НУЖНА НОВАЯ ПЕДАГОГИКА (ПСИХОАНАЛИЗ ПО ЗОЩЕНКО)

Зайцев Георгий Кирович

Дата публикации: 18.04.2015

Опубликовано пользователем: Зайцев Георгий Кирович

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Ключевые слова: , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Зайцев Г.К. Нужна новая педагогика (Психоанализ по Зощенко) // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/04/2542 (дата обращения: 21.11.2023)

Авторская справка

Зайцев Георгий Кирович (доктор педагогических наук, профессор), Санкт-Петербург – автор 20 книг для школьников, студентов, учителей и др., посвященных проблемам воспитания здоровой личности (Уроки Мойдодыра; Уроки Айболита; Твое здоровье: Укрепление организма; Твое здоровье: Регуляции психики; Педагогика счастья; Валеология и др.).

E-mail: valeeg@yandex.ru

Аннотация

Автор исследует трудности и возможности воспитания человека в современных условиях. Статья написана под влиянием научно-художественной повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца», в которой писатель выступает в нетипичном для себя качестве психоаналитика.

 

The new pedagogics is necessary (Psycho-analysis according to Zoshchenko)

Zaytsev Georg Kir

Professor, Sankt-Peterburg

Abstract. The auther explores the difficulties and opportunities of  human education in modern conditions/Article is written under the influence of science art story by Michail Zoshchenko “Before sunrice” in which the writer acts atypically for himself in a quality of psychoanalyst.

 

Откуда берется безнравственность

Современные проблемы российской жизни (алкоголизм, наркомания, преступность, терроризм, высокая заболеваемость и смертность)  «аналитики» консервативного толка, как это им и положено, связывают с плохим (или ухудшающимся) экономическим состоянием страны, с неэффективностью деятельности правоохранительных органов и системы здравоохранения. В соответствии с этим, приоритетное внимание в стране уделяется совершенствованию экономической стороны жизни или ее поддержанию (последнее стало более актуальным в условиях так называемого «мирового экономического кризиса»), укреплению системы правопорядка и улучшению медицинского обслуживания населения. Но можно ли такие подходы к названным проблемам действительно считать приоритетными, если первопричины сложившегося положения лежат совершенно в другой области –  в сфере воспитания (педагогики)? Например, ложным является утверждение, что коррупция имеет в основном экономические корни. На самом деле коррупция обусловлена прежде всего деформациями личности человека, доминированием у него ложных мотивов и смыслов, которые напрямую связаны с особенностями пройденного им «курса воспитания» в школе и семье. То же самое можно сказать относительно вредных привычек и различного рода заболеваний. Ведь ни учителя в школе, ни родители в семье не побуждают детей с раннего возраста вести здоровый образ жизни и не обучают этому должным образом. И это является основной причиной того, почему у большинства российского населения не сформирована устойчивая установка на здоровье. В этой связи (поскольку лживость, вороватость, злобность, циничность и другие отрицательные черты личности, а также вредные привычки достаточно типичны для современного российского населения) есть все основания говорить об ущербности (точнее – банкротстве) сложившейся в России системы воспитания.

Для подкрепления данного утверждения приведем мысль одного из авторитетнейших людей нашего времени – академика Д.С.Лихачева, которого однажды спросили, что он думает об «утечке мозгов». Его ответ: «Что утечка?! Усыхание мозгов – вот проблема!» – ясно указывает на рост безнравственности в обществе и, соответственно, характеризует «безнравственность» современной педагогики.

Заметим, что Д.С.Лихачев не оригинален в своей оценке. Много ранее о «безнравственности воспитания в России» говорил А.С.Пушкин. Нет сомнения, что со времен Н.В.Гоголя заметно прибавилось в России и количество «дураков».

Можно, конечно, «смягчить» ситуацию и отметить, что нравственная деградация является не только национальной, но и мировой проблемой. И тогда становится совершенно понятно, что именно деградационные тенденции в личностном развитии людей обусловили рост асоциальности, следствием чего и стал «мировой экономический кризис». Ведь неразумно считать причиной экономического кризиса несовершенство экономических законов. Виной всему являются люди – несовершенные, невоспитанные, не понимающие толком, зачем и как надо жить…

 

УЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Известно, что А.П.Чехов был по профессии врачом. Но он не только лечил людей, но учил их правильной жизни, чтобы они меньше болели. Такое отношение к пациентам возмущало традиционных «лекарей», которые на болезнях и несчастьях людей зарабатывали деньги.  Возможно, именно идея «меньше лечить, а больше учить» (а также неприязнь со стороны «коллег») и побудила А.П.Чехова оставить врачебную практику и заняться сочинительством, которое и сегодня сохраняет свое педагогическое значение…

…У современных людей также много проблем со здоровьем. Отчасти потому, что врачи плохо лечат. Но главная причина болезней, безусловно, в другом – люди не заботятся должным образом о своем здоровье, так как у них не сформирована нужная мотивация и нет соответствующих знаний.

