы буквально выживают, испытывают нехватку инвестиционных и финансовых средств, которые требуются для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Сложившиеся подходы, ориентированные на решение в основном текущих, а не перспективных проблем, не позволяют эффективно использовать ресурсный потенциал и конкурентные преимущества регионов для выхода их на траекторию устойчивого развития, что требует поиска новых подходов к проблеме антикризисного управления экономическим развитием региона, позволяющих повысить его устойчивость, стабильность, привлекательность.

Решение сложившейся проблемы требует комплексного подхода, разработку и применение действенных механизмов антикризисного управления экономикой региона. Данная проблема становится объектом исследования многих российских ученых [1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12].

Антикризисное управление представляет собой управление социально-экономической системой, при котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисных ситуаций, снижения их негативных последствий, а так же ликвидация причин кризиса для снятия барьеров дальнейшего развития [13].

На региональном уровне антикризисное управление должно использовать такие механизмы, как:

  • Мониторинг социально-экономической среды региона (как внешней, так и внутренней), его финансового положения с целью выявления признаков кризиса;
  • Оперативная оценка и анализ социально-экономического состояния региона;
  • Разработка мер по преодолению депрессивного состояния и последующее их внедрение;
  • Выявление факторов конкурентоспособности и факторов роста региона;
  • Разработка антикризисной стратегии региона для преодоления кризисной ситуации и обеспечения его дальнейшего развития [4].

Инструментом антикризисного управления регионом может выступить комплексная программа развития, в которой будут выявлены проблемы региона, найдены пути их решения и механизмы реализации. Причем заниматься разработкой такой программы должны не только региональные участники, но органы федеральной власти, соседствующие регионы, научные сообщества, местные предприятия. Самой важной особенность такой программы должны быть строгие временные рамки, т.к. необходимо применять интенсивные меры по преодолению депрессивной ситуацией.

Однако на деле в отношении многих территориальных образований антикризисное управление проявляется лишь в узком смысле, которое проявляется лишь в минимизации негативных последствий кризисных явлений. А основные элементы кризисного управления, такие как предвидение кризиса и ликвидация его причин практически не используются.

Регионы РФ не имеют комплексных инструментов антикризисного управления, ими не применяются срочные меры для преодоления структурных кризисов. Данные проблемы частично рассматриваются в разрабатываемых стратегиях развития того или иного региона, программах их социально-экономического развития, ведомственных программа. Но главный недостаток всех таких программ – это длительный срок их реализации, а это нарушает основной принцип антикризисного управления – принцип срочности.

Антикризисное управление региона должно основываться на комплексных антикризисных мероприятиях с предварительным выявлением факторов кризиса, обоснованием факторов конкурентоспособности которые должны рассматриваться как условия потенциального развития, разработкой плана перехода от экстенсивного направления развития к интенсивному.

 

Список литературы:

  1. Внедрение инновационных технологий в муниципальное управление. Анкудимова К.Ю., Гарифуллина А.Ф. Экономика и социум. 2014. №3-1 (12).С.82-85.
  2. Информатизация органов местного самоуправления. Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-3 (12). С.219-221.
  3. К вопросу о правотворческой инициативе граждан в Российской федерации.  Габулхакова Д.Ф., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №1-1 (11). С.344-347.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СПС  «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 № 14 // СПС  «КонсультантПлюс».
  6. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики. Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №6-2 (32). С.184-190.
  7. Проблемы разработки и реализации инновационных проектов в современных условиях. Исхаков А.У., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-2 (12). С.85-86.
  8. Проблемы местного самоуправления в России. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С.198-200.
  9. Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №5. С.630-640.
  10. Роль информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С. 6-8.
  11. Стратегии и программы социально-экономического развития: федерация и регионы России: Монография / Под общ. ред. А.Я. Быстрякова, Н.П. Гусакова, Е.В. Пономаренко. – М.: РУДН, 2009. – 401 с. (с. 224-225).
  12. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №3. С.282-293.
  13. Туманова Е. Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.— СПб.: Реноме,2012. — С. 204-208.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.