… Осознав сущность проблемы, в1990 году в Ленинградском институте усовершенствования учителей создали первую в России кафедру валеологии (лат.  valeo – здравствую; греч. logos – учение) для подготовки учителей к «обучению здоровью» школьников. Готовили учителей основательно. Три года (без отрыва от основной работы) они посещали курс валеологии.

…Помнится, собрался первый выпуск валеологов, чтобы отметить шампанским завершение учебы. Куратор курса (доцент) многозначительно произнес тост: «За здоровье!» Однако тост показался присутствующим «неконструктивным». И тогда решили сформулировать его более «профессионально». После небольшой «дискуссии» выделили основные факторы, которые укрепляют здоровье человека. Это – «продолжительная двигательная активность», «контраст температур», «творческая самоотдача» и «гармоничный секс». Доцент (как ученый человек) осуществил «интеграцию» и произнес какой-то «фрейдистский» тост: «За продолжительный, с элементами творчества, гармоничный секс в контрастно-температурных условиях!»

Почему-то этот тост остался в памяти…

 

Почему же мы не слышим мудрецов, не внимаем их наставлениям и ничего не меняем в собственной жизни? Причина та же – неполноценное воспитание, следствием которого является личностная незрелость (консерватизм и отсутствие стремления к самосовершенствованию; физическая, психическая и половая недоразвитость) или, что еще хуже, деградация (склонность к вредным привычкам и асоциальному поведению).

 

Для современных людей характерна нравственная деградация, проявляющаяся в росте различных асоциальных проявлений. Сложившееся положение обусловлено их неполноценным воспитанием в детстве, отрочестве, юности. К сожалению, такого понимания нет у исполнительной власти, которая безрезультатно пытается решать социальные проблемы непедагогическими способами.

                                                                                                             

По какому признаку лучше делить людей

В связи с вышеизложенным вспоминается гениальная мысль Л.Н.Толстого, который от лица Николеньки Иртеньева (главного персонажа повестей «Детство», «Отрочество», «Юность») посчитал возможным поделить всех людей не по одаренности, генетическим показателям, материальной обеспеченности или вероисповеданию (как это сегодня пытаются делать, соответственно, учителя, медики, социологи и священники), а по педагогическому признаку – уровню воспитанности (единственно правильному!).

Глубина толстовской мысли заключается в следующем. Высокий уровень общей воспитанности (культурности) человека возвышает его над материальной и психической сторонами жизни (связанными главным образом со стремлением к физическому и психическому комфорту). Высокий уровень воспитанности нивелирует в человеке даже значение национального статуса, делая его, как бы, «человеком мира». Но в то же время побуждает (как человека культурного) бережно относиться к собственным «корням» – культуре своего народа.

Далее важно отметить, что у каждого человека (в зависимости от полноценности его воспитания) могут доминировать либо биологические, либо идеальные (психические), либо социальные потребности, составляющие «ядро» его личности (эта мысль принадлежит известному отечественному психофизиологу академику П.В.Симонову). Именно доминирующие потребности определяют уровень воспитанности и зрелости личности человека, от чего в наибольшей мере зависит его отношение к жизни.

 

КТО СИЛЬНЕЕ

Как обычно происходит в школе?

Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать текст. Совестливый ученик (тот, кто хорошо воспитывается родителями) внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его не перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.

А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до «фени». Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».

И по «нервной слабости», желая побыстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.

Людмила Ивановна и говорит:

– Ты не все рассказал. Садись, «три».

Ставит отметку в журнал и спрашивает:

– Кто хочет?..

Поднимает руку «сильный» ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»

Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..»

И так он мучается в школе  все время…

И вырастает в независимого и умного человека.▓

 

Таким образом, вполне обоснованным представляется разделение современных людей на «биологических», или «первобытных»; «психических», или «средневековых» (это – типы «недовоспитанных» людей) и «социальных», или «цивилизованных», которых можно считать относительно воспитанными. Разумеется, такое разделение людей является условным, так как в каждом человеке есть и биологическое, и психическое, и социальное, но доминировать могут разные составляющие его личности (что, еще раз подчеркнем, связано с особенностями воспитания).

Каковы же особенности образа жизни людей разного уровня воспитанности (соответственно, разного уровня развития и зрелости) и каковы тенденции в их здоровье (последнее особенно волнует)?

Так, человек биологический (он живет преимущественно своим телом) ведет, как правило, нездоровый образ жизни (ленив и склонен к «обжорству»), что приводит к физической «ослабленности» и заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и др.

Для психического человека, живущего преимущественно душой, характерен малоподвижный образ жизни (он часами может смотреть по телевизору «мыльные оперы», решать кроссворды, просиживать за игральным автоматом, заниматься несуразным коллекционированием и т.д.). На этой почве у него могут развиваться различного рода зависимости (алкогольная, игровая, Интернет-зависимость и др.). Именно «психический» человек легко поддается влиянию и становится нередко жертвой обманов и разного рода манипуляций.

Первопричиной неправильного образа жизни и проблем со здоровьем указанных типов людей является прежде всего их социальная незрелость, обусловленная неполноценным или недостаточным воспитанием в детстве, отрочестве и юности.

Полноценная жизнедеятельность характерна главным образом для социально зрелого («цивилизованного») человека, который живет преимущественно другим человеком (другими людьми). Под «другими», по нашему разумению, следует понимать в первую очередь «любимого человека», а затем – прочих людей (собственных детей, родственников, друзей и т.д.).

Уникальность ситуации состоит в том, что социально зрелый (воспитанный) человек, озабоченный жизнью других людей, на самом деле много занимается и своим телом, и своей душой. И делает он это прежде всего для того, чтобы полноценнее обустроить собственную социальную жизнь. Таким образом, только у социально зрелого (воспитанного) человека может самостоятельно сформироваться задача укрепления своего здоровья, которую он способен успешно решать, например, в процессе избранного им способа физкультурно-оздоровительной деятельности.

Разумеется, проблема «недовоспитанности» (и соответственно, незрелости) граждан не самая опасная для государства. Наиболее опасная проблема заключается в росте преступного поведения, особенно среди молодого поколения, что также обусловлено неполноценным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. И дело не только в росте числа несовершеннолетних правонарушителей, но и в трудностях их реабилитации.

Так, согласно последним исследованиям, около 20% несовершеннолетних правонарушителей уже являются преступниками-рецидивистами. В них укоренились психопатологические черты и склонность к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (реабилитация таких лиц практически невозможна). Для 30% несовершеннолетних правонарушителей характерна усугубляющаяся психическая деградация личности (их реабилитация сильно затруднена). 40% несовершеннолетних правонарушителей склонны к приспособленчеству. Любыми путями (в том числе безнравственными) они стараются поддерживать благоприятный для себя психо-эмоциональный настрой, в том числе в колонии (их реабилитация затруднена). И лишь у 10% несовершеннолетних правонарушителей сохранилось стремление к реабилитации, они ориентированы преимущественно на социальные ценности – творчество и семейное благополучие.

 

Воспитанность является единственно верным признаком, по которому следует дифференцировать людей. По этому признаку людей можно поделить на «недовоспитанных», воспитанных и плохо (или дурно) воспитанных.

У «недовоспитанных» людей доминируют либо биологические, либо идеальные потребности. Соответственно, они живут либо телом (как первобытные люди), либо душой (как средневековые).

У воспитанных людей (их, к сожалению, много меньше) доминируют социальные потребности, поэтому они живут (как цивилизованные) преимущественно другими людьми (прежде всего любимым человеком). И их жизнь, в отличие от «недовоспитанных», бывает более благополучной и более продолжительной.

Наибольшую опасность для общества представляют плохо воспитанные люди (именно они совершают различного рода асоциальные поступки и правонарушения). У этих людей (в силу неправильного воспитания) доминируют ложные мотивы. Большинство из них трудно поддается перевоспитанию и реабилитации.

 

В чем неполноценность современного воспитания

Откуда же берутся «недовоспитанные» (неразвитые, незрелые) и невоспитанные (асоциальные) люди? Разумеется, из школы и семьи.

Прежде чем подвергнуть критике школу, напомним, что основой личности человека являются вовсе не знания, умения и навыки, и даже не интеллект и способность к обучению, формированием которых чаще всего и заняты учителя в школе. «Ядром» личности человека (или самой существенной его личностной чертой), как уже отмечалось нами, являются доминирующие у него потребности. Соответственно, «первым принципом продуктивной теории воспитания должен стать решительный переход от обучения одному лишь знанию норм поведения к его более глубоким основам — к формированию такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей». Данный тезис принадлежит академику П.В.Симонову. Но такого понимания сущности воспитания, к сожалению, не найти в учебниках педагогики. Не удивительно, что указанный принцип практически не работает в массовой школе. Учебная деятельность детей построена здесь (как и в былые времена) на принудительных репродуктивных принципах и направлена на формирование у них (начиная с первого класса) нормативных знаний, умений и навыков. В процессе учебы, построенной на основе «принудительно-нормативного» подхода, у детей не удовлетворяются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении, актуализирующиеся у них, соответственно, в детстве, отрочестве и юности.

Противоречие, возникающее между потребностями и системой школьного образования, имеет для обучающихся опасные последствия. Прежде всего оно приводит к хроническому перенапряжению и переутомлению школьников и, соответственно, к росту у них психосоматических и психических заболеваний. Одним из наиболее болезненных последствий указанного противоречия является, в частности, невротизация личности обучающегося. Процесс невротизации протекает незаметно по следующей схеме: доминирующая потребность (как внутреннее, природно обусловленное побуждение) вступает в конфликтные отношения с ситуативной доминантой (в виде принудительно поставленной учителем учебной задачи), в результате чего у учащихся возникает ситуация трудного выбора и, как следствие этого, психическое напряжение – тревожность. Постоянно возникающий ситуативный конфликт служит почвой для усиления тревожности — превращения ее в мучительное хроническое психическое состояние, которое в свою очередь порождает недоверие и враждебность сначала к учителям, затем к другим людям. Постепенно тревожно-враждебное отношение к окружающим закрепляется у детей (обычно это происходит в подростковом возрасте) в виде черты характера. В результате относительно здоровый человек постепенно превращается в невротическую личность.  В этой связи важно отметить, что жизнедеятельность невротика по своей сущности носит разрушительный характер, так как все виды его поведения подчинены прежде всего тому, чтобы вытеснить из своего сознания враждебность и тревожность. К сожалению, делается это им, как правило, с помощью несовместимых, взаимоисключающих друг друга стремлений. Например, невротик может прикидываться беспомощным и при этом стремиться властвовать над другими; унижать людей и одновременно пытаться завоевать их одобрение; стремиться нанести вред другому человеку (даже очень близкому) и при этом говорить ему о своей преданности; стремиться получить любовь других людей и в то же время быть неспособным проявлять любовные чувства и т.д. В результате такой противоречивой активности невротические наклонности у человека только усиливаются. Отсюда нетрудно представить себе поведение невротика, например, «во власти», в половой жизни, во взаимоотношениях с детьми.

 

ВОТ УМРУ

Сначала с шестиклассником Петей несправедливо обошелся учитель истории. Он вызвал его отвечать и поставил «двойку», хотя знал, что тот не готовился, так как у него был день рождения. А значит, он находился в привилегированном  положении.

Потом его обидела Курочкина («дама сердца»), которая вместо того, чтобы посочувствовать, сказала, что с «двоечником» дружить не станет.

А когда он вернулся домой, сначала позлорадствовал старший брат, который сказал, что по истории получают «двойки» только «недоразвитые». Потом возмутился дедушка (он еще при царе учился в кадетском корпусе), сказав, что за незнание истории государства российского в его время секли розгами. А мать после обеда в наказание не дала поесть изюму. Наконец, под вечер, когда домашние и другие родственники (среди которых были и двоюродные сестры) собрались за праздничным столом, отец вместо того, чтобы поздравить Петю, произнес:

– Тебе, как «двоечнику», сегодня не с нами надо бы сидеть и пироги лопать, а в темном чулане – на хлебе и воде.

И Петя почувствовал себя совершенно чужим и одиноким.  Это чувство вызвало у него всплеск необузданной фантазии…

«Вот умру – еще пожалеете!» – подумал он.

И чувство жалости к самому себе стало нестерпимым…

На следующий день (благо, это был выходной) Петя проснулся только к обеду.

Его первая мысль была: «Хорошо, что не в чулане!»▓

 

Противоречие между потребностями обучающихся и системой школьного образования опасно еще в одном аспекте: оно приводит к ущербной трансформации их мотивационной сферы. В результате доминирующими у детей становятся не подлинные потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении, самосовершенствовании и другие, а ложные мотивы. В чем это выражается? Прежде всего – в стремлении учащихся достичь любыми средствами (даже путем обмана) положительных отметок; в имитации активности на уроках; желании угодить учителю, чтобы сохранить с ним хорошие отношения, или, наоборот, «поиграть на его нервах», чтобы испытать острые ощущения от содеянного. Ущербная трансформация мотивационной сферы школьников приводит к тому, что они перестают быть самими собой. У многих из них формируется состояние хронической неудовлетворенности, которое нередко и побуждает к асоциальным поступкам и вредным привычкам (в том числе к приему наркотиков – наиболее обсуждаемой сегодня в обществе проблеме). Не приговор ли сказанное традиционной школе?

Но если массовая школа такая «вредная» – откуда же берутся у нас выдающиеся ученые, писатели, музыканты, артисты, просто «ответственные и добросовестные» люди? В большинстве случаев это происходит вопреки системе школьного образования (об этом в интервью недвусмысленно говорят сами «выдающиеся деятели»). В лучшем случае они называют одного-другого учителя (доброго и отзывчивого человека), который помог им поверить в себя, открыть и развить свой талант. В этом, пожалуй, и состоит главный парадокс массовой школы: в ней (вопреки ее сущности) еще встречаются хорошие люди (педагоги!), которых уважают (любят) ученики. И в этом случае дети ходят в школу не напрасно.

 

БЛИЦКОНТРОЛЬНАЯ

Учителя бывают очень темпераментные. Одна такая учительница (физичка с «иностранным уклоном») очень любила проводить блицконтрольные. Останется минут десять до окончания урока, ученики уже подумывают о буфете, а она вдруг как заторопится, как закричит:

– Убрать все со стола, взять чистый лист… Блицконтрольная!

И пишет на доске два варианта задач по физике.

Некоторые из учеников к такому повороту уже привыкли. Сами, видно, из темпераментных. А кому-то надо долго собираться: затылок почесать, в окошко посмотреть… позавидовать тем, кто на школьном дворе контрольную прогуливает. Вот время и проходит. Звенит звонок. Надо сдавать контрольную, а на листке только сама задача – без решения.

А учительница кричит:

– Все, я ухожу, я ухожу, кто не сдал, тому – «два».

Один «заторможенный» ученик, кстати, победитель городских олимпиад по математике, тоже ничего не успел решить.

А учительница все кричит:

– Сдавай, сдавай контрольную!

Совсем отчаявшись, он сделал из листка самолетик и запустил его в учительницу:

– Ловите свою контрольную, Валентина Фердинандовна!

Лицо учительницы перекосило…

Когда она ушла в учительскую, все ученики замерли в ожидании: «Что-то будет?»

Но на следующий урок пришел учитель математики, старикашка-«одуванчик». Его в школе все уважали: и учителя, и ученики, и даже родители учеников. Но особенно его уважал директор школы – они вместе были на войне.

Пришел и тихо сказал:

– У вас больше не будет блицконтрольных!..

И сразу приступил к объяснению новой теоремы.▓

 

Далее остановимся на воспитании детей в современной семье. Опыт показывает, что в так называемых благополучных семьях (где есть «папа» и «мама», а ребенок не испытывает ощутимых материальных трудностей) родители, как правило, стремятся воспитать свое чадо с заранее заданными качествами – «подогнать его под собственные желания». Поэтому воспитание в такой семье мало чем отличается от традиционного обучения в школе, а значит, только усугубляет положение. О качестве же воспитания детей в неблагополучных (в том числе неполных) семьях вообще говорить не приходится. Даже если мать (как единственный родитель) будет «очень стараться», у нее мало что получится, так как основополагающая роль в воспитании ребенка в семье принадлежит вовсе не женщине, а мужчине (отцу), о чем, кстати, редко, кто из родителей даже догадывается.

В этой связи еще раз отметим, что ни в школе, ни в семье детей не мотивируют вести здоровый образ жизни и не «учат здоровью» должным образом. В первую очередь это относится к проводимым в школе физкультурным и гигиеническим занятиям. Направленные преимущественно на формирование нормативных знаний и навыков, эти занятия не побуждают школьников к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья. Что же касается родителей, то большинство из них  просто не способны хорошо влиять на своих детей, так как сами чаще всего не соблюдают элементарных правил здорового образа жизни.

Отдельно остановимся на проблеме полового воспитания подрастающего поколения. Об актуальности этой проблемы говорит многое: раннее (на фоне физиологической и психосексуальной незрелости)  вступление подростков в половые контакты, рост отклонений в половом поведении (сексуальной агрессивности и проституции), увеличение воспалительных и других заболеваний половой сферы. Последние исследования свидетельствуют, что в структуре мотивационной сферы подростков (применительно к формирующейся у них сексуальности) имеет место несогласованность и противоречивость побуждений, что, естественно, не может не препятствовать становлению у них «здоровьесозидающего» полового поведения. Несогласованность заключается прежде всего в том, что эротические и сексуальные потребности не проявляются у подростков (как этого следовало бы ожидать) в русле общей мотивации здорового образа жизни, а наоборот, находятся с ней в противоречии. Соответственно, и в сознании современных подростков не проявляется в должной мере «здоровьесозидающий» подход к половой жизни. В их суждениях о половой жизни находит отражение преимущественно негативная тенденция «разделения секса и любви».

Понятно, что деформации в психике, складывающиеся у детей в период полового созревания, в будущем негативно сказываются на их семейной жизни (неудивительно, что сегодня распадается каждая вторая молодая семья). В этой связи важно отметить, что даже у выпускников элитных школ, считающихся наиболее «благовоспитанными», чаще всего доминируют ложные половые установки. В результате, вместо того, чтобы готовиться к любви и развивать в себе соответствующую способность (как нравственно-психологическую основу будущей семейной жизни), большинство из них предпочитают либо дожидаться любви, либо добиваться ее от другого человека. Итогом такого полового поведения чаще всего бывает незрелая сексуальность, которая является основной причиной несчастливых браков.

Таким образом, усиление деградационных процессов в половой жизни и брачных отношениях, увеличение количества неполных и неблагополучных семей (как результат отсутствия полноценной системы полового воспитания) – это еще одно обстоятельство, препятствующее нормальному общему воспитанию подрастающего поколения. В сложившейся ситуации становится понятным, что будущих мужей и отцов, жен и матерей сегодня следует готовить в школе. Вот только способна ли на это массовая школа?

 

Воспитательная система традиционной (массовой) школы противоречит потребностям детей, что приводит к их перенапряжению и, соответственно, к росту у них психосоматических и психических заболеваний. А еще при этом происходит деформация мотивационной сферы обучающихся и образование ложных мотивов, следствием чего являются асоциальные поступки и вредные привычки. Компенсировать психологическую ущербность традиционной школы способно только позитивное педагогическое воздействие отдельных учителей, которых уважают ученики за честность и доброту.

Воспитание в современной семье обычно мало чем отличается от традиционного обучения в школе, поэтому лишь усугубляет негативные тенденции в психике детей.

Нормальному общему воспитанию подрастающего поколения препятствует также отсутствие в стране полноценной системы полового воспитания.

 

Как воспитать хорошего человека

Итак, процесс воспитания детей, подростков и молодежи очень часто не  соответствует их потребностям. Именно этим обусловлен рост асоциальности среди людей, который сегодня можно определить как «нравственную деградацию человеческого общества».

Встает вопрос: можно ли рассчитывать на успешное решение всякого рода частных проблем, связанных, например, с экономикой, правопорядком или здравоохранением, если не остановить тотальную тенденцию деградации человеческой личности? Ответ напрашивается отрицательный. Следовательно, в социальной жизни сегодня приоритетное значение должно быть отведено не столько экономике, законотворческой деятельности или даже медицине, сколько педагогике, от эффективности которой зависит практически все, в том числе экономические достижения, ведь их способны обеспечить только хорошо воспитанные и образованные граждане.

В настоящее время, с опорой на идеи академика П.В.Симонова, разработана концепция воспитания здоровой во всех отношениях личности («потребностно-информационный» подход в педагогике). Сущность концепции состоит в  удовлетворении актуализирующихся (ставших доминирующими) потребностей индивида педагогическими средствами на различных этапах его роста и развития, в результате чего у него сначала формируется подсознательная (мотивационная и эмоциональная) сфера. Это происходит с момента рождения и в первые 2-3 года жизни благодаря удовлетворению простейших (витальных) потребностей в пище, питье, сне, теплоте и др., обеспечивающих комфорт тела ребенка; затем в детстве (3-10 лет), благодаря удовлетворению сложнейших биологических потребностей в игре и подражании, в физическом и психическом саморазвитии, а также дополнительных потребностей в вооруженности (примитивном творчестве) и свободе выбора. В подростковом возрасте  (10-15 лет) благодаря удовлетворению идеальных потребностей в самопознании и смыслотворчестве у него активно строится сознание и самосознание, начинают образовываться смыслы и чувства, в том числе высшие (чувства ответственности, долга, собственного достоинства, любви и др.), он научается адекватно оценивать свои возможности и активно включается в деятельность по укреплению организма, формированию психики и сексуальности. Наконец, в юношеском  и взрослом возрасте (16 лет и старше) в процессе удовлетворения социальных потребностей в самоопределении, самосовершенствовании, самоутверждении и самовыражении у человека развивается способность к творчеству, то есть сверхсознание, на основе которого осуществляется продуктивная подготовка к семейной жизни и профессиональной деятельности.

Ниже показано, как с позиции указанной концепции, может  решаться самая  приоритетная педагогическая задача – формирование нравственно-психического статуса детей, подростков, юношей и девушек. Отметим, что данная задача может решаться как в системе школьного образования (с учетом содержания преподаваемого предмета), так и в семейной педагогике.

Основу нравственно-психологического статуса человека, как известно, составляют высшие чувства (ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, радушия, патриотизма, другие чувства, в том числе – чувство любви), образование которых тесно связано с формированием у него нравственно важных смыслов (понимания сущности жизни, трудовой деятельности, семьи, здоровья и т.д.). Все это напрямую связано с тем, как полно и какими средствами в процессе роста и взросления у человека удовлетворяются доминирующие потребности. Своевременная актуализация потребностей и полнота их удовлетворения обеспечивает главное – позитивный эмоциональный фон жизнедеятельности, который служит основой образования положительных чувств вообще и высших чувств, в частности. В качестве средств удовлетворения потребностей человека должна выступать «информация» (в самом широком смысле этого слова): в виде знаний, умений, материальных  предметов и т.п. Причем эта «информация» должна обладать  психологической и нравственной ценностью и поэтому иметь биологическую или социальную значимость для воспитуемого.

В дошкольном и младшем школьном возрасте нравственно-психический статус только начинает зарождаться (ведь ребенок живет преимущественно биологической, а не социальной жизнью). Педагогическая задача на данном этапе развития состоит в том, чтобы с помощью игры и творчества побудить детей вести себя культурно (быть добрыми, отзывчивыми, честными, уметь соблюдать правила этикета, сдерживать свои отрицательные эмоции и т.д.). Воспитание (в данном случае – формирование мотивационных основ нравственного поведения и психической саморегуляции) должно осуществляться через подражание (на примерах культурного поведения человека или сказочных героев), озарение или выбор правильного решения (при анализе культурных или некультурных поступков), психолого-педагогический анализ (определение зависимости нравственно-психического статуса от образа жизни), творческие и практические действия (рисование, конструирование, сочинительство, театрализованное действие, а также различного рода игры и упражнения, тренирующие положительные привычки и черты характера).

 

БОЛЬШЕ НЕ БУДУ КУРИТЬ

Один солидный мужчина, чиновник высокого ранга, при этом молодой отец, неожиданно узнал, что его малолетний сын покуривает (прислуга сказала). Пригласил он сына к себе в кабинет и стал говорить, как это вредно для здоровья. Но скоро заметил, что тот его не слушает, хотя усердно мотает головой.

«Ничего-то я не понимаю в педагогике!» – подумал отец с досадой и начал снова уже более строго рассказывать сыну о вреде курения. Даже собственный пример привел: мол «видишь, курю, потому и кашляю»  (и он театрально закашлялся). Но ребенок по-прежнему не слышал отца, а даже стал играть какими-то предметами на его письменном столе.

Отец совсем расстроился, видя свою беспомощность…

Размышляя на тему воспитания, он неожиданно стал подыгрывать сыну. Затем принес детские игрушки, и они разыграли с сыном целую сказочную историю о том, что в одном королевстве, где правил мудрый король, всем жилось очень хорошо. Никто не курил и не пьянствовал, не дрался и не воровал, поэтому никого не надо было наказывать. Но случилось несчастье: принц, которому король-отец собирался по наследству передать королевство, вдруг стал курить. Король от этого впал в расстройство и перестал заниматься королевством. И скоро в королевстве стали появляться бездельники, преступники и больные люди. Жить становилось все хуже. Власть в королевстве уже собирались захватить злые люди. Но, к счастью, этого не случилось, так как принц неожиданно поумнел и перестал курить. И королевство стало возрождаться, а король стал готовиться передать власть наследнику.

…Вечером, лежа в кровати, сын говорит отцу:

– Папа, я больше не буду курить… Чтобы тебя не выгнали из министров.

– Правильно! Я тоже брошу курить… Лучше будем вместе сочинять сказки.▓

 

Проблема формирования нравственно-психического статуса становится центральной в подростковом возрасте. Связано это с тем, что у них начинает созревать самосознание и формироваться устойчивый образ жизни (стереотипы поведения, привычки и черты характера). Чтобы воспитание шло в нужном направлении, следует создавать такую образовательную (информационную) среду, благодаря которой подростки могли бы лучше познавать прежде всего свои психологические особенности и в свободном творческом поиске решать проблемы, связанные с психосаморегуляцией и формированием смысловой основы здорового образа жизни. Педагогическая задача здесь состоит в том, чтобы помочь им путем самоанализа (самодиагностирования, тестирования или анкетирования) определить основные тенденции в своей психике, обусловленные особенностями собственной жизнедеятельности, и на основании этого внести целесообразные коррективы в свой образ жизни.

Формирование нравственного отношения подростков к собственной личности также следует осуществлять в форме свободного творческого поиска решения различного рода смысловых проблем (типа: «Кого можно считать человеком культурным? … счастливым? … безопасным? … цивилизованным?»). На занятиях с подростками важно давать им возможность свободно сочинять, конструировать, проектировать, переделывать на свой лад литературные произведения, проживать мысленно исторические события, участвовать в ассоциативном эксперименте, проводить самоанализ, заниматься научными изысканиями и другими продуктивными видами деятельности. В таких условиях подростки (на подсознательном уровне) удовлетворяют свои потребности в самопознании и смыслотворчестве, что способствует формированию у них высших чувств и, прежде всего, ответственного отношения к себе и своим поступкам.

 

УРОК ИСТОРИИ

Учитель задал домашнее задание, в котором предложил ученикам по материалам пройденной темы (Восстание Е.Пугачева) подготовить творческие работы по выбору. Например, сочинить рассказ, написать сценарий, представить исторический факт в виде рисунка… Полная свобода творчества.

Каждый ученик подготовил, что мог. Оказалось, что в классе есть и «писатели», и «сценаристы», и «художники». Дошла очередь до Сидорова, который, по словам учителя, был «без царя в голове».

Учитель его и спрашивает:

– А ты Сидоров, что подготовил на тему восстания Пугачева?

И Сидоров отвечает:

– А я провел валеологический анализ его жизни.

– И что получилось? – спрашивает учитель дальше.

И Сидоров дальше отвечает:

– Во всех отношениях жизнь Пугачева была вредной и опасной для здоровья. Он погубил себя, товарищей своих, которых обманул. А главное – погубил много невинного народа.▓

 

Становление нравственно-психического статуса в подростковом возрасте тесно связано с половым воспитанием. В этом возрасте у детей актуализируется потребность в половом самопознании (познании особенностей своей сексуальности), потребность в любви и потребность в смыслотворчестве (выработке собственного понимания сущности любви и семейной жизни). Средствами удовлетворения этих потребностей являются творческие процессы (главным образом в виде романтических мечтаний), эротические взаимоотношения с подростками противоположного пола (ухаживания, поцелуи и объятия), а также методы самонаблюдения, самоанализа, диагностики и тестирования, позволяющие изучить особенности собственной сексуальности. Удовлетворение актуальных потребностей способствует тому, что подростки начинают лучше разбираться в своих половых чувствах, способностях и пристрастиях. У них формируется «здоровьесозидающее» отношение к своей сексуальности и способность к проявлению эротических чувств, что значительно укрепляет нравственные основы их образа жизни.

В юношеском возрасте (если процесс воспитания в подростковом возрасте прошел продуктивно и у детей сформировался психологически устойчивый, нравственно обусловленный образ жизни) актуальной для них становится проблема подготовки к профессиональной деятельности и семейной жизни.

Хорошее знание собственных психических (умственных) возможностей и наклонностей, а также активная смыслотворческая деятельность дают основания надеяться, что юноши и девушки сами (что принципиально важно с нравственной точки зрения) смогут определиться в выборе будущей профессии и сознательно и ответственно займутся подготовкой к будущей трудовой деятельности (как в образовательном учреждении, так и самостоятельно). В значительной степени этому будет способствовать сформированный у них здоровый образ жизни. Педагогическая работа в этой связи значительно упрощается. Она заключается в том, чтобы обеспечить молодым людям хорошие условия для учебы.

Если процесс полового воспитания в подростковом возрасте прошел правильно, то в юношеском возрасте дети, как правило, не скрывают от близких людей своих «сердечных тайн» и советуются с ними по вопросам половых взаимоотношений и будущей семейной жизни. Основным методом воспитания в этом случае становятся доверительные беседы, совместное обсуждение эротических фильмов или реальных событий из семейной жизни. В этот период особенно важно обеспечить взрослеющего человека художественной, учебной и научной литературой, в которой освещаются актуальные вопросы половой жизни.

В заключение отметим, что концепция воспитания здоровой личности и определенные результаты ее реализации опубликованы в ведущих педагогических журналах РФ (Народное образование 6/2002, Директор школы 2/2003, Инновации в образовании 4/2004, Учитель 6/2004, Педагогика 6/2006 и др.). Несмотря на это, педагогическая практика остается неизменной. Почему? Причина прежняя – «безнравственная» (принудительно-нормативная) педагогика формирует «консерватизм» (не готовность к тому, чтобы отказаться от устаревших или ложных знаний и усвоить принципиально новую информацию), и это препятствует созданию новой педагогики. Получается замкнутый круг, который пора разорвать!.. В интересах нравственного будущего…

 

Чтобы воспитать хорошего (нравственного) человека, необходимо на различных этапах его роста и развития удовлетворять педагогическими средствами его базовые потребности:

в детстве биологические потребности (с помощью примеров культурного поведения человека или сказочных героев, сравнения их культурных и некультурных поступков, определения зависимости их характера от образа жизни, а также путем вовлечения воспитуемых в различные виды творчества, игры и упражнения, тренирующие положительные привычки);

в отрочестве идеальные потребности (с помощью самоанализа различных компонентов своей личности и творческого решения различных смысловых проблем, в том числе связанных с укреплением тела, психосаморегуляцией и формированием сексуальности);

в юности социальные потребности (с помощью внедрения творческого подхода в подготовку к профессиональной деятельности и семейной жизни).


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